Что такое дерево для детей. Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники. Летне-осенние цветущие кустарники: фотографии с названиями
Это викторина для учащихся начальной школы. Викторина про деревья и кустарники. Все вопросы викторины с ответами.
Викторина: «Деревья и кустарники»
■ Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.
■ Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора .
■ Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.
■ Какое дерево называют деревом лентяев? Кокос. Его плоды, созревая, падают на землю сами.
■ Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? Листья ольхи .
■ Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? Ель.
■ У какого растения сережки имеют ласковые, нежные названия — колечки, пушки, лапки? Ива .
■ Какое растение известно нам по зимним веточкам? Оно не вечнозеленое, но имеет шишечки. Ольха.
■ У какого дерева ствол белый? У березы.
■ Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? Клен.
■ Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.
■ Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму? Лиственница.
■ Каким деревом египтяне снабжали умерших? Инжиром .
■ Из какого дерева американские индейцы делали лодки? Из березы.
■ Какая древесная порода занимает наибольшую площадь в лесах нашей страны? Сосна, ель, береза.
■ Из семян этого дерева можно получить муку или крупу. Можно варить кашу или печь лепешки. Можно приготовить кофе. Что это за дерево? Как называются его семена? Дуб и желуди.
■ Древесина какого дерева используется в кораблестроении? Сосна.
■ Из этого растения получают смолу, канифоль, скипидар, сургуч, ванилин. Но это и ценный источник витаминов. Укажите, из чего приготавливают витамин? Сосна. Из сосновой хвои.
■ У какого дерева самые длинные иголки? У североамериканской болотной сосны.
■ Какие деревья являются столовой для птиц? Рябина, черемуха.
■ Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней ели»? Молодые елочки «горят» от солнца, а именно в березовом лесу быстро поднимаются. Березы рассеивают свет и таким образом как бы оберегают ели от палящих лучей солнца.
■ Древесина какого дерева очень плотная, тяжелая, твердая, прочная. Идет на изготовление некоторых деталей машин, художественных изделий? Железное дерево.
■ Растет ли дерево зимой? Нет, оно замирает.
Блиц «В гостях у деревьев»
■ Растение с твердым толстым стволом и кроной. Дерево.
■ Одежда дерева. Кора.
■ Дерево — символ России. Береза.
■ Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
■ Дерево, из которого делают пианино. Ель.
■ Дерево, из которого делают спички. Сосна .
■ Дерево медонос — это... Липа.
■ Дерево, которое первым желтеет. Береза.
■ Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
■ Тянется вверх из желудя. Дуб.
■ Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
■ Щеточкой растут короткие иголочки. У елки.
■ Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. Рябина.
■ Дерево, которое последним в году цветет. Липа .
■ В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки. Орешник.
■ Колючее разлапистое дерево. Ель.
■ В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. Шишка.
■ Ивовое дерево. Ракита.
■ Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев. Лавр.
БЕРЕЗА
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
(А. Прокофьев)
Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни, стихи:
Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
* * *
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
(С. Есенин)
Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.
Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы – малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.
Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырье заготавливали весной. В это время «береста линяет», то есть свободно отделяется от древесины. Сырье сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры березы – лыка – плели лапти, корзины, баулы.
Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700–800 лет, сохранились до наших дней.
Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.
ЗАГАДКА
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой,
Стоит над горой.
(Береза)
ДУБ
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый,
Значит, закаленный.
Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества и знатности. Дуб посвящали покровителю искусств – богу Аполлону. В Древнем Риме желуди считались божественными плодами. Древнеримский ученый Плиний Старший так писал про дубы: «Не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».
Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома – Перуну.
Дуб – деревьев всех король,
У него большая роль.
(И. Горюнова)
В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400–500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст – около 1400 лет.
Дуб – дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения.
Цветут дубы в мае. Плоды – желуди – созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.
У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.
ЗАГАДКИ
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
* * *
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
КАШТАН
Солнце встало рано,
Заглянуло в дом.
Зацвели каштаны
За моим окном.
Птица распевает
Близко-близко где-то,
Значит наступает
Золотое лето.
(Г. Бойко)
Конский каштан – величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высокосводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25–30 метров.
Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5–7 листочков.
В начале мая каштан цветет. Цветочки у него очень красивые – пирамидальные метелки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1–3 блестящих, темно-коричневых семени.
В южных районах растет каштан посевной благородный. Он так сильно отличается от каштана конского, что ученые относят их к разным семействам. Похожи они только внешне, у обоих видов блестящие, коричневые, словно отполированные орешки, заключенные в почти одинаковые оболочки, только у съедобного она бурая с шипами, а у конского каштана – ярко-зеленая с бугорками. Точно сказать, почему каштан стали называть конским, сложно. Существуют две версии. По одной из них, после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. Согласно второй, на темно-коричневой поверхности плода есть серое пятно, похожее на отпечаток конского копыта. Древесину конского каштана используют в мебельном производстве для изготовления высококачественных бочек. Экстракт, приготовленный из коры, используют для дубления кожи, окраски хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей в темно-коричневый и оливковый цвет. Из молодых ветвей плетут корзины.
Дидактические карточки - Деревья
Уважаемые Воспитатели!
Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте поз накомим детей с различными деревьями.
Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.
А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).
В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.
Рассказ про Березу:
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
Вопросы про Дерево:
Какие деревья, вы знаете?
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?
Чем их надо поливать: водой или молоком?
(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
Для чего нужны деревья, польза от деревьев:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.
Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.
Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.
Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.
СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.
Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Ольга Блинова
Домашнее задание «Деревья. Кустарники»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ТЕМА ЭТОЙ НЕДЕЛИ - «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ » .
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ.
Дети должны знать :
названия основных (в данной местности) деревьев ;
внешнее сходство и различие деревьев ;
названия частей дерева (корни, ствол, ветви, ветки, крона, листья, иголки; пень, ствол покрыт корой, на цветущих деревьях есть почки , цветки, семена, плоды);
зависимость роста и развития деревьев от времени года ;
названия наиболее распространенных в данной местности кустарников ;
правила поведения в лесу, охраны зеленых насаждений в городе.
Дети должны уметь :
отличать деревья от кустарников по строению ;
применять полученные знания, на практике, в решении поставленных задач ;
активно использовать словарь названий, признаков, действий по теме;
использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез, включать воссоздающее и творческое воображение;
действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения.
Попробуйте повторить эту тему в играх и беседах с детьми.
Дидактическая игра «Отгадай и покажи»
Ожидаемый результат : дети должны знать отличительные признаки наиболее известных в данной местности деревьев , отгадывать по ним загадки; уметь находить названное дерево среди множества предложенных на картинках.
Цели : развивать логическое мышление, внимание; воспитывать выдержку при отгадывании загадок.
Взрослый загадывает загадки по своему выбору. Дети должны отгадать и найти дерево среди других на картинках.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей. (Дуб.)
Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер-дождевик,
У него зеленые листья
Покраснеют в тот же миг. (Клен.)
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то - медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок. (осины) .
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила.
А о чем грустит,
Никому не говорит. (Ива.) Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам украшение,
И дроздам угощение (Рябина) .
Есть шишки, но не ель.
Есть иголки, но не сосна.
Живет больше ста лет,
Но не дуб. (Кедр.)
Стройная, высокая,
С липкою смолой,
Крепкой древесиною,
Шапкою густой. (Сосна.)
Дидактическая игра «Дерево - куст »
Ожидаемый результат : дети должны знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников , различать их по особенностям строения; уметь внимательно слушать названия, которые произносит педагог и быстро реагировать соответствующими движениями!
Цели : развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно проверить собственные знания.
Взрослый называет деревья и кустарники . Дети на кустарник должны присесть , подняв руки вверх, а на дерево - встать на цыпочки с поднятыми руками. Тот, кто ошибается, называет главные особенности внешнего вида данного растения.
Эту игру можно провести с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и называет дерево иди кустарник , а ребенок должен поймать мяч и сказать соответственно «Дерево » или «Куст » .
Подвижная игра «Где растет дерево ?»
Ожидаемый результат : дети должны знать, как называются участки леса, рощи, на которых растут деревья одного вида ; уметь внимательно слушать сигнал педагога и быстро реагировать на него; бегать, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Цели : развивать ориентировку в пространстве, внимание, память; воспитывать умение не нарушать правила игры.
Материалы : значки для детей с изображением разных деревьев .
Дети становятся деревьями , которые вместе образуют смешанный лес. По сигналу «Смешанный лес» дети бегают по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, а по сигналу «Берёзовая роща» , «Дубрава» , «Сосновый бор» , «Осиновая роща» дети, у которых значок с изображением соответствующих пород деревьев , становятся в круг, очерченный в середине площадки.
Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»
Ожидаемый результат : дети должны знать характерные особенности строения знакомых деревьев ; симметрично дорисовать дерево , украсить его листьями.
Цели : развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.
Взрослый раздает детям листы с изображением половинки дерева . Дети должны догадаться, что это за дерево , дорисовать его симметрично, украсить листьями. Формы листьев разных деревьев взрослый может показать на картинке или в виде шаблонов.
Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года »
Ожидаемый результат : дети должны знать, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками в разное время года , как это проявляется во внешнем облике; уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.
Цели : развивать память (припоминание, воображение, монологическую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно .
Из элементов, предложенных педагогом (листья разной окраски, цветки, веточки с почками, засушенные плоды, вата и др., дети должны выбрать те, которые соответствуют названному времени года, и украсить ребенка, изображающего дерево . Рассказать, чем отличается дерево или куст в данное время года .
Дидактические, игры
На чем что растет?
Ожидаемый результат : дети должны уметь попарно раскладывать карточки с изображением деревьев и их плодов и семян ; Называть их, строить предложение по предложенной конструкции. (Желуди растут на дубе.)
Цели : развивать память, мышление (операцию сравнения, фразовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, действовать в соответствии с сюжетом.
Материалы : картинки с изображением дуба, желудей, яблони, яблок, сосны, круглых шишек, ели, продолговатых шишек, рябины, гроздей рябины, березы, ольхи, ивы, сережек и т. п.
Дети выполняют роль юных защитников лесных животных. Им необходимо вернуть под соответствующие деревья плоды и семена для того, чтобы животные смогли их найти. Взрослый предлагает к картинкам с деревьями подобрать нужные плоды и семена, назвать их и предложением обозначить соответствие.
Игру можно усложнить, добавив фигурки лесных обитателей. Фигурки дети будут помещать к деревьям , плодами и семенами которых питаются определенные животные.
Посадим лес
Ожидаемый результат : дети должны знать отличительные особенности внешнего вида, произрастания деревьев и кустарников родного края ; уметь по описанию отгадывать растение, находить картинку с его изображением и располагать в месте, обозначающем лиственный, хвойный или смешанный лес.
Цели : развивать память, воображение, операции мышления, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.
Взрослый зачитывает отрывок из рассказа о дереве , а дети должны отгадать, о каком. Затем они выбирают из большого количества плоскостных деревьев нужное и помещают его на изображение лесного массива к хвойным, лиственным деревьям или в смешанный лес . Дети выступают в роли лесничих, которые вываживают молодняк. Детей можно разделить на подгруппы, каждая из которых будет сажать, например, только хвойный лес. Можно дать детям задание расположить в лиственном лесу деревья по этажам : 1-й - дубы и ясени, 2-й - рябина, клен, дикая яблоня, 3-й - орешник, боярышник, бересклет (кустарники в подлеске ) .
Взрослый может загадывать об одном и том же дереве несколько загадок , в которых дается разное описание особенностей его внешнего вида и произрастания. Подбираются любые небольшие отрывки из познавательных рассказов, стихов, содержащие основные сведения о деревьях и кустарниках .
Дидактические упражнения
Найди причину
Ожидаемый результат : дети должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить придаточное предложение.
Цели : развивать фразовую речь, память, логическое мышление; воспитывать ответственность за свои поступки.
Взрослый читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.
Летом многие деревья в городе засохли , потому что.
В лесу было много поваленных деревьев , потому что.
В саду уродился хороший урожай фруктов, потому что.
Дерево загорелось , потому что.
В засушливое лето в лесу не было пожаров, потому что.
Посаженное маленькое деревце так и не выросло , потому что.
С деревьев стали облетать листья, потому что.
На деревьях появились почки , потому что.
Деревья стояли голые , потому что.
В еловом лесу темно и гулять в нем трудно, потому что.
От урагана сосну выворотило из земли с корнем, а куст орешника только прижало к земле, потому что.
Леса считают «легкими нашей планеты» , потому что.
Каждый прохожий останавливался у куста сирени , потому что.
Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в прочных перчатках, потому что.
Что здесь лишнее?
Ожидаемый результат : дети должны уметь обобщать и классифицировать признаки; использовать активный словарь по теме, обобщающие слова-понятия (лиственные деревья , хвойные деревья , фруктовые деревья , кустарники , семена, плоды, растущие на деревьях , плоды, растущие на кустарниках ).
Цели : развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на его вопросы.
Материалы : картинки с изображением рядов предметов (ель, клен, береза, дуб; яблоня, груша, слива, тополь; сосна, береза, дуб, шиповник; шиповник, жасмин, сирень, клен; ель, сосна, кедр, береза; крылатка липы, крылатка клена, сосновая шишка, яблоко; плоды черноплодной рябины, кустовой калины , крыжовника, груши).
Ребенок должен назвать в ряду лишний предмет, объяснить, почему он лишний и как одним словом можно назвать остальные.
Объясни пословицы и поговорки
Ожидаемый результат : дети должны уметь, используя знания, полученные при изучении темы, объяснить смысл пословицы или поговорки.
Цели : развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение) ; воспитывать уважение к народной мудрости.
Дерево держится корнями , а человек - друзьями.
Дерево ценят по плодам , а человека - по делам.
Дерево скоро сажают , да не скоро с него плоды собирают.
Сентябрь яблоками пропах.
Нет рябины - и осень не осень!
Где верба - там и вода.
Дидактическая игра для дошкольников и младших школьников «Деревья и кустарники нашего города».
Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель подготовительной группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.Предлагаю Вашему вниманию обучающую игру «Деревья и кустарники нашего города» для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра будет полезна в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада и родителям по ознакомлению детей с окружающем миром. Игра в доступной форме познакомит детей с названием деревьев и кустарников, научит соотносить лист от дерева и само дерево (по картинке), лист и плод дерева.
Цель: Изготовление дидактической игры «Деревья и кустарники нашего города» для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках.
- Учить классифицировать деревья и кустарники.
- Учить подбирать листья и плоды к деревьям и кустарникам, а также
плоды к листьям.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе: к деревьям и
кустарникам своего города.
- Воспитывать бережное отношение к карточкам (не мять, не рвать).
Используемые методы и приемы: речевой образец воспитателя, вопросы к детям,показ, напоминание, уточнение, оценка.
Материал: Для изготовления игры «Деревья и кустарники» потребуется: картинки или фотографии деревьев и кустарников, засушенные осенние листья, плоды деревьев и кустарников, белый картон, клей момент, прозрачный скотч, ножницы.
Ход работы:
Картинки деревьев и кустарников можно скачать из интернета и распечатать, затем вырезать и наклеить на плотный картон. Можно деревья сфотографировать в парке или лесу и распечатать фотографии.
К каждому дереву делается описание и прилагается загадка.
Дерево
– это многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом.
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)
Кустарник
– это многолетние деревянистые растения высотой 0,8-6 метров, в отличие от деревьев не имеющие главного ствола а имеющие несколько или много стеблей – стволов.
Все кустарники имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники внешним видом и строением листьев, а также строением цветков и плодов.
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью летят. (листья)
1. Дуб
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Дубы – это лиственные деревья с простыми листьями. У дуба широкая крона и много больших ветвей. Плоды дуба называют желудями.
2. Каштан
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Каштан - это лиственное дерево со сложными листьями. У каштана коричневые несъедобные плоды в колючей зеленой скорлупе. Сложные листья состоят из 5-7 больших листочков. Белые или розовые соцветия в мае образуют прямостоячие «свечки».
3. Клен остралистный
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
Клены – это большие деревья с широкими кронами, гладкой коричневой корой, которая с возрастом становится чешуйчатой. У остралистного клена пятилопастные листья плотные и темно-зеленые. Осенью листья становятсяч золотыми. У клена красноватые крылатые семена.
4. Клен американский
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Клен американский – это лиственное дерево со сложными листьями. Каждый лист состоит из 5 листочков. Листья окрашены в темно-зеленый цвет. Семена растут кисточками. Их называют самолетиками и крылатками.
5. Ясень
Украшение лесочков,
как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
образуют сложный лист. (ясень)
Ясень – это лиственное дерево со сложными листьями. У него тусклая серая кора, листья состоят из отдельных листочков. Листья распускаются поздней весной. Пучки семян висят на деревьях до зимы.
6. Осина
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Осина - это дерево, которое меньше других тополей. У них серая кора с большими порами, круглые листья с волнистыми краями. Сверху листья темно-зеленые, а снизу – светлые. На деревьях появляются сережки – серо-зеленые и пушистые.
7. Рябина
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках - горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
Рябины – это невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе.
8. Береза
Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Березы – это стройные деревья со светлой корой, которую называют берестой, и поникающими ветками. Мелкие цветки собраны в одиночные сережки.
9. Липа
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Липы – это деревья с широкими кронами и сердцевидными листьями. У листьев зубчатый край. В июле липы цветут желтовато-зелеными ароматными цветками. Маленькие округлые твердые серо-зеленые плоды висят на листовидных крылышках.
10. Тополь
Клейкие раскрылись почки -
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? - Это... (тополь)
Тополя – это лиственные, листопадные деревья с простыми листьями, на которых появляются висячие колосовидные соцветия, называемые сережками. Дерево быстро растет, а его ствол часто изгибается от ветра. Сережки красные, а листья темно-зеленые и заостренные.
11. Вяз
Долговязый старый вяз в небесах навек увяз.
Лист его широкий и неравнобокий,
Покружившись в небе лег среди дороги. (вяз)
Вязы – это высокие деревья, с узкой, неравномерной кроной, с шершавыми овальными листьями и пучками красноватых цветов. Прозрачные крылатые семена становятся коричневыми, когда созревают.
12. Ива
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Ивы обычно растут вдоль рек и ручьев. У них длинные, беловатые снизу, узкие листья со слегка зубчатыми краями.
13. Ель
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
Ели – это вечнозеленые хвойные деревья с разнообразными иголками и шишками. У европейской ели конусовидная форма кроны, колючие темно-зеленые иголки и шишки, свисающие вниз.
14. Сосна
У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. (сосна)
Сосны - это вечнозеленые хвойные деревья. Они не сбрасывают листья зимой и имеют плоды – деревянистые шишки. У сосен длинные, похожие на иголки листья, собранные попарно или группами по 3-5 хвоинок.
15. Черемуха
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)
Черемуха – это невысокое листопадное дерево. Крона у дерева удлиненная и густая. Листья простые очередные и тонкие, на коротких черешках, заостреннвые. Цветки белые, собранные в длинные поникающие кисти с сильным запахом. Плод – шаровидная черная костянка, сладкая и сильно вяжущая.
16. Акация
Это что за подвох?
Вдруг на дереве горох. (акация)
Акация – это лиственное дерево со сложными листьями. Висячие белые соцветия распускаются в июне. Семена собраны в стручки. Кора глубоко морщинистая. Нежные листья состоят из множества маленьких листочков. У дерева часто бывает несколько стволов.
17. Сирень
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Сирень – это многоствольные листопадные кустарники. Сирень цветет голубовато- лиловыми или белыми цветками, собранные в метельчатые соцветия.
18. Боярышник
На верхушке – гроздья,
А пониже – гвоздья. (боярышник)
Боярышник – это крупный древовидный куст высотой до 6 м. Плоды боярышников бывают шаровидными, грушевидными, вытянутыми с одной или несколькими (до 5) крупными, очень прочными трехгранными косточками.
19. Снежник
Снежник – это листопадный кустарник высотой 1-3 м. Снежник - ядовитый кустарник. Плоды у снежника белые и мелкие.
20. Шиповник
Колючий куст охраной служит.
Плоды на ветке с солнцем дружат.
Витаминные мешочки
Выросли здесь на крючочке. (шиповник)
Шиповник – это дикорастущее растение семейства розоцветных. Листья у этого кустарника сложные. На кусте можно наблюдать одновременно бутоны, цветки и созревшие плоды. Плоды шиповника красного и коричневого цвета съедобны и очень полезны. Разрезаем 10 листов картона на 4 части. Должно получиться 40 маленьких картонок: 20 на листья и 20 на плоды.Кладем посередине картона листок и покрываем весь картон прозрачным скотчем. Проделываем такую работу с каждым листочком.
С плодами деревьев проделываем такую же работу.
Крупные плоды (шишки, каштаны, желуди) приклепляем к картонке с помощью клея момент, скотчем не делаем.
У Вас должно получиться всего 60 карточек: по 20 картинок с изображением деревьев и кустарников, 20 картинок с листьями и 20 картинок с плодами.
Правила игры:
1. Угадать дерево по описанию и выбрать подходящую карточку.
2. Угадать загадку и назвать дерево или кустарник.
3. Подобрать лист к картинке с изображением дерева или кустарника.
4. Подобрать плод к дереву или кустарнику.
5. Совместить лист от дерева или кустарника с плодом этого же дерева.