Семинар-практикум для педагогов «Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Семинар – практикум для родите


тического слуха в игре»

Цель: Учить развивать слуховое внимание, память с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка».

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы.

4. Подведение итогов, вопросы воспитателей.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.


К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более . Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

Правильно произносить звуки; Четко произносить слова; Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно); Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; Успешно освоить письмо и чтение.

Предлагаю вашему вниманию пошаговую речевого слуха у ребенка. Эта " лесенка" широко используется логопедами.

Первая ступенька - узнавание неречевых звуков.

Игра «Найди игрушку»

Выбираем водящего, предлагаем закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если водящий подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому.

Игра «Найди колокольчик»

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Два зайчика»

На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Педагог объясняет и показывает, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – ГРОМКО И СИЛЬНО, и как маленький зайчик – ТИХО. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны определить и показать, который из зайцев только что играл (эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, разной величины, мишками, обезьянками)

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

Мяч, ударяясь о пол

Шарик, перекатываясь в стеклянной банке

Газета, если ее разрывать

Перелистывание книги

Резание ножницами и т. д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они слышат каждый раз.


Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

(Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

    Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко); Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом. Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т. д.

Игра «Кто, позвал?»

Дети встают в круг, водящий в центре круга. Кто-то из детей называет его имя, водящий узнает по голосу, кто его позвал, и подходит к нему.

Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

Коровы и теленка (му-му);

Козы и козленка (бе-бе);

Свиньи и поросенка (хрю-хрю);

Гуся и гусенка (га-га);

Кошки и котенка (мяу-мяу) и т. д.

Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку
(например, коровы или теленка).

Третья ступенька – дифференциация слов близких по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно".

Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон".

Затем объясняет:

"Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д.

(вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные).

Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет:

Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага

Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т. д.

Игра "Слушай и запоминай".

Перед детьми выкладываются картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

Рак, лак, мак, бак

Дом, ком, лом, сом

Коза, коса

Лужи, лыжи

Мишка, мышка, миска и т. д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Доскажи словечко".

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Игра «Четвертый лишний»

Педагог произносит несколько слогов, например:

На-на-на-па

Дети определяют, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются:

На-но-на ма-ма-мо-ма

КА-ка-га-ка ти-ки-ти-ти

Па-ба-па-па ва-ва-ву-ва

Игра "Одинаковые или разные".

Педагог вызывает водящего и говорит ему на ушко слог (например, па). Ребенок вслух повторяет его. Затем педагог называет тот же самый слог или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок (па) – педагог (па)

Ребенок (па) – педагог (ба)

Ребенок (ка) – педагог (га) и т. д.

После того, как водящий и педагог произнесут определенный слог, дети указывают, одинаковые они или разные.

Для того, чтобы педагог мог контролировать каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красную фишку, на разные – сидеть молча.

Первый слог всегда называет педагог. А то, что он делает это шепотом, - повышает интерес детей к заданию!

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Пятая ступенька – дифференциация звуков.

На этом этапе дети учатся различать фонемы (звуки родного языка).

Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка»

Педагог раздает детям картинки с изображением волка, девочки, птички, и объясняет:

Волк воет – у-у-у

Девочка плачет –а-а-а

Педагог произносит звук кратко;

Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов и объясняет:

Красный кружок соответствует звуку (а), желтый (у), зеленый (и)

В ряд гласных А, У, И включают другие звуки, например, О, Ы, Э на которые дети должны реагировать.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра "Звук заблудился".

Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла Доски на гору везем,
По дороге вдоль села. Будем строить новый ком (дом).

Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного звукового анализа.

Необходимо начать работу с того, что научить детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова.

Игра «Отхлопай свое имя»

Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять ударный слог. Выбираем водящего, спрашиваем его:

Как тебя зовут?

Твое имя можно прохлопать вот так: Ма-ша. И т. д.

Игра «Позовем слово»

Учим детей определять ударный слог в слове. Перед детьми на столах лежат картинки. Каждый называет свое слово, например:

У меня «Машина».

Давайте позовем это слово: ма-ши-на.

Игра "Сколько звуков?"

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).

    Детям раздаются по несколько – одноцветных кружков или палочек. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например:

А, ау, иау и т. д. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес педагог.

    У детей на столах лежат по три кружка. Уславливаемся, что красный кружок обозначает звук (а), желтый (у), зеленый (и). Затем педагог произносит сочетание из этих звуков, сначала по два звука – ау, уа, уи, аи… Затем по три звука – ауи, иау, аиу…..

Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Дети должны отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышали.

Игра «Последний звук, отзовись!»

(сначала учим детей определять в слове последний звук – глухие, взрывные, согласные легче всего даются детям)

Дети по одному выходят к столу педагога и вынимают из конверта картинки (подобраны заранее). Громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем повторяет этот звук отдельно. Могут быть следующие картинки: кот, мак, лук, паук, и т. д.

Эту игру можно варьировать, постепенно усложняя задание, например:

    Дети раскладывают на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук (т), а в другой – на звук (к). Педагог показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, например:

Тан…, пау…, вени…., потоло… и т д.

Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил педагог.

    Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.


Семинар-практикум для родителей

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8

Бижова О.А.

Г.Новочеркасск

На семинаре демонстрируется презентация «Развиваем фонематический слух ребенка» (является приложением к данному сценарию)

Ход семинара:

    На демонстрационной доске показаны вопросы, которые планируется рассмотреть в ходе встречи:

    Что такое фонематическая функция?

    Этапы развития фонематических процессов.

    Игры упражнения для формирования и коррекции фонематических процессов

    Семинар начинается с игры «Посидим в тишине», после чего предлагаем назвать как можно больше звуков, которые они смогли услышать. (Ответы родителей, дополнения логопеда)

    Фонематические функция включает в себя:

Фонематический слух;

Фонематическое восприятие;

Фонематические представления;

Фонематический анализ и синтез.

    Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух является частью физиологического слуха и направлен на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: ребенок не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы

    Фонематическое восприятие- специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

    Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе правильного произношения, понимания речи, грамотного письма и чтения в процессе школьного обучения

При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

    Этапы развития фонематического слуха:

На начальном этапе развития фонематического слуха - до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание, звуки природы и т.д. Одновременно с этим, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук.

    Звуковой анализ и синтез.

    Родителям предлагается вспомнить некоторые правила русского языка из школьной программы.

    Демонстрируется слайд «Звуки и буквы»

    Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.

    Вспоминаем схему характеристики звуков, в игровой шуточной форме предлагаем 2-3 родителям охарактеризовать звуки, остальные родители выступают в роли судей или помощников. (возможно проведение соревнований между двумя командами) На слайде представлена схема характеристики звуков (Звук гласный или согласный, гласный- ударный или безударный; согласный –звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Следующий слайд:

Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете.
Конфуций

    Игры с родителями .

I этап. Определение неречевых звуков.

    «Угадай, что звучит?»

    « Кто позвал?»

    «Посидим в тишине»

I I этап. Формирование слухового внимания

    . «Узнай слово»

Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака”

Буман-паман-банан-гамман.

    «Стихи-небылицы»

Сели в лоЖку и - айда! -

По реке туда-сюда!

Жучка буДку не доела:

Hеохота. Hадоело.

Тает снег. Течет ручей.

Hа ветвях полно Врачей.

Hа виду у детворы

КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

Врач напомнил дяде Мите:

"Hе забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять Цапель перед сном".

Старый дедушка Пахом

Hа коЗе скакал верхом.

Закричал охотник: "Ой!

Двери гонятся за мной! " А.Шибаев

    «Незнайкины стихи»

з-ж

У Светланы и у Лизы

Есть и санки, есть и лызы.

ж-з

Что стучишь так громко, дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.

с-ш

Лежали на улице свежие доски. На них отдыхали ленивые коски.

с-ш

Миша и Маша лежали в коляске. Были они, безусловно, двойняски.

ш-с

Двое маленьких мышат Тоже ходят в детский шад.

р-л

Грустят на пригорке Две стройные ёрки.

л-р

Был закат и тих, и светел, Но потом поднялся ветел.

рь-ль

Мама, мама, мне поверь: Сам убрал свою постерь.

рь-ль

Огибает речка Рощу, как коречко.

ль-рь

Встал Илья на тонкий лёд И хотел пойти впелёд.

ч-ть

Не за рыбой охотится чайка,

А за булкой - ну что за ленчайка!

    «Подскажи словечко»

Не грозит рыбешкам скука,

Если где-то рядом…(Щука)

Мчится, от собак спасаясь,

Меж кустов пугливый…(Заяц)

В теплице, словно светофор,

Алеет спелый…(Помидор) и др.

I I I этап Развитие навыков звукового анализа и синтеза

    «Поймай звук»

    «Найди место звука в слове»

    Найди картинку со звуком [Л]

Лев слон лампа

    Определи место звука [З] в слове

Заяц роза

    « Помоги собрать вещи» . В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук «ш».

    Составьте слова из первых звуков названий картинок.(утюг, рак, облако, конфеты)

    Попробуйте еще (Рыба, удочка, часы, кот, автобус)

    Подбери схему к слову

Игры, с использованием картинного материала (для ознакомления)

В конце встречи с родителями логопед демонстрирует пособия из подручного материала и дает задание изготовить подобные игры и игрушки в домашних условиях. Лучшие работы будут представлены на выставке детско-родительских работ при следующей встрече.

Шумящие коробочки

Музыкальная шкатулка

    Лабиринты

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Фонематический слух-основа речи»

(РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОНР)

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара родители дошкольников, учитель- логопед ведущий практикума.

Оборудование: аудиозаписи природных и бытовых шумов, памятка – консультация для родителей « Упражнения для развития фонематического слуха у детей», красная и синяя вазы, искусственные цветы.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Разработка памятки – консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5 лет».

Ход практикума:

1.Организационный момент

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок может допускать следующие ошибки

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных(Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас- поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Для развития слухового внимания, слуховой памяти используем неречевые звуки. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько записей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Одним из приемов развития слухового внимания является игра «По чему постучал карандаш?»

Берем карандаш, расставляем различные предметы: металлические, стеклянные, глиняные итд. Демонстрируем, как они звучат при постукивании карандашом.А потом за ширмой предлагаем отгадать: что звучит?

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д

Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическая готовность нужна для того, чтобы мы подготовили к вызыванию звука речи. Ребенок должен уловить разницу между звуком вашей речи и своим собственным. Если ребенок этой разницы не чувствует, он не будет менять свой звук («я холошо говолю»). Прежде всего надо почувствовать разницу между собственным дефектным и вашим нормативным звуком, тогда ребенок будет сам менять двигательный образ в сторону образца, чтобы добиться точного звучания. Если нет фонематического контроля, мы никогда не получим чистого и точного звука.

Фонематическое восприятие- это более тонкий, чем физический слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Являяся частью физического слуха, он направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в упорядоченном виде- в «решетке фонем». В «решетке фонем» необходимо заложить эталон. Фонемная решетка- набор образцов отдельных фонем, из которых формируются различные слова

Фонематическое восприятие- внутренний камертон, который не позволяет фальшивить.

Правильная речь –залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи , определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

3. Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей.

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Игра «назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, АИСТ –А, УТКА –У, итд..

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ,не МЭ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: аист- ударный гласный а, облако

Игра -путешествие "В гости к Саше".

Цели: развивать фонематический слух, дифференцируя звуки "с-ш"; продолжить работу по развитию внимания и памяти.

1. Организационный момент

Ребята, ко мне подойдет и встанет в круг тот, чье имя начинается со звука "А" и т. д.

2. Постановка цели.

Дети стоят вокруг логопеда.

Ребята, мы сегодня отправимся в гости к нашему другу обезьянке Саше, но чтобы путешествие удалось, надо внимательно меня слушать и правильно выполнять все задания.

В поезд приглашаю детей, у которых белые носки, синие шорты, разноцветные платья, и т. д.

3. Основная часть.

1) -Ребята, наш поезд будет ехать тогда, когда я буду произносить разные слова, а как только услышите слово "звонок" остановитесь.

2) -Вот мы и приехали. У ворот своего дома нас встречает Саша. Только что-то она очень грустная.

Саша никак не может сказать, . какой первый звук слышится в ее имени? Поможем ей?

И теперь она хочет поиграть с вами в разные игры.

3) Игра "Хлопни- топни"

На звук "с "-хлопнуть, на звук "ш" - хлопнуть.

4) Игра "Дразнилка"

Все обезьянки любят дразниться. Повторите за Сашей ее любимые дразнилки.

са- ша- са; су- шу- су; сы- са- су.,сы-шы-сы

5) Игра "Веселый карандаш"

Саша приготовила вам в подарок" веселые " карандаши. Сколько раз она произнесет слоги, столько раз стукните карандашом.

СА-ША; ША-ША-СА; СУ-ШУ-ШЫ; ШО-ШЫ-ША-ШУ.

6) Игра "Поймай слово"

У Сашы было очень непослушное имя, оно все время убегало и пряталось среди других слов. Поймайте в ладошки его имя и сдуйте его назад Саше

(вдох- носом, выдох- ртом) .

шапка, сапог, санки, Саша, шишка, шмель, Саша, совок, шоссе, Саша, суп, сушка, Саша.

Пришла пора возвращаться домой. Пригласим Сашу с собой? Назад мы полетим на воздушном шаре. (игра «Надувайся,шар, да не лопайся!»)Вот мы и дома.

А дома нас тоже ждет сюрприз.

7) Итог.

Саша прощается с детьми и просит напомнить слова со звуками"С", "Ш”

Обмен впечатлениями о встрече.

Логопед раздает памятки –консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-6лет» с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились –в красную вазу. Если не понравилось –в синюю вазу.


Семинар - практикум «Фонематический слух – основа правильной речи».


Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания воспитателей;
- дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов.
Оборудование: презентация
Ход мероприятия:
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно узнавать и различать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие . Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов, является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Для проверки состояния фонематического слуха проводят обследование по нескольким компонентам.

Выявление умения ребёнка узнавать и различать неречевые звуки.

Задание "Отгадай,что звучит?"

Выявление умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Задание «Покажи картинки»: где коза, а где коса; где удочка, а где уточка...


Задание «Назови предметы, которые звучат похоже».
Лейка - скамейка, чашка - рубашка, подушка - лягушка.

Изучение дифференциации слогов

Далее выявляем умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
Упражнение «Повтори как я скажу» .
- с одним согласным и разными гласными звуками
та-то-ту, шу-ши-ша, ло-ла-лы
сы-са-со, ро-ру-ры, цу-цо-ца
- с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости
па-ба-па, та-да-та, ва-фа-ва
са-за-са, жа-ша-жа, ка-га-ка

Изучение дифференциации звуков

Выявляем умение различать звуки родного языка. Работу по различению звуков начинаем с гласных. Гласные звуки легче услышать, легче произнести, легче выделить. Их можно тянуть, петь.
Игра «Поймай звук». Послушай ряд звуков. Если услышишь звук А, хлопни в ладоши. А, О, У, А, И, О, А.
После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных.
Игра «Различай и повторяй»
«Повторяй за мной только слова со звуком м» - предлагаемые слова:
калина - малина, море - горе, мох - пух, мухи - сухо, раки - маки, монета - ракета, мука - рука,
магазин - бензин, зайка - майка, мыло - шило.

На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
Игра «Помоги Незнайке собрать портфель».
Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.


И второй тип заданий на дифференциацию звуков схожих по звучанию.
Игра «Размести картинки по ящикам» на дифференциацию звуков Ц – С – З.

Выявление навыков звукового анализа слова.

Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
Игра «Назови первый звук в слове» .
Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции.


Игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи. Назовите картинки, определите первый звук в слове. Подарите картинки: Алику со звуком А, Уле со звуком У.


Определение гласного звука в середине слова.


Определение гласного звука в конце слова.


Изучение умения определять место звука в слове.


Выявление умения определять последний согласный звук в слове.


Выявление умения определять первый согласный звук в слове.


Выявление умения различать мягкие и твёрдые согласные
Задание «Помоги Кате разложить предметы». Предметы, в названиях которых слышится звук К, положи в синюю корзинку. Предметы со звуком Кь - в зелёную.


Выявление умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова)
Задание «Новоселье в зоопарке»
Рассели животных по вольерам в соответствии со схемой слова.


Выявление умения выполнять полный звуковой анализ слова
Задание "Составь звуковую схему слов"


И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Задание "Отгадайте загадку" (по первым звукам слов-картинок).


Задание "Как зовут детей?" (по последним звукам слов-картинок).


Вывод: проведя это несложное обследование, можно сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка. Если выявились какие-то проблемы, то начинаем работу по их устранению. Для развития фонематического слуха существуют специальные игры и упражнения.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОНР»

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара родители старших дошкольников, учитель- логопед ведущий практикума.

Продолжительность: 40 мину -1 час.

Оборудование: презентация «Развиваем фонематический (речевой) слух, аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», памятка – консультация для родителей « Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет», красная и синяя вазы, искусственные цветы.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка памятки – консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет».

Ход практикума:

1.Организационный момент

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных(Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас- поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

2. Выступление учителя –логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух»

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько записей бытовых и природных шумов, а родители определяют, какие это звуки).

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

3. Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей. ( показ презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух» с обыгрыванием игр).

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

Игра «назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ,не МЭ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный гласный О.

4. Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно». (показ игры)

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например, «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный дом», «Птичий дом» и др.., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки – двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

5. Обмен впечатлениями о встрече.

Логопед раздает памятки –консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7лет» с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились –в красную вазу. Если не понравилось –в синюю вазу.