А.В. Черных. Этническая история цыган. Кто такие цыгане, и где находится их родина От какой нации произошли цыгане


- Bohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos ) или Tsiganes (заимствование от греческого - τσιγγάνοι, цинга́ни ), немцы - Zigeuner , итальянцы - Zingari , голландцы - Zigeuners , венгры - Cigány или Fáraók népe («фараоново племя»), грузины - ბოშები (бошеби ) , финны - mustalaiset («чёрные»),казахи - сығандар , лезгины - къарачияр («лицемеры, притворщики»); баски - Ijitoak ; албанцы - Jevgjit («египтяне»); евреи - צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы - کولی (коли́); литовцы - Čigonai; болгары - Цигани ; эстонцы - «mustlased» (от «Must» - чёрный). В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома́ » (англ. Roma , чеш. Romové , фин. romanit и др.).

Таким образом, во «внешних» по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:

  • отражающие ранние представление о них, как о выходцах из Египта ;
  • искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»);
  • обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»)

Цыгане живут во многих странах Европы , а также в Северной Африке , Северной и Южной Америке и Австралии . Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Передней Азии. Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись ). В России, по переписи 2010 года , проживает около 220 тысяч цыган.

Национальные символы

В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган . У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.

История народа

Индийский период

Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии - «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии. Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л». Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р. Л. Тернером, и которые разделяют современные учёные, в частности, лингвисты-ромологи Я. Матрас и Я. Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э. ) мигрировали в Северный Пенджаб .

Что касается так называемых среднеазиатских цыган, или люли , то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Пенджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным (см., например, раннее описание среднеазиатских цыган: Вилькинс А. И. Среднеазiатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878-1882).

В книге «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов , Н. Деметер) приводятся примеры антицыганских законов:

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола. Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей. Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери. Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве Австрийском предпочитали клеймить и так далее. Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет.

Картинка из французского развлекательного журнала, изображающая цыган во время приготовления человеческого мяса

В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались , поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, во-вторых, практически культурно законсервировались (до сих пор цыгане Западной Европы считаются наиболее недоверчивыми и приверженными буквальному следованию старинных традиций). Им также пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах и пещерах , что усиливало подозрительность населения, а также порождало слухи о людоедстве , сатанизме , вампиризме и оборотничестве цыган, следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов) и о способностях к злым чарам .

Часть цыган сумела избежать репрессий, завербовавшись в армию в качестве солдат или обслуги (кузнецов , шорников , конюхов и т. п.) в тех странах, где активно шла вербовка солдат (Швеция , Германия). Их семьи тем самым также были выведены из-под удара. Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».

Отмена антицыганских законов по времени совпадает с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. После отмены этих законов начался процесс интеграции цыган в европейское общество . Так, в течение XIX века цыгане во Франции , по свидетельству Жана-Пьера Лежуа, автора статьи «Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle», освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.

Однако к тому моменту антицыганские мифы уже прочно укоренились в европейском сознании. Сейчас их следы можно увидеть в художественной литературе , связывающей цыган со страстью к похищению детей (цели которого со временем всё менее и менее ясны), оборотничеством и службой вампирам.

Отмена антицыганских законов к тому времени произошла не во всех странах Европы. Так, в Польше 3 ноября 1849 года было принято постановление об аресте кочевых цыган. За каждого задержанного цыгана полицейским выплачивали премиальные суммы. В результате полиция хватала не только кочевых, но и оседлых цыган, записывая задержанных как бродяг, а детей - как взрослых (чтобы получить больше денег). После Польского восстания 1863 года этот закон потерял силу.

Можно также заметить, что начиная с отмены антицыганских законов в среде цыган начали появляться, выделяться и получать признание в нецыганском обществе одарённые в тех или иных областях личности, что является ещё одним свидетельством сложившейся более или менее благоприятной для цыган обстановки. Так, в Великобритании в XIX и начале XX века это проповедник Родни Смит , футболист Рэйби Хоуэлл, радиожурналист и писатель Джордж Брэмвелл Эвенс; в Испании - францисканец Сеферино Хименес Малья , токаор Рамон Монтойя Саласар-старший ; во Франции - джазмены братья Ферре и Джанго Рейнхардт ; в Германии - боксёр Иоганн Тролльманн .

Цыгане в Восточной Европе (XV - начало XX века)

Миграция цыган в Европу

В начале XV века значительная часть византийских цыган вела полуоседлый образ жизни. Цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии , Албании , землях современных Румынии (см. рабство в Румынии) и Венгрии . Они селились деревнями или городскими слободками, собираясь компактно по признакам родства и профессии. Основными ремёслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. Жили в этих областях и кочевые цыгане, которые также занимались ремёслами либо цирковыми представлениями с использованием дрессированных медведей.

У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико, в Бухаресте, продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы.

Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии.

Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX - начало XXI века)

В современной Восточной Европе, реже в Западной Европе , цыгане нередко становятся объектом дискриминации в обществе, особенно со стороны правоэкстремистских партий , в 2009 году сообщалось о нападениях на румынских цыган в Северной Ирландии

В конце XX - начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии - бывших социалистических стран , в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности - отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию - попрошайничеству, также распространена торговля наркотиками и мелкое воровство.

В России также наблюдается хоть и более медленное, но заметное обнищание, маргинализация и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике в связи с торговлей наркотиками и мошенничеством. Заметно снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время возродились цыганская пресса и цыганская литература.

В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.

Цыгане за пределами Европы

Цыгане в Израиле

  • Цыгане-дом. В Израиле и соседних странах проживает община цыган, известная как народ дом . По вероисповеданию дом мусульмане , говорят на одном из диалектов цыганского языка (так называемый язык домари). До 1948 года в древнем городе Яффо , недалеко от Тель-Авива , существовала арабоязычная община дом, члены которой принимали участие в уличных театральных и цирковых представлениях. Они стали объектом пьесы «Цыгане Яффо» (ивр. הצוענים של יפו ‎), последней из написанных Ниссимом Алони, известным израильским драматургом. Пьеса стала считаться классикой израильского театра. Как и многие яффские арабы , большинство представителей этой общины покинули город по призыву соседних арабских стран. Потомки общины, как предполагают [кто? ] , теперь живут в секторе Газа , и неизвестно, до какой степени они все ещё сохраняют отдельную идентичность домари. Известно о другой общине дом, существующей в Восточном Иерусалиме , члены которой обладают иорданским гражданством; в Израиле имеют статус постоянных жителей, национальность определена как «арабы». Всего община дом в Израиле насчитывает около двухсот семей, большинство из них из района Баб аль Хута, что в Восточном Иерусалиме возле Львиных ворот . Члены общины живут в очень плохих условиях: большинство из них безработные и существуют только за счёт пособий от израильского социального обеспечения, они не имеют образования, и часть из них не умеет ни читать, ни писать. Рождаемость у домари высокая, они женятся в раннем возрасте и только на членах своей общины, в том числе и на родственниках (в стремлении избежать ассимиляции и растворения), поэтому часть детей страдает наследственными болезнями, пороками или является инвалидами. В октябре 1999 года Амун Слим основала некоммерческую организацию «Домари: Общество цыган в Иерусалиме» с целью защиты имени общины. ,

В октябре 2012 года староста цыганского квартала Восточного Иерусалима обратился к мэру столицы Ниру Баркату с просьбой оказать содействие в получении его соотечественниками израильского гражданства. По его словам, цыгане гораздо ближе по своим взглядам к евреям, чем к арабам: они любят Израиль, а их дети хотели бы проходить службу в ЦАХАЛ. По словам лидера общины, израильские цыгане практически забыли свой язык и говорят по-арабски, при этом палестинцы и израильские арабы считают цыган людьми "второго сорта".

Цыгане в Северной Африке

В Северной Африке проживают цыгане-кале , известные также как андалусийские цыгане, и дом . Кинорежиссёр Тони Гатлиф - кале родом из Алжира . Кале Северной Африки носят в цыганском мире прозвище «мавры» и часто сами им пользуются (так, «мавром» или «полумавром» называют себя и Тони Гатлиф, и Хоакин Кортес , чей отец родом из Северной Африки).

Цыгане в Канаде и США

Цыгане в странах Латинской Америки

Первое документальное упоминание присутствия цыган (кале) в Латинской Америке (на Карибских островах) относится к 1539 году . Первые цыгане были сосланы туда против своей воли, но в дальнейшем испанские кале и португальские калонс (группы, состоящие друг с другом в родстве) небольшими группами стали перемещаться в Латинскую Америку в поисках лучшей жизни.

Самая крупная волна переселения европейских цыган в Латинскую Америку произошла во второй половине XIX - начале XX века. Самую заметную часть переселенцев составляли кэлдэрары , среди остальных цыган можно упомянуть ловарей, лударей, а также группы балканских цыган, известных под собирательным названием хораханэ. Продолжали переезжать в Америку и кале и калонс.

Среди всех цыган Латинской Америки очень популярно ведение небольшого бизнеса по продаже автомобилей.

Цыгане в странах Кавказа

Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников - уроженцы Венгрии , наиболее развита музыкальная культура у цыган России , Венгрии , Румынии , Испании , Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии , Словакии , Украины и России , актёрское искусство - в России, Украине, Словакии. Цирковое искусство - в странах Южной Америки.

При всём разнообразии цыганской культуры у разных этногрупп, можно отметить схожую систему ценностей и восприятия мира.

Цыганские «большие» этнические группы

Можно выделить шесть основных ветвей цыган. Три западных:

  • Рома , основная территория проживания - страны бывшего СССР, Западная и Восточная Европа. К ним относятся и русские цыгане (самоназвание руска рома).
  • Синти , проживающие в основном в германоязычных и франкоязычных странах Европы.
  • Иберийские (цыгане), проживающие в основном в испаноязычных и португалоязычных странах.

И три восточных:

  • Люли , основная территория проживания - Средняя Азия , Пакистан , Афганистан .
  • Лом (известные в основном, как боша или поша ), проживающие на Кавказе и севере Турции.
  • Дом , проживающие в арабоязычных странах и Израиле.

Есть также «малые» цыганские группы, которые трудно отнести к какой-либо определённой ветви цыган, такие, как британские кале и романичелы, скандинавские кале , балканские хораханэ, архангельские цыгобиты.

В Европе существует ряд этнических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения - в частности, ирландские трэвеллерс , центральноевропейские ениши . Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.

Образ цыган в мировой художественной культуре

Цыгане в мировой литературе

  • Собор Парижской богоматери - роман В. Гюго Франция
  • Ледяной дом - роман А. Лажечников Россия
  • Живой труп - пьеса Л. Н. Толстой Россия
  • Очарованный странник - роман Николай Лесков Россия
  • Олеся - повесть, Александр Куприн Россия
  • Фараоново племя - очерк, Александр Куприн Россия
  • Кактус - рассказ Афанасий Фет Россия
  • Недопюскин и Чертопханов - И. Тургенев Россия
  • Кармен - новелла Проспер Мериме Франция
  • Звёзды Эгера - роман Геза Гордони Венгрия
  • Макар Чудра, Старуха Изергиль - рассказы М. Горький Россия
  • Цыганка Аза - пьеса А. Старицкий Украина
  • Цыганочка - М. Сервантес Испания
  • Цыганское романсеро - сборник стихов Федерико Гарсиа Лорка Испания
  • Трубка - повесть Юрий Нагибин СССР
  • Цыган - повесть, роман Анатолий Калинин СССР
  • Леди-цыганка - роман Ш.Басби США
  • Худеющий - роман С.Кинга США

Многие известные поэты также посвящали цыганской теме циклы стихов и отдельные произведения: Г. Державин , А. Апухтин , А. Блок , Аполлон Григорьев , Н. М. Языков , Э. Асадов и многие другие.

Песни про цыган

  • Славич Мороз: «Цыганская любовь» (Видео , видео)
  • Высоцкий: «Цыганка с картами,- дорога дальняя..» (Видео)
  • «Гадалка» - песня из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль… »
  • «Цыганский хор» - Алла Пугачёва
  • «Валенки» - Лидия Русланова
  • «Цыганская свадьба» - Тамара Гвердцители (Видео)
  • «Мохнатый шмель» - песня из кинофильма «Жестокий романс » на стихи Р.Киплинга
  • «The Gipsy» и «A Gipsy’s Kiss» - Deep Purple
  • «Gypsy» - Mercyful Fate
  • «Hijo de la luna» - Mecano
  • «Gypsy» - Black Sabbath
  • «Gypsy» - Dio
  • «Cry Of The Gypsy» - Dokken
  • «Zigeunerpack» - Landser
  • «Gypsy In Me» - Stratovarius
  • «Gitano Soy» - Gipsy Kings
  • «Ocean Gypsy» - Blackmore"s Night
  • «Electro Gypsy» - Savlonic
  • «Gypsy/Gitana» - Shakira
  • «Gypsy» - Uriah Heep
  • «Gypsy Boots» - Aerosmith
  • «Gypsy Road» - Cinderella
  • «Gypsy Nazi» - S.E.X. Department
  • «Gypsy» - Ektomorf
  • «Cigany» - Ektomorf
  • «Gipsy King» - Patrick Wolf
  • "Hometown Gypsy" - Red Hot Chili Peppers
  • «Цыганский блюз» - Ночные снайперы
  • "Табор уходит в небо" - Calvados

Фильмы про цыган

  • «Ангел-хранитель», Югославия (1986 г.), режиссёр Горан Паскалевич
  • «Беги, цыган!»
  • «Большой куш » режиссёр Гай Ричи
  • «Время цыган », Югославия, режиссёр Эмир Кустурица
  • «Гаджо (фильм)», 1992 г., Режиссёр: Дмитрий Светозаров Россия
  • «Грешные апостолы любви » (1995 г.), режиссёр Дуфуня Вишневский Россия
  • «Драма в таборе подмосковных цыган » - мастерская Ханжонкова 1908, режиссёр Владимир Сиверсен Россия
  • «Есения », (исп. Yesenia; Мексика , 1971) режиссёр Альфред Б. Кревенна
  • «Заяц над бездной » 2006 г.,режиссёр Тигран Кеосаян Россия
  • «Кармелита » 2005 г., режиссёры Рауф Кубаев, Юрий Попович Россия
  • «Кассандра», Жанр: Сериал, мелодрама Производство: Венесуэла , R.C.T.V. Год выпуска: 1992 Сценарий: Делия Fiallo
  • «Король цыган » - режиссёр Фрэнк Пирсон (1978 г.)США
  • «Лэутары», режиссёр Эмиль Лотяну СССР
  • «Последний табор», (1935 г.) Режиссёры: Евгений Шнейдер, Моисей Гольдблат, СССР
  • «Сам по себе » (цыг. Korkoro, 2009) - фильм-драма, режиссёр Тони Гатлиф .
  • «Скупщики перьев », 1967 г., Югославия , (серб. Skupljaci perja), режиссёр Александр Петрович
  • «Странный чужак » (1997) Gadjo Dilo Гаджо дило, режиссёр Тони Гатлиф
  • «Табор уходит в небо », режиссёр Эмиль Лотяну СССР
  • «Трудное счастье» - Режиссёр Александр Столпер. 1958 г.

Каждому из вас, не раз приходилось в жизни встречаться с этим народом. В детские, послевоенные годы, мне привелось некоторое время жить в одном населенном пункте вместе с Цыганами. Те, которые жили вместе с нами, не вызывали во мне какого то отторжения или отвращения. Наоборот, я многому научился у стариков. Помню мне ни как не удавалось приручить в табуне молодого жеребца, и что только я не делал, а дед, Цыган, мгновенно его взяд, одел уздечку и привел жеребчика мне. И не только обращению с конями научилм меня Цыгане, наверно мне просто повезло в жизни. Были и другие встречи, но о них даже и вспоминать не хочется.
Цыга;не (Рома) - одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе, слой этнического населения общего индийского происхождения. Распространенное самоназвание - ром, рома, хотя используются и другие этнонимы: синти, мануш («люди»), кале. В качестве обобщающего названия на обшечеловеческом уровне для всех европейских цыган используется обозначение рома (англ. Roms, Romanies).
Происхождение названия «цыгане», как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, примерно в 1100 году нэ, Георгий Афонский описывает события происходившие в 1054 г. Именно с этого описания и появилось мнение о египетском происхождении Цыган. Так уж всегда получается, кто то выставил красивую историмю, и всем она понравилась, а на деле, оказалось, что все совершенно не так.
Англичане традиционно называли Цыган- Gypsies (от Egyptians - «египтяне»), испанцы - Gitanos (также от Egiptanos - «египтяне»), французы - Boh;miens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого - ;;;;;;;;;, цинга;ни), немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingari, голландцы - Zigeuners, венгры - Cig;ny или F;ra;k n;pe («фараоново племя»), финны - mustalaiset («чёрные»),казахи - сы;андар, лезгины - къарачияр («лицемеры, притворщики»); баски - Ijitoak; албанцы - Jevgjit («египтяне»); евреи - ;;;;;; (цо’ани;м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы - ;;;; (коли;); литовцы - ;igonai; болгары - Цигани; эстонцы - «mustlased» (от «Must» - чёрный). В настоящее время всё бо;льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома;»
Таким образом, во «внешних» по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:
отражающие ранние представление о них, как о выходцах из Египта;
искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»);
обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»)
Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек.
В бывшем СССР, официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970).
В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.
Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии - «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии. Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л». Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х годах XX века, и которые разделяют современные учёные, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб.
В индоарийских источниках поздней древности и раннего средневековья, которые до сих пор не рассматривались как имеющие отношение к генезису так называемых «проторомов» в Индии есть много связующих вопросов. Ряд данных указывает на расселение в центральных и северо-западных областях Индии населения с самоназванием d’om / d’omba начиная с V-IV веков до н. э. Это население изначально представляло собой племенные группы общего происхождения, связанные, возможно, с аустроазиатами. В дальнейшем, с постепенным развитием кастовой системы, d’om / d’omba заняли низшие ступени в социальной иерархии и стали осознаваться как кастовые группы. При этом интеграция домов в кастовую систему происходила прежде всего в центральных частях Индии, а северо-западные области очень долго оставались «племенной» зоной. Этот племенной характер районов исхода поддерживался постоянной связью с иранскими кочевыми племёнами, переселение которых в период перед миграцией предков цыган из Индии приняло массовый характер. Эти обстоятельства определили характер культуры народов зоны долины Инда (в том числе предков цыган), культуры, которая на протяжении веков сохраняла свой кочевой и полукочевой тип. Также и сама экология Пенджаба, Раджастхана и Гуджарата, засушливые и малоплодородные почвы около реки Инд способствовали развитию полускотоводческой-полуторговой мобильной модели хозяйствования ряда групп местного населения. Некоторые авторы полагают, что в период исхода предки цыган представляли собой социально структурированное этническое население общего происхождения (а не ряд отдельных каст), занимавшееся торговыми перевозками и торговлей транспортными животными, а также, при необходимости, как вспомогательными занятиями - рядом ремёсел и другими услугами, которые составляли часть повседневных умений. Культурное и антропологическое отличие цыган от современных домов Индии (имеющих более выраженные неарийские черты, чем цыгане) авторы объясняют указанным сильным арийским влиянием (в частности, в его иранской модификации), характерным для северо-западных районов Индии, где и проживали предки цыган перед исходом. Такую трактовку этно-социального происхождения индийских предков цыган поддерживает ряд зарубежных и российских исследователей.

Кры;мские цыга;не, также кры;мы, тата;рские цыга;не, татарче, аюджи (цыг. кырымитика рома, крыморя) - цыганская субэтническая группа, входящая в «большую» группа рома. Сформировалась в Крымском ханстве. В наше время проживает во многих странах бывшего СССР, в том числе в России. Говорят на собственном диалекте цыганского языка, с лексическими заимствованиями из крымскотатарского и русского языков.

В 1944 году крымские цыгане так же, как и крымские татары, подверглись депортации в Среднюю Азию, что было связано с тем, что большинство Крымов в советских паспортах были записаны как татары. Однако уже в 1948-1949 годах они снова стали появляться в Крыму. В настоящее время большинство Крымов живут за пределами Крыма - в Краснодарском крае Российской Федерации. Традиционный род занятий - мелкая торговля, исполнение музыки, разного рода кустарные ремёсла, ювелирное искусство, кузнечество, гадание, попрошайничество (практикуется до сих пор. Цыганские оркестры традиционно обслуживали татарские свадьбы. В наше время музыка и танцы русских цыган или современные) также являются самым распространённым занятием крымских цыган.
Иногда крымских цыган также путают с крымскими гурбетами (отдельный цыганский турецкоговорящий субэтнос, в переписи записывают их крымскими татарами).

Европейские генетики проанализировали геном цыган и выяснили, что этот народ зародился в северно-западной Индии примерно 1,5 тысячи лет назад и проник на территорию Европы 900 лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
"С точки зрения генетики, все цыгане связаны друг с другом двумя вещами - они происходят из северо-западной Индии и их предки вступали в браки с представителями других народов во время миграций по территории Европы.
На территории Европейского Союза проживает свыше 10 миллионов человек, причисляющих себя к цыганам. Большая часть из них проживает в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе Румынии и Венгрии. Предки цыган не оставили за собой памятников письменной историей, из-за чего их историческая родина и история миграций остается неизвестной.
Ученые сформировали группу из 206 цыган-добровольцев, проживавших в разных государствах Западной и Восточной Европы, собрали пробы ДНК и расшифровали их геномы.
Затем генетики сравнили геномы добровольцев между собой и с виртуальными ДНК пяти тысяч цыган и других народов, проживающих за пределами Европы. Это позволило им выделить около 800 тысяч однонуклеотидных полиморфизмов - различий в одну "букву"-нуклеотид, которые были в дальнейшем использованы в качестве "рулетки" для оценки генетического расстояния между народами.
По расчетам генетиков, наиболее вероятной родиной цыган являются территории современных штатов Гуджарат, Раджастан и Кашмир на северо-западе Индии. Именно здесь проживают несколько изолированных народов, таких как мегхавалы в Гуджарате и пандиты в Кашмире, чей геном больше всего похож на цыганскую ДНК.Т.Е. версия о египетском происхождении этого народа явно ошибочна.
По словам ученых, незадолго перед проникновением в Европу и через некоторое время после этого события цыгане пережили два резких сокращения популяции. Об этом говорит достаточно небольшое число отличий между геномами разных представителей этого народа.
Сопоставив различия в устройстве геномов европейских и не-европейских цыган, ученые выяснили, что первые представители этого народа достигли границ Европы примерно 900 лет назад. Как предполагают генетики, цыгане сначала проникли на Балканы, и уже потом распространились по Западной Европе.

Я ещё в начале 70х годов читал в журнале "Природа" была напечатана большая статья о цыганах. И там было написано, что цыгане были одной из каст в Индии. За неприемлемое поведение их изгнали из Индии, что и стало причиной их миграции в сторону Европы. И сначала они появились в Испании, где были встречены достаточно дружелюбно, но быстро испортили отношение к себе воровством и обманом. Цыгане не оставили письменных источников о себе, но их похождения зафиксированы в европейских источниках. Возможно господа генетики лишь подтвердили то, что давно известно. Статья в журнале была достаточно большая.
Вышеприведенная реплика добавляет бредовости нацизму Гитлера: * Гитлер был на 1/2 - 1/3 евреем и ненавидел евреев. * Фанател от "арийской расы", но арийцами являются исключительно индоиранцы и немного славяне, которые генетически к немцам не имеют никакого отношения. Собственно гаплогруппа Y-днк германо-скандинавких народов I наиболее близка семитской гаплогруппе J. * Получается, Гитлер - Ненавидел цыган и любил индусов, а это один и тот же народ.
До генетиков их происхождение было непонятно. Например, по европейски они называются Gipsy, от слово "Египет", ибо верили что это потомки древних египтян - магов, сродни изошедшим из древнего Египта евреям.
Другое исследование последней 10 лет - лингвистическое, тоже доказанно, что язык цыган появился около 1.5 тыс. лет в Индии. Считалось что это дравиды - коренное до-арийское население Индии, которых арийцы захватив Индию сделали низшей кастой. Но если они родом с северо-запада Индии, получается они и есть арии, а не дравиды?...
Предки цыган не оставили за собой памятников письменной историей, из-за чего их историческая родина и история миграций остается загадкой." А в людской памяти о них существует только негатив бродяг, воров,убийц, обманщиков.

Е;ниши (нем. Jenische, также самоназвание), «кочующие», «белые цыгане» - этнографическая и социальная группа разнородного происхождения, проживающая в Центральной и Западной Европе, в основном в области вокруг Рейна (Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Бельгия). Исторически ениши возникли в начале XVIII века как потомки маргинализировавшихся групп населения (в основном немецкоязычного), хотя ряд исследователей предполагают, что ениши могут происходить от онемеченного кельтоязычного населения. К кочевому образу жизни перешла лишь небольшая часть енишей.
Ениши говорят на особом енишском жаргоне, грамматически близком к швейцарским диалектам немецкого языка.
Кроме Швейцарии, ениши не признаны ни в одной из стран Европы как национальное меньшинство.
В годы Второй мировой войны гитлеровцы преследовали енишей наряду с близкими им по образу жизни цыганами. В современной Швейцарии ениши рассматриваются властями как одна из групп цыган. Швейцарские ениши активно взаимодействуют с цыганами-синти, тогда как в других европейских странах ениши активно отделяют себя от цыган.

(Молдавское княжество). Рабство в Румынии, на тот момент являвшуюся вассалом Османской империи, было законодательно запрещено только в феврале 1856 году, фактически же оно исчезло лишь в середине 1860-х. При этом наряду с рабами в румынских землях существовали крепостные крестьяне-румыны (известные как цараны, вечины, холопы); а в Трансильвании - «румыны», йобаги и др.) Основу местного господского класса (бояре) составляли этнические румыны (в Валахии и Молдавии), в Трансильвании - этнические венгры.
История
Несмотря все сложности статистического учёта, а также социально-политические противоречия в стране, Румыния является крупнейшим и самым известным в мире регионом цыганской культуры. Это обстоятельство неслучайно. Цыгане селились в средневековых румынских землях в необычайно больших количествах. Сюда их несомненно влекла большая толерантность романского населения, сохранившегося здесь со времён античности. И действительно, по сравнению с валахами, также частично занимавшимися кочевым скотоводством, более поздние народы, осевшие на Балканах, были гораздо менее терпимы к кочевому образу жизни цыган, их языку и культуре. Румынские цыгане в настоящее время насчитывают не менее двух миллионов человек. Первые цыгане проникли в румынские земли в 12 века с юга. Начиная с 13 века цыгане оказались в положении рабов у местных румынских и венгерских бояр. Именно тогда началось их постепенное закабаление местной славяно-романской верхушкой в очень своеобразной форме, напоминающей рабство в Бразилии. Первое письменное упоминание о рабах цыганской национальности в Румынии появилось третьего октября 1385 года. В разное время выдвигалить также гипотезы о том, что цыган в Румынию поставляли монголы или турки, пригнавшие их из Азии. После превращения Румынии в вассала Османской империи, страна стала частью средиземноморской работорговли со странами Магриба.
Цыганские сословия
В Румынии сформировались следующие профессональные сословия цыган:
калдераши (буквально. «медных дел мастера»),
лаутары («музыканты»),
бояши или лингурары («ложечники»)
урсары («медвежатники»),
фьерары («кузнецы»), а также «подковари».
С самого начала истории рабства в Румынии, много рабов, как в Римской Дакии, трудились в соляных и рудных шахтах. Женщины-цыганки, принадлежавшие боярам, были служанками, часто наложницами. Официальные браки между румынами и цыганами не поощрялись, однако внебрачные дети от таких союзов наполняли улицы румынских городов, обостряя проблему детского беспризорничества, сохраняющуюся до наших дней. Данная проблем остро стояла в Бразилии и других латиноамериканских странах, долгое время культивировавших институт пласажа.
После отмены рабства в Дунайских княжествах свободу получили не менее 250 тыс. цыган, или около 10 % населения Валахии. В Российской Бессарабии 1858 года перепись также учла 11 074 цыганских рабов. Освобождение цыган не улучшило их экономического положения. Как и в Бразилии, освобождённые рабы не получили земли, а значит вынуждены были пополнить ряды городской бедноты или же модифицировать сферу своей деятельности. Например, фьерары совмещали подкование с конокрадством.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

В XIV-XV вв. в Европе появился кочевой народ, известный как цыгане, происхождение, быт и язык которых на протяжении долгого времени оставались загадкой. Их предки не оставили после себя письменной истории, поэтому по поводу происхождения народа возникали самые различные теории. Он словно обречен на вечные скитания и имеет свою особую цивилизацию.

Цыгане разбросаны по всему миру. Их можно встретить на любом континенте, но нигде они не смешиваются с другими народами. Даже численность цыган не всегда удавалось установить в определенных странах. Происхождение цыган нередко пытались объяснить абсурдными теориями, просматривая их родословную от немецких евреев, упоминая даже жителей легендарной Атлантиды.

Появление массы других теорий порождалось от неразработанности сложных вопросов этнографии и истории крупнейшей в Европе группы национального меньшинства, которой являлись цыгане. Происхождение народа сводили к трем основным версиям. Теорию азиатских корней поддерживал Анри де Спонд, который связывал цыган со средневековой сектой аттинган. Многие ученые связывали этот народ с переднеазиатским племенем сиггинов, упоминаемым у античных авторов Страбона, Геродота и других. Теория египетского происхождения была одной из самых ранних, она возникла еще в XV веке. Причем прибывшие в Европу первые цыгане сами распространяли эти легенды. Данная версия поддерживалась английскими учеными, утверждавшими, что цыгане по пути в Европу побывали в стране пирамид, где и приобрели свои безграничные познания и умения в области ловкости рук, гадания и астрологии.

Теория индийского происхождения возникла в XVIII веке. Основой для данной версии послужило сходство языка Индии с языком, на котором говорят цыгане. Происхождение народа по данной версии в настоящее время практически общепринято. Сложным остается вопрос о локализации в Индии предков цыган и точного времени их выхода из страны.

Неоднозначность источника возникновения данного народа всегда переплеталась с определением самого понятия «цыгане», происхождение данного названия рассматривалось часто не как этническое, а как социальное явление. В различных источниках название «цыгане» применяется к социальным группам населения, ведущим бродячий образ жизни, для которых характерны сходные черты и специфические методы добывания средств к существованию, такие как гадание, мелкие ремесла, песни и танцы, попрошайничество и другие.

Действительно, цыгане, мозаично расселенные по всему миру, неоднородны по своему составу, и не всегда легко понять, насколько между ними велики различия. Они делятся на ряд этнических групп, которые отличает диалекты и другие локальные этнокультурные характеристики. Их традиционное кочевье нельзя рассматривать как своеобразное романтическое влечение к перемене мест или хаотичные бесцельные скитания. В основе образа жизни народа лежали экономические причины. Необходимо было постоянно искать рынки сбыта продукции таборным ремесленникам, новую публику для своих выступлений.

Этнокультурные контакты определенной группы цыган с окружающим населением приводили к целому ряду заимствований. Интересен тот факт, что цыгане не торопились уходить с обжитых территорий, даже попав в достаточно неблагоприятные условия. Известно, что во многих странах они подвергались жестоким гонениям. И тем не менее даже в самом эпицентре организованного насилия появлялись целые сумевшие выжить. Это кале в Испании, синти в Германии, трэвелерс в Англии.

В то время как на католическом Западе появление цыган повлекло за собой принятие законов об их изгнании, в Византии не было принято ни одного подобного закона. Здесь очень ценились ремесленники, мастера по обработке металлов, люди, ведающие дрессировщики животных.

В России появление новых этнических групп цыган было связано с расширением территории. В 1783 году согласно указу Екатерины II цыгане России были причислены к крестьянскому сословию, с них предписывалось взимать соответствующие налоги и подати. По желанию им также разрешалось приписывать себя и к иным сословиям, кроме дворянского. Так, к концу XIX века среди купеческого и мещанского сословий было немало русских цыган.

В XIX веке в России наблюдался неуклонный процесс интеграции цыган, их оседания на постоянных местах, что объяснялось улучшением финансового благополучия их семей. Природный артистизм, вобравший в себя немало из культур разных стран, привлек неподдельное внимание к данному народу. Русские романсы, исполняемые цыганами, приобретали иную окраску. Появился жанр цыганского романса, основанный русскими композиторами и поэтами, увлеченными этой культурой. Стала появляться прослойка профессиональных артистов.

Цыгане, одна из самых загадочных наций, проживающих на территории России. Кто-то их боится, кто-то восхищается их веселыми песнями и задорными танцами. Что же касается происхождения этого народа, то на этот счет существуют самые разнообразные версии.

Версия первая: индийская

Самое удивительное, что цыгане, один из немногих народов в мире, который официально не имеет своей собственной страны. В 2000 году они юридически были признаны внетерриториальной нацией. На протяжении уже полутора тысячелетий они кочуют по всему миру. Самое парадоксальное, что до сих пор точно неизвестно, сколько представителей этого этноса живет на планете. Как правило, приводится цифра в 11 миллионов, но она часто подвергается сомнению. Бытует предание, согласно которому цыгане возникли на Земле магическим образом. Именно поэтому они будто бы обладают врожденной способностью к гаданию и ворожбе. Современные ученые, конечно, довольствоваться такой теорией не могут. По их данным, цыгане зародились на территории Индии, откуда в V веке эмигрировали в Переднюю Азию. Предполагается, что причиной, побудившей их покинуть эту страну, стало распространение ислама. Как свободолюбивая нация цыгане категорически не хотели попадать под давление каких-либо религиозных догматов.

Версия вторая: обывательская

К сожалению, выйдя из Индии цыгане не нашли себе новой Родины в странах Европы. С XIV по XIX век их откровенно побаивались и не любили. Их образ жизни, сильно отличающийся от европейского, вызывал резкое отторжение. В европейских странах появился целый ряд дискриминационных законов, направленных против цыган, в том числе запрет на их проживание в том или ином государстве. Рождалось и множество обывательских небылиц, многие из которых рассказывали о происхождении цыган. Поскольку у этого народа не было письменных источников, описывающих его историю, догадки о его приходе в Европу были одна невероятнее другой. Европейские горожане уверяли друг друга, будто цыгане — это остатки народа Атлантиды, древних египтян или немецких евреев. Примечательно, что египетская версия имела косвенное подтверждение. Дело в том, что по пути из Индии цыгане действительно побывали в Египте. По некоторым данным, их способность к магии и астрологии была унаследована ими от египетских жрецов. Данная гипотеза оказалась настолько популярной, что в Венгрии цыган стали называть не иначе как «фараонов народ», а в Англии – египтянами. Самое интересное, что цыгане не только не опровергали подобные выдумки, но и поддерживали их. Встречая негативное отношение к себе в странах Европы, они в качестве защиты напускали на себя мистического тумана.

Версия третья: афонская

Сегодня учеными на основании сходства языка цыган и ряда народностей Индии достаточно точно установлено место их происхождения. Тем не менее ряд древних авторов называли местом зарождения этого народа Азию. Известный ученый Анри де Спонд утверждал, что цыгане произошли от средневековой секты атсинган. Данная теория возникла благодаря первой письменной записи о появлении цыган в Европе, датированной 1100 годом. Ее авторство приписывают Георгию Мтацминдели, монаху Афонского монастыря. Он связывал цыган с сектой атсинганов. Византийские источники придерживались той же версии, считая атсинганов остатками манихейской секты, исчезнувшей в VIII веке. Важно отметить, что атсинганы не только внешне были похожи на цыган, они также активно практиковали магические обряды.

Версия четвертая: азиатская

Античные историки Страбон и Геродот связывали появление цыган с переднеазиатским племенем сиггинов. Действительно, лингвисты, изучая язык цыган, установили маршрут их расселения по миру. Из Индии племена цыган переселились на территорию Передней Азии, преимущественно в Иран, Афганистан и Армению. Следующей точкой их остановки стала Византия, из которой цыгане распространились по Балканскому полуострову. В XV веке они пришли в Венгрию, Чехию и Словакию. Спустя столетие племена цыган можно было встретить по всей Центральной, Западной и Северной Европе. В то же время необходимо отметить, что расселенные по миру племена цыган неоднородны по своему составу. За полтора тысячелетия скитаний по планете они вобрали в себя такое огромное количество представителей других народов, что во многом потеряли свою историческую национальную идентичность.