Где похоронен высоцкий. Памятник высоцкому в разных странах Когда умер Высоцкий


Любимый миллионами актер, поэт, бард, имевший всесоюзную популярность. Владимир Высоцкий скончался в 1980 году в возрасте 42 лет в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Могила Высоцкого располагается недалеко от входа на кладбище, и её нетрудно увидеть, если зайдя, сразу посмотреть направо. Могила Высоцкого до сих пор является местом, куда приходят поклонники таланта выдающегося артиста.

12 октября 1985 г. на могиле артиста открыт памятник из позолоченной бронзы, выполненный скульптором Александром Рукавишниковым. Высоцкий изображён в полный рост, он словно вырывается из факела пламени, окутанный смирительной рубашкой. За плечами - гитара, верная спутница и неизменный атрибут. Изваяние установлено в центре квадратной подставки, образованной бордюрным камнем, на передней грани золотыми буквами нанесены имя и годы жизни Высоцкого. Участок захоронения выложен тротуарной плиткой, обнесен оградой в виде гранитных столбов, соединенных цепью.

Памятник работы Александра Рукавишникова – наверное, самое скандальное изображение Высоцкого. В свое время родственники и друзья поэта разбились на два лагеря. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Таганке настаивали на «абстрактном» памятнике. Никаких изображений, положить на могилу камень или кусок метеорита, он и будет «передавать образ Володи».

– Пока мы живы, Володя будет, каким он был! – отрезала мачеха Высоцкого Евгения Лихалатова. Родителям поэта приглянулась реалистичная скульптура Рукавишникова: Володя на ней как живой, даже родинка на левой щеке видна! 12 октября 1985 года скульптуру установили на Ваганьковском кладбище. Марина Влади на церемонию не успела, а когда увидела памятник – расплакалась. «Наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма», – это ее слова. А вот художник и друг Высоцкого Михаил Шемякин, уж на что не сторонник того самого реализма, кладбищенский памятник в целом одобряет: «Не нужно забывать, что Володя – поэт народный».

Смерть кумира рассорила его близких родственников

После смерти Высоцкого близкие люди озаботились – каким должен быть памятник на его могиле? Вопрос оказался очень непростым: разногласия между родственниками обострились настолько, что пришлось даже объявлять конкурс на лучшее скульптурное изображение для надгробия. Итогом стала выставка проектов в театре на Таганке. 25 января 1983 года там были представлены более тридцати макетов.
Сам же памятник появился на месте захоронения кумира миллионов лишь 12 октября 1985 года. Это была скульптура работы Александра Рукавишникова. Именно она понравилась родителям Высоцкого.

Расскажем небольшую историю, связанную с необычным камнем, который вдова поэта Марина Влади мечтала поставить на место захоронения мужа. Но не случилось…
Интересно, что это замечательное природное явление – камень, вытолкнутый из недр земли какими-то известными только ей силами, никто не видел ни на видео, ни на фотографиях. Хотя описание и упоминание о нем в Интернете есть. — Загадочный такой камень…
Главным действующим лицом этой истории стал близкий друг Высоцкого Вадим Иванович Туманов. Именно он по просьбе Марины Влади отправил своих товарищей по артели «Печора» на поиски природного чуда.

Зная о болезненной щепетильности всего, что касается Высоцкого, я задал Туманову чисто информативные вопросы, связанные только с этим камнем.
— Камень стали искать сразу же после просьбы Марины. – Начал рассказ Вадим Иванович. – Она говорила, что хотела бы видеть на могиле дикий, какой-нибудь необычный камень.
— Пусть он будет некрасивый, но он должен передавать образ Володи… — Это ее слова, которые я однажды уже где-то приводил. Марина была убеждена, что «природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник…»

ВЫСОЦКИЙ и ТУМАНОВ на станции Зима (июнь, 1976 год)

Но где искать такой камень? База артели «Печора» находилась тогда в городе Березовском под Свердловском. Сведущие люди говорили, что видели в районе озера Балхаш какие-то чудесные камни. Отправили геолога в казахстанские степи — проверить. Тот вернулся обрадованный такой, нашел, говорит, красивый камень, — возможно, что разновидность троктолита, которому лет под 150 миллионов. Не меньше! Вот только после того, как убедились, что подходящий камень действительно есть, снарядили в дальнюю поездку тяжелый кран и грузовик. Расстояние не малое, больше двух тысяч километров. Но.., поехали.

Камень из казахских степей

В группе было несколько человек. Один уже не живет на этом свете – Михаил Мышелов. Руководил группой геолог Михаил Алексеев. Он сейчас в Перу моет золото. Связи с ним практически нет. А детали поездки знает только он.
Привезли камень в Москву. Какое-то время он лежал во внутреннем дворе театра на Таганке. Потом пришлось его перевезти в одно надежное место. И только когда у меня появилась дача, переправили туда.
А сам камень, смотрите, вон он перед вами. Правда, весит он никак не шесть тонн, как где-то написано. Но тонны две, три в нем уж точно! И при ударе молотком действительно звенит. Можно сказать, что поет. Камень по сути уникальный. Жаль, что не лежит на могиле Высоцкого. Слава Говорухин сказал: «Кто из нас первым умрет, тому он и достанется».

Действительно — редкое зрелище! — Камень производит впечатление – древний исполин, поражающий своей природной красотой! Лежит он на затененной лужайке перед загородным домом Туманова. На «спине» лежит – как говорит хозяин дома. Представил стоящим его на могиле Высоцкого. – Очень необычно.
Сложно сказать, троктолит это или какая-то другая порода? Некоторые специалисты, к примеру, утверждают, что троктолитов в Казахстане нет.

Проект Давида Боровского

Но после смерти Высоцкого планы Марины Влади менялись. По ее очередной задумке памятник мужу должен быть из настоящего небесного метеорита. Который, по словам Всеволода Абдулова, соглашались выдать в Академии наук. Над проектом такого надгробия начал работать известный художник театра на Таганке Давид Боровский. Его творение друзья условно называли «метеоритом в камне». И когда тот камень, который нашли в степях Казахстана специалисты Туманова, доставили в Москву, Давид Львович уже заканчивал свой проект. О нем говорилось, как о «небесном метеорите, вправленным в строгий земной камень – гранит». Боровский даже сам ездил выбирать космический объект.
«…мне больше всего понравился памятник в виде вросшей в землю глыбы гранита, в которую врезался метеорит, от него брызги по камню. И выбито лишь одно слово «ВЫСОЦКИЙ». – Вспоминала Марина Влади. — Ведь и так все знали, кто он, когда родился, когда умер. А если кто-то не знал, значит, тому человеку это и знать не нужно. Это был бы памятник-символ, лаконичный, но говорил бы он гораздо больше, чем те, где хотели передать портретное сходство».


Эскизы БОРОВСКОГО-БАРХИНА

Но взглянуть на рисунок памятника с проекта Боровского мне так и не удалось. В архивах художника его почему-то не смогли отыскать даже ближайшие родственники. Правда, в музее-мастерской Давида Львовича обнаружились уникальные эскизы мемориального пространства под могилу Высоцкого, сделанные совместно с художником Сергеем Бархиным.
В принципе, понятно, почему Марина выбрала именно этот проект? В идее с метеоритом смысл, идея памятника проявлялись более осознанно — Высоцкого как бы сравнивали со звездой, ярко сверкнувшей на земном небосклоне.

Смерть Высоцкого рассорила родственников

На самом деле, именно уход из жизни Владимира Семеновича, (а вопрос о могиле и памятнике здесь основной), и стал предметом серьезных разногласий, а фактически разрыва, между Мариной Влади и другими близкими родственниками Высоцкого.


Эскизы БОРОВСКОГО-БАРХИНА

После смерти мужа Марина Владимировна Байдарова-Полякова, (об этом вспоминали Артур Макаров и Валерий Янклович), посчитала, что, как прямая наследница, она имеет право быть похороненной рядом с ним. В архиве Артура Макарова хранится документ, в котором черным по белому написано: «В случае моей смерти прошу похоронить меня рядом с моим мужем Владимиром Семёновичем Высоцким. Марина Влади де Полякофф». Именно эти строчки читает сам Макаров в фильме Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Но родители поэта, не поставив Влади в известность, оформили могилу сына на себя. Это стало для нее оскорблением.
На церемонию открытия памятника на могиле мужа Влади не приехала. Впервые она увидела памятник в январе 1986 года. Вадим Иванович Туманов, присутствовавший при этом, вспоминал, что в тот свой приезд Марина «с родителями не виделась. Навестила только Евгению Степановну. (Евгения Степановна Лихолатова — мачеха Высоцкого – Б.К.), которая тогда лежала в больнице».


Эскизы БОРОВСКОГО-БАРХИНА

И вот какие слова были сказаны французской актрисой по поводу надгробного памятника в одном из интервью: «Это какое-то уродство — карлик с гитарой над головой. Я хотела бы поставить на Володиной могиле метеорит, который мне подарил геологический музей Советского Союза. И художник Давид Боровский сделал очень красивый макет с метеоритом, на котором написано «Высоцкий» и даты его жизни. Удивительно красиво и имеет смысл — по небу пролетела звезда…»
В своей же книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма — то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей. Это уродливо, не лезет ни в какие ворота и просто смешно».
Книга впервые вышла в парижском издательстве «Файярд» в октябре 1987 года. Через два года издание появилось и в России. Оно и поставило в отношениях между родственниками жирную точку.

Смерть кумира рассорила его близких родственников

После смерти Высоцкого близкие люди озаботились – каким должен быть памятник на его могиле? Вопрос оказался очень непростым: разногласия между родственниками обострились настолько, что пришлось даже объявлять конкурс на лучшее скульптурное изображение для надгробия. Итогом стала выставка проектов в театре на Таганке. 25 января 1983 года там были представлены более тридцати макетов.
Сам же памятник появился на месте захоронения кумира миллионов лишь 12 октября 1985 года. Это была скульптура работы Александра Рукавишникова. Именно она понравилась родителям Высоцкого.

Расскажем небольшую историю, связанную с необычным камнем, который вдова поэта Марина Влади мечтала поставить на место захоронения мужа. Но не случилось…
Интересно, что это замечательное природное явление – камень, вытолкнутый из недр земли какими-то известными только ей силами, никто не видел ни на видео, ни на фотографиях. Хотя описание и упоминание о нем в Интернете есть. - Загадочный такой камень…
Главным действующим лицом этой истории стал близкий друг Высоцкого Вадим Иванович Туманов. Именно он по просьбе Марины Влади отправил своих товарищей по артели «Печора» на поиски природного чуда. Зная о болезненной щепетильности всего, что касается Высоцкого, я задал Туманову чисто информативные вопросы, связанные только с этим камнем.
- Камень стали искать сразу же после просьбы Марины. – Начал рассказ Вадим Иванович. – Она говорила, что хотела бы видеть на могиле дикий, какой-нибудь необычный камень.
- Пусть он будет некрасивый, но он должен передавать образ Володи... - Это ее слова, которые я однажды уже где-то приводил. Марина была убеждена, что «природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник...»

Но где искать такой камень? База артели «Печора» находилась тогда в городе Березовском под Свердловском. Сведущие люди говорили, что видели в районе озера Балхаш какие-то чудесные камни. Отправили геолога в казахстанские степи - проверить. Тот вернулся обрадованный такой, нашел, говорит, красивый камень, - возможно, что разновидность троктолита, которому лет под 150 миллионов. Не меньше! Вот только после того, как убедились, что подходящий камень действительно есть, снарядили в дальнюю поездку тяжелый кран и грузовик. Расстояние не малое, больше двух тысяч километров. Но.., поехали.

В группе было несколько человек. Один уже не живет на этом свете – Михаил Мышелов. Руководил группой геолог Михаил Алексеев. Он сейчас в Перу моет золото. Связи с ним практически нет. А детали поездки знает только он.
Привезли камень в Москву. Какое-то время он лежал во внутреннем дворе театра на Таганке. Потом пришлось его перевезти в одно надежное место. И только когда у меня появилась дача, переправили туда.
А сам камень, смотрите, вон он перед вами. Правда, весит он никак не шесть тонн, как где-то написано. Но тонны две, три в нем уж точно! И при ударе молотком действительно звенит. Можно сказать, что поет. Камень по сути уникальный. Жаль, что не лежит на могиле Высоцкого. Слава Говорухин сказал: «Кто из нас первым умрет, тому он и достанется».

Действительно - редкое зрелище! - Камень производит впечатление – древний исполин, поражающий своей природной красотой! Лежит он на затененной лужайке перед загородным домом Туманова. На «спине» лежит – как говорит хозяин дома. Представил стоящим его на могиле Высоцкого. – Очень необычно.
Сложно сказать, троктолит это или какая-то другая порода? Некоторые специалисты, к примеру, утверждают, что троктолитов в Казахстане нет.

Проект Давида Боровского

Но после смерти Высоцкого планы Марины Влади менялись. По ее очередной задумке памятник мужу должен быть из настоящего небесного метеорита. Который, по словам Всеволода Абдулова, соглашались выдать в Академии наук. Над проектом такого надгробия начал работать известный художник театра на Таганке Давид Боровский. Его творение друзья условно называли «метеоритом в камне». И когда тот камень, который нашли в степях Казахстана специалисты Туманова, доставили в Москву, Давид Львович уже заканчивал свой проект. О нем говорилось, как о «небесном метеорите, вправленным в строгий земной камень – гранит». Боровский даже сам ездил выбирать космический объект.
«…мне больше всего понравился памятник в виде вросшей в землю глыбы гранита, в которую врезался метеорит, от него брызги по камню. И выбито лишь одно слово «ВЫСОЦКИЙ». – Вспоминала Марина Влади. - Ведь и так все знали, кто он, когда родился, когда умер. А если кто-то не знал, значит, тому человеку это и знать не нужно. Это был бы памятник-символ, лаконичный, но говорил бы он гораздо больше, чем те, где хотели передать портретное сходство».


Но взглянуть на рисунок памятника с проекта Боровского мне так и не удалось. В архивах художника его почему-то не смогли отыскать даже ближайшие родственники. Правда, в музее-мастерской Давида Львовича обнаружились уникальные эскизы мемориального пространства под могилу Высоцкого, сделанные совместно с художником Сергеем Бархиным.
В принципе, понятно, почему Марина выбрала именно этот проект? В идее с метеоритом смысл, идея памятника проявлялись более осознанно - Высоцкого как бы сравнивали со звездой, ярко сверкнувшей на земном небосклоне.

Смерть Высоцкого рассорила родственников

На самом деле, именно уход из жизни Владимира Семеновича, (а вопрос о могиле и памятнике здесь основной), и стал предметом серьезных разногласий, а фактически разрыва, между Мариной Влади и другими близкими родственниками Высоцкого.


После смерти мужа Марина Владимировна Байдарова-Полякова, (об этом вспоминали Артур Макаров и Валерий Янклович), посчитала, что, как прямая наследница, она имеет право быть похороненной рядом с ним. В архиве Артура Макарова хранится документ, в котором черным по белому написано: «В случае моей смерти прошу похоронить меня рядом с моим мужем Владимиром Семёновичем Высоцким. Марина Влади де Полякофф». Именно эти строчки читает сам Макаров в фильме Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Но родители поэта, не поставив Влади в известность, оформили могилу сына на себя. Это стало для нее оскорблением.
На церемонию открытия памятника на могиле мужа Влади не приехала. Впервые она увидела памятник в январе 1986 года. Вадим Иванович Туманов, присутствовавший при этом, вспоминал, что в тот свой приезд Марина «с родителями не виделась. Навестила только Евгению Степановну. (Евгения Степановна Лихолатова - мачеха Высоцкого – Б.К.), которая тогда лежала в больнице».


И вот какие слова были сказаны французской актрисой по поводу надгробного памятника в одном из интервью: «Это какое-то уродство - карлик с гитарой над головой. Я хотела бы поставить на Володиной могиле метеорит, который мне подарил геологический музей Советского Союза. И художник Давид Боровский сделал очень красивый макет с метеоритом, на котором написано «Высоцкий» и даты его жизни. Удивительно красиво и имеет смысл - по небу пролетела звезда...»
В своей же книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма - то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей. Это уродливо, не лезет ни в какие ворота и просто смешно».
Книга впервые вышла в парижском издательстве «Файярд» в октябре 1987 года. Через два года издание появилось и в России. Оно и поставило в отношениях между родственниками жирную точку.

Памятник Владимиру Высоцкому (1938–1980) , знаменитому советскому барду, театральному и киноактёру. Скульптура из бронзы установлена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Владимир Семёнович Высоцкий (1938–1980) - знаменитый советский бард , театральный и киноактёр . Воспитанник Школы-студии МХАТ, Высоцкий начал творческую карьеру в МДТ им. Пушкина, получая в основном эпизодические роли. Судьбоносным стало решение поступить в театр на Таганке, где он и играл с 1964 г. до конца жизни. Невероятная работоспособность, искренность, умение выкладываться принесли Владимиру Высоцкому известность и в театре, и особенно в кино. Особым же культурным явлением стали его песни, которые знала и любила вся страна, несмотря на запретительные барьеры со стороны «официальной» звукозаписи и телевидения.

Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 г., похоронен на в Москве (участок № 1, справа от входа).

Памятник и могила

12 октября 1985 г. на могиле артиста открыт , выполненный скульптором Александром Рукавишниковым . Высоцкий изображён в полный рост, он словно вырывается из факела пламени, окутанный смирительной рубашкой. За плечами — гитара, верная спутница и неизменный атрибут. Изваяние установлено в центре квадратной подставки, образованной бордюрным камнем, на передней грани золотыми буквами нанесены имя и годы жизни Высоцкого. Участок захоронения выложен тротуарной плиткой, обнесен


Есть потери, смириться с которыми невозможно. В иных случаях проходят десятилетия, в других - даже века, но время эту тоску не лечит... Наступает день памяти, 25 июля, и снова и снова крутится проклятый вопрос: почему это случилось так рано?

Памятник на могиле Владимира Высоцкого работы скульптора Александра Иулиановича Рукавишникова. Открыт 12 октября 1985 года.


Памятная табличка на доме по улице Малая Грузинская, в котором жил Владимир Высоцкий.


Самара. 25 января 2008 года был открыт памятник В. С. Высоцкому (скульптор - Михаил Шемякин)


Воронеж, улица Карла Маркса, 59, у института физкультуры. Установлен 21 августа 2009 года, торжественное открытие 9 сентября 2009 года. Скульптор Максим Дикунов.


Самара, сквер Высоцкого. Памятная стела (авторы: главный художник Самары А.Темников и скульптор И.Мельников)


Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади (Екатеринбург).


Памятник Высоцкому Набережные Челны.


Памятник в Новосибирске возле театра «Глобус» (бывший ТЮЗ).

В 1989 году мемориальная доска В. Высоцкому была открыта в Одесской киностудии. Работа С.Д. Голованова, а её гипсовую копию можно было увидеть в одном из петербургских дворов на набережной Обводного канала, на отрезке между Московским и Измайловским проспектами и уже впоследствии она была демонтирована из-за плохого состояния.


Одесса.


Одесса.


Санкт-Петербург.

В 1984 г. в новой части Волгодонска, в сквере Машиностроителей, появился необычный памятник. Автор Василий Поляков посвятил его легендарному поэту и певцу Владимиру Высоцкому и его возлюбленной Марине Влади. В те годы идея установки памятника Высоцкому ещё не приветствовалась официально, поэтому для скульптуры было выбрано название «Любовь».

Памятный камень Высоцкому в Домбайской поляне. (125 километров от Черкесска).
Скульптор неизвестен, а установлен памятный камень Владимиру Высоцкому перед одним из отелей. Памятник открыт в марте 1993 года. На самом камне есть надпись из песни Высоцкого «Так оставьте ненужные споры! Я себе уже всё доказал – лучше гор могут быть только горы, на которых ещё никто не бывал». Это немного изменённая версия, у Владимира Высоцкого было так: « … только горы, на которых ещё не бывал». Но такое маленькое исправление вполне допустимо, т.к. в этом удалённом от цивилизации горном посёлке любовь и уважение к творчеству Владимира Высоцкого продолжает храниться.


Выезжий Лог, Красноярского края, где проходили в 1967 году съёмки кинофильма «Хозяин тайги». В 1996 г. установлен памятный знак.


Памятник Высоцкому Москва, ул. Красная Пресня.


Бюст Высоцкому напротив главного корпуса Барнаульского государственного педагогического университета (улица Молодежная, 55), скульптор - Н. Звонков - (открыт: 14 сентября 2002 года)


Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве.


Памятник Владимиру Высоцкому в болгарском городе Выршец.


Памятник В. Высоцкому в Центральном парке Калининграде у Певчего поля.


Мариуполь, Украина. В 1998 г. был установлен памятник Высоцкому работы Е. Харабета. Однако, в начале 2003 г. его демонтировали и 7 февраля на том же месте установили другой памятник Высоцкому, работы И. Жигулина. Впоследствии памятник работы Е. Харабета был вновь установлен на площади Ленинского комсомола.


Памятник в Мариуполе в образе Глеба Жеглова из фильма "Место встречи изменить нельзя".


Памятник в Подгорице - столице Черногории.


Памятник Высоцкому в Дубне


Беневское (село), Лазовский район, Приморский край. Памятник возведён на деньги пенсионера И. Лычко.


Киев, памятник Жеглову и Шарапову (напротив здания МВД)


Мелитополь, Украина, Запорожская область.


Москва, во внутреннем дворике Театра на Таганке, 25 января 1988 г. открыт бронзовый памятник работы московского скульптора Г. Распопова.

За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги,
За меня другие отпоют все песни,
И, быть может, выпьют за меня враги.

Не дают мне больше интересных книжек,
И моя гитара - без струны.
И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,
И нельзя мне солнца, и нельзя луны.

Мне нельзя на волю - не имею права,
Можно лишь от двери до стены.
Мне нельзя налево, мне нельзя направо -
Можно только неба кусок, можно только сны.

Сны про то, как выйду, как замок мой снимут,
Как мою гитару отдадут,
Кто меня там встретит, как меня обнимут
И какие песни мне споют.