Методика работы над выразительностью речи. Формирование выразительной речи у детей дошкольников В данной главе представлены отдельные направления этой работы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по работе над выразительностью речи

классов, руководителям художественной самодеятельности,

воспитателям детских садов, преподавателям детских театральных

школ для работы с детьми дошкольного, младшего и

среднего школьного возраста

Разработал педагог дополнительного

образования муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №4

В.П.Смирнова

пгт. Лучегорск - 2009

О выразительных возможностях живого слова немало написано в методической литературе и учебных пособиях, предназначенных для студентов театральных вузов. Но учителям общеобразовательных школ и воспитателям детских садов, не имеющим специальной подготовки по сценической речи, трудно разобраться в специфике театрального искусства. В данных рекомендациях я постараюсь изложить этапы работы над выразительностью речи в доступной форме для всех заинтересованных.

В сценическом наследии К.С. Станиславского – создателя стройного учения о творческом процессе актёра – раздел сценической речи занимает одно из важных мест. Его ответы на вопросы, как «верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя», с чего начинать работу над текстом, есть в моих рекомендациях.

В данной методической работе я также опираюсь на опыт работы с живым словом известных педагогов театрального искусства М.О. Кнебель и Б.Е. Захава. Руководствуясь методическими разработками занятий по творческому развитию детей Е.И. Юдиной, я добилась хороших результатов в работе с чтецами.

Учитывая и анализируя свой личный опыт творческой работы, я пришла к выводу, что основные недостатки чтецов и актёров любого возраста – монотонность речи, бессмыслица, психофизическое напряжение, наигрыш – появляются потому, что в работе над словом пропущен начальный этап, первая ступенька к творчеству.

Почему так часто происходит: стоит лишь выучить текст, как интересное литературное произведение становится скучным? Как избежать этого нежелательного превращения?

Станиславский убеждал, что актёр может прийти к живому слову только в результате большой подготовительной работы, которая и подведёт его к тому, что авторские слова сделаются ему необходимыми для выражения мыслей действующего лица. Всякое же механическое запоминание текста приводит к тому, что слово штампуется, становится мёртвым.

Я рекомендую начать работу над стихотворением (или другим, каким бы то ни было, литературным произведением) с определения первого эмоционального впечатления . Чувства, настроение, эмоции, которые возникают сразу после чтения, и есть живое непосредственное впечатление. В дальнейшей работе чтецы должны будут считаться с этими ощущениями и стараться донести их до слушателя. Вот такую картину представила себе Катя Диденко, когда впервые прочитала стихотворение Л. Кузьмина «Гвоздь»:

«Два приятеля рядком

На крыльце сидели,

На Луну глядели».

Кажется, вот – вот зазвучит лирическая мелодия и мы услышим неторопливый разговор друзей.

Давайте же поспешим зафиксировать то воздействие, которое произвело на нас стихотворение или проза, что бы потом не пришлось восстанавливать в памяти. Конечно же, эмоции очень трудно выразить словами, тем не менее, надо попытаться их описать. Здесь поможет « копилка чувств ». Пусть фантазия педагога подскажет, как сделать эту волшебную копилку. В конце концов, это может быть шкатулка или тетрадь, в которую запишутся ощущения, мысли и чувства, которые пробудило художественное произведение. Например, одно стихотворение вызывает ощущение нереальности, опасности. Возможно, здесь речь идёт о путешествиях и приключениях. А радость и беспечность сопутствуют весёлым рассказам о детстве. Наша « копилка чувств » сбережёт эти впечатления для последующей работы.

Шутка и юмор пронизывают рассказ С. Силина «Светло – зелёная мышь».

Иллюстрация ученика 2 класса Гены Дорофеева напоминает нам весёлые комиксы.

Если дети не могут подобрать точные слова в определении своих чувств, то взрослые помогут им. Не критикуйте, примите ответы такими, какие они есть! В копилке могут храниться не только чувства, но и запахи, цвет, звуки. Не удивительно, что при слове «война» наше воображение рисует картины, где преобладают чёрные и красные краски. А лето – пахнет ягодами и цветами. В слове «ненастье» слышится шум дождя.

Следующее творческое задание «Моя картина» поможет исполнителям сохранить и усилить эмоциональные впечатления. Рисуя иллюстрации к рассказам и стихотворениям, дети учатся более глубоко и точно передавать чувства. Обычно ребята с удовольствием выполняют это задание.

Иллюстрация Влады Перевощиковой (2 класс) к стихотворению

Е. Нименко «Банановая история».

«Банан на дороге вырос с дом десятиэтажный».

Влада отобразила радость детей и негодование, протест взрослых.

Но встречаются дети, плохо владеющие кистью, не умеющие красиво рисовать фигуры людей и животных. Если они отказываются рисовать, стесняются, то я предлагаю изобразить свои впечатления в цвете: в бликах, пятнах, мазках. Однажды второклассница нарисовала котёнка из стихотворения М. Яснова «Мой котёнок» в виде радуги с рыжими, белыми и чёрными полосками. Спустя несколько месяцев, при исполнении этого стихотворения в школьном концерте с особой нежностью и любовью девочка читала те строки, которые описывали внешний вид котёнка.

Весьма ответственно к определению функции первых впечатлений от прочитанной пьесы относятся известные режиссёры в своей работе над спектаклем. Я считаю, что с этого надо начинать и чтецам. Чтобы заразить зрителя, чтецу необходимо овладеть всеми выразительными средствами речи.

Интонация – мелодия речи – важнейшее выразительное средство. В поиске верной интонации мне помогает определение словесных действий . В жизни мы знаем, что наши слова могут обрадовать, обидеть, успокоить, оскорбить…Тоже самое должно происходить и с авторским текстом. Слова должны действовать! К интонационно – выразительным средствам речи также относятся логические (смысловые) паузы и логические ударения .

Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо каждое предложение разделить по смыслу на части, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые звенья. Эмоциональность речи, волнения и переживания автора и героев произведения усиливает психологическая пауза . К.С. Станиславский учил: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна». Паузы обозначают вертикальными чертами. Логическое (смысловое) у дарение – это выделение главных слов в предложении, наиболее важных, несущих смысловую нагрузку. При разборе текста главные слова подчеркиваются.

В качестве примера работы над художественным произведением я привожу разбор стихотворения В. Татаринова «Одолжи мне крылья»:

Одолжи мне крылья , | (просит)

Милый мотылёк . |

На листок зелёный | (советует)

Ты поспать прилёг. | |

В небе звёзды всплыли, | (мечтает, восхищается)

Свет их так далёк… | |

Одолжи мне крылья, | (торопит, умоляет)

Милый мотылёк . |

Я на них слетаю | (объясняет)

В синюю страну. |

А когда проснёшься , | (успокаивает, заверяет)

Их тебе верну . | | |

Компонентами интонации являются тембр (окраска голоса), тон (высота звучания) и темп речи (скорость произношения).

Стоит напомнить, что выразительности слова помогает и хорошая дикция . Вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга, речь часто бывает неразборчива. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот.

Не будем забывать и о том, что зрители обращают внимание и на одежду чтеца, на то, как он стоит, какое у него выражение лица, жесты. Это всё является дополнительными средствами выразительности речи, и также влияют на результативность выступления.

Использование всего многообразия выразительных средств живого слова превратит чтение литературного произведения в моноспектакль, а чтеца - в актёра.

Используемая литература:

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. –

Ростов – на – Дону: Феникс, 1995.

2. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – Москва: Просвещение, 1978.

    Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М.: Искуство,1961.

    Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.

    Станиславский К.С. Собрание сочинений, том 3, М.: Искусство,1955

6. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1995.

6. Методика работы над выразительностью речи

Очень важным является методика работы над выразительностью речи, в которой ребенок сможет правильно, четко, ясно определить последовательность и правильность в работе.

Предназначение колыбельной песни – успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Интонация должна быть успокаивающей, убаюкивающей.

Главная цель потешки – поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить его говорить, весело дать нравственный урок. Это веселая народная школа. Потешка задает «сценарий» игры. Главное в этой игре – жесты, движение. Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело.

Главная задача прибаутки (побасенки) – высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя. Ее форма – диалог и монолог. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Побасенка читается весело, лукаво.

Предназначение небылицы – весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развивать воображение. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы читаются весело, с юмором.

Загадка учит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.

Цель скороговорки – научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность.

Считалка исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров чрезвычайно важно для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру. Ребенку постоянно приходится систематизировать явление действительности.

6.2 Правила выразительного чтения сказок

Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:

Сказка должна читается в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

Шутливой интонацией выделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).

После окончания чтения – длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.

В сказках для детей кроется особое очарование, открываются какие – то тайники миропонимания. Они находятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышление ребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражать им. Сказки очень важны для становления чтения детей.

Исполнение басни предполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имело место.

Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям)

Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни, целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором.





Она привлекала и привлекает к себе внимание многих советских и за­рубежных исследователей. 2. Методика развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида 2.1. Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников...

Ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединённого вокруг одной темы. Это междисциплинарная форма учебного процесса, которая...

А также слова и грамматические формы, значимые с точки зрения литературного произношения и ударения. Глава 2. Методика работы над акцентологическими ошибками в речи 2.1 Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок Соблюдение орфоэпических норм в речи является показателем уровня владения родным языком. Современные программы...

Донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения. Выводы по второй главе. В данной главе была рассмотрена методика чтения художественного произведения в начальной школе в ее историческом развитии; описаны три основных этапа работы над художественным произведением, определенных современной методикой. При этом акцент сделан на...

Самостоятельная работа над выразительностью чтения и речи.

Качества полноценного навыка выразительного чтения и пути их совершенствования.

Овладение учащимися полноценным навыком выразительного чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем выразительное чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности выразительное чтение представляет чрезвычайно большие возможности для нравственного, умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Всё вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка выразительное чтения от класса к классу.

Процесс овладения техникой выразительного чтения начинает формироваться уже в период обучения грамоте. Как совершенствуется навык выразительного чтения в дальнейшем? Какие условия обучения в наибольшей степени способствует этому?
Организуя работу над развитием навыка выразительного чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы), а также из задач, которые поставлены перед уроками классного чтения.

Выразительное чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения учащимися процессом чтения, происходит всё большее сближение, всё более тонкое взаимодействие между указанными компонентами (между восприятием и произнесением, с одной стороны, и осмысливанием с другой). Конечной задачей развития навыка выразительного чтения является, таким образом, достижение того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца. Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в выразительном чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее.

Навык выразительного чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Можно выделить три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этап автоматизации. Аналитический приходится на период обучения грамоте. Для синтетического этапа зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Более того, понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т. е. выразительное чтение осуществляется по смысловой догадке. На синтетическое чтение учащиеся переходят в третьем классе. В последующие годы выразительное чтение всё более автоматизируется. А это означает, что сам процесс выразительного чтения все менее осознаётся учащимися. В последнее время в методической литературе большое внимание уделяется вопросу взаимообусловленности формирования навыка выразительного чтения и формирования умений работать с текстом, Я считаю, что на уроках чтения необходимо работу над произведением организовать так, чтобы анализ содержания одновременно был направлен и на совершенствование навыка чтения (задания нацеливали бы на осознанное выразительное чтение текста). Для формирования полноценного навыка выразительного чтения и в короткие сроки положительное влияние оказывает систематическое выполнение упражнений в выразительном чтении (в том числе последовательное обучение выразительному чтению про себя и самостоятельной работе над ним).

Выразительное чтение является одной из характеристик навыка правильного чтения. Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения и самостоятельной работы с ним. Выразительно прочитать текст самостоятельно обозначает, найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно – эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом.

Важнейшими условиями овладения основами выразительной речи являются: 1) умение распределять своё дыхание в процессе речи, 2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звук5а и чёткой дикцией,

3) овладение нормами литературного произношения. Указанные условия важны не только для выразительного чтения, но в целом для выразительной речи (имею в виду, прежде всего рассказывание). Я считаю, что данное обстоятельство необходимо учитывать и обучение выразительному чтению не рассматривать в изоляции от выразительного рассказывания (любое устное высказывание ученика должно быть выразительным). И чтобы научить ребёнка выразительно читать, прежде нужно научить его выразительно говорить.

Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов (синонимов) выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной речи наиболее уместны и стилистически оправданы. Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, т. е. слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица.

Выразительность речи может выражаться в разных формах. Писатель, поэт использует необычные синтаксические обороты (фигуры) или слова в переносном значении (тропы), которые усиливают действенность образной структуры произведения; с их помощью в воображении оживают картины, изображённые писателем. Собственно. Любой компонент речи может создавать образные представления, а образная система произведения может обновлять слова, преображать стилистические средства. Повышение и понижение голоса, остановк5а в речи, сила особо выделяемого, важного по смыслу слова, темп чтения или высказывания, Добавочная окраска – тон, выражающий радость, гордость, печаль, одобрение или порицание, - всё это выразительные средства звучащей речи.

Как научить детей пользоваться этими средствами?

Работу над развитием выразительности речи детей надо начинать с обучения управлению своим дыханием во время произношения и правильного использования своего голоса. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, длительностью (темпом), звуковой окраской (тембром). Учащихся можно обучать самостоятельно читать (проговаривать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп чтения (речи), придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску.

В какой бы форме не осуществлялась звуковая речь: в форме высказывания своих мыслей, в форме ли выразительного чтения художественного произведения, т. е. передачи чужого текста, основой всегда является мысль, чувство, намерения говорящего.

Только при этом условии достигается яркое, живое, конкретное представление о содержании читаемого произведения.

Художественное произведение – это произведение искусства, это выражение писателем, поэтом отношения к действительности. Но своё отношение к действительности художник выражает, воспроизводя интересующие его явления, образно, т. е. в картинах изображаемой жизни, со всеми присущими ей свойствами, сохраняя логику изображаемых им отношений. Идея произведения находит своё воплощение в его непосредственном содержании. Понимание содержания, конкретное восприятие образов и картин читаемого произведения и обеспечивает выразительность чтения, его эмоциональное восприятие слушателями, а, следовательно, и глубокое воздействие на них.

Выработке практических навыков выразительного чтения и рассказывания и совершенствованию их способствуют упражнения и задания для самостоятельных работ, которые помогут учащимся приобрести особое чутьё языка, умение контролировать соё чтение и речь.

Приобретая навыки в процессе выполнения упражнений и заданий, построенных на основе разнообразных по содержанию и стилю высокохудожественных текстов, учащиеся могут обогатить свои знания дополнительными сведениями об искусстве, культуре, социальной жизни, совершенствовать свой художественный вкус.

И выразительность речи, и практический материал, усвоенный в процессе самостоятельно выполненных заданий, создадут благоприятные условия для успешного развития речи младших школьников.

Под развитием навыков выразительного чтения и речи понимается развитие 1) техники речи (дыхания, голоса, дикции);

2) литературного произношения и ударения;

3) интонации, её компонентов (ударение: фразовое и логическое, паузы, темпа, ритма, мелодики речи, тембра);

4) углубленный анализ произведения, его образов и выделение идеи подтекста.

Предлагаю некоторые задания и упражнения по развитию навыков выразительного чтения для самостоятельных работ учащихся с обязательной последующей проверкой.

Самостоятельная работа над техникой речи .

Под техникой речи понимают совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке речи (имеются в виду дыхание, голос, дикция).

Дыхание.

Оно является основой внешней речи. От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса и его изменений. Дыхание бывает произвольным (вдох - выдох - пауза) и непроизвольным (вдох – пауза – выдыхание). Выработка правильного произвольного дыхания во время чтения и речи достигается тренировкой, т. е. соответствующими упражнениями. Вначале тренировочные упражнения с учащимися проводятся под руководством учителя. Далее те же упражнения можно давать для самостоятельного выполнения.

Упражнения.

1.Встать прямо, не напрягаясь. Особое внимание обратить на то. Чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка развернуть плечи.

Сделать небольшой выдох, задержать на некоторое время вдох (до желания выдохнуть)

Тихо вдохнуть через нос с закрытым ртом, вдыхать плавно (5 сек.).

Задержать воздух в легких (2-3 сек.), чтобы подготовиться к выдоху.

Выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке [а], экономно, плавно, без толчков (4-5 сек.).

Расслабить брюшной пресс.

2.Задания те же, что и в упражнении 1, постепенно увеличивается лишь продолжительность выдоха, начиная с 1 сек. и до 10 сек., не более (тренироваться ежедневно).

3.Упражнения те же, но со счётом. Например, вдох (3 сек.).

Счёт вслух (1, 2, 3…5).

Добрать воздух (1 сек.).

Счёт вслух (1,2,3…6).

4.Упражнения те же, но с речью.

Например, при чтении стихов соблюдайте короткие остановки (стиховые паузы) в конце каждой стихотворной строки. К. Чуковский «Телефон».

5.Ознакомьтесьпредварительно с текстом. Прочитайте его вслух, соблюдая правильное дыхание. Ясно произносите слова.

6. Контрольное упражнение. Подготовьте текст для чтения вслух: ознакомьтесь с его содержанием; отметьте остановки для вдоха. Прочитайте произведение вслух одноклассникам, соблюдая правила дыхания.

Голос каждого отличается тембром. В голосе различают высоту (звуковысотность), длительность (темп), полётность , образуя мелодику речи.

Совершенствуя свою речь, чтец или рассказчик не должны сильно напрягать свой голос. Только в этом случае он может приобретать оттенки выразительности: мягкость, теплоту или, наоборот, резкость, холодность.

Упражнения.

Проверьте слышимость вашего голоса на расстоянии (полётность). Соблюдая правила дыхания, произнесите текст громко, собранно, медленно. Плавно, размеренно. Добирайте воздух нижним дыханием на паузах, обозначенных вертикальной чертой [!]. вдох делайте перед началом и на знаке паузы.

Прочитайте текст сначала тихо, затем средне, наконец, громко; определите. С какой силой голоса надо читать этот отрывок. Повторите чтение.

Прочитайте текст, меняя уровень высоты голоса в соответствии со смыслом стихотворных текстов.

Прочитайте текст в разных темпах: в медленном, среднем и быстром. Какой из темпов больше подходит к данному отрывку?

Меняйте темп звучания (длительность звуков) в соответствии со смыслом высказывания (смена деятельности, темповая подвижность голоса).

Контрольное упражнение. Ознакомьтесь с содержанием текста. Прочитайте его вслух, соблюдая правила дыхания, меняя силу, темп и уровень высоты голоса, меняйте окраску голоса в связи с содержанием произведения.

Дикция.

Каждое слово читатель или рассказчик должен произносить. Ясность и чистоту произношения вырабатывают систематическими упражнениями в артикуляции, которую можно совершенствовать на уроках русского языка и литературного чтения, а также на дополнительных занятиях со школьным логопедом.

Упражнения.

1.Выполнение на развитие артикуляции, правильное произношение различных групп звуков.

3.Прочитайте текст. Чисто, ясно, энергично произносите звуки и слова. Соблюдайте правила дыхания и произношения (дикции).

4.Подготовьте для чтения вслух текст. На паузах добирайте воздух, экономно расходуйте его. Говорите плавно, на средней громкости, чётко выговаривая все слова и звуки.

Контрольное упражнение. Прочитайте текст, соблюдая правила дыхания и произношения (дикции). Выберите основной для вас тон и силу голоса. Меняйте темп речи и мелодику в зависимости от содержания текста.

Литературное произношение и ударение.

В понятие «произношение» входит звуковое оформление отдельных слов или групп слов, отдельных грамматических форм

Совокупность норм литературного произношения, принятого в данном языке, носит название орфоэпии.

Важно научиться соблюдать её правила и детям, и учителю при чтении, рассказывании и беседах.

Большую помощь в освоении орфоэпии может оказать слушание образцовой речи мастеров художественного слова. В этом отношении полезно прослушивать выступления чтецов, артистов (возможно в грамзаписи). Интересно записать на плёнку свою речь, с тем чтобы, прослушав её, добиться её исправления или улучшение своего произношения. Хранителем чистоты литературного произношения является театр. При посещениях его

можно ставить цель перед детьми - внимательно слушать речь актёров с дальнейшим её анализом. Нужны и специальные упражнения.

Ударение – это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или отдельного слова или целого сочетания. Средства эти – усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в русском языке свободное, оно подвижно и разноместно. Следует уделять внимание некоторым трудным случаям в постановке ударений.

Упражнения.

Прочитайте примеры про себя, обратите внимание на выделенные буквы, части слов и словосочетания. Вторично прочитайте примеры вслух, соблюдая правила литературного произношения.

Прочитайте слова. Поставьте в них знаки ударения (для проверки пользуйтесь словарём-справочником).

Спишите слова, образуйте требуемые грамматические формы, поставьте ударение, проверьте ударение по словарю.

Прочитайте текст вслух, соблюдая правила орфоэпии.

Контрольное упражнение. Прочитайте текст, соблюдая правильное произношение и ударение.

Интонация и её компоненты.

Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Как донести до ребят содержание художественных произведений нашей богатейшей литературы и народной поэзии? Через восприятие детьми звучащей речи.

Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Но восприятию речи, как и самой речи детей надо учить.

Что же такое интонация? Под интонацией понимают сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи. В любом высказывании или части его (предложении) можно различать следующие компоненты:

Силу , определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях ;

Направление , определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

Скорость , определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах);

Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи). Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, её звучание материальное воплощение содержания, смысла речи.

Упражнения.

Прочитайте текст. Каждое предложение разделите на смысловые группы – фразы. Границы фраз обозначьте знаком [!]. в каждой фразе выделите слово, на которое падает фразовое ударение, подчеркните его пунктирной (---------). Прочитайте вслух по смысловым группам (фразам) каждое предложение.

Задание то же, что и в упражнении 1. После разметки прочитайте текст вслух; произносите слова ясно, правильно, соблюдая орфоэпические правила произношения.

прочитайте про себя текст. Разделите его на части по содержанию. В зависимости от темы и содержания подчеркните слова, на которые падают логические ударения. Прочитайте текст вслух в соответствии с разметкой.

Выделите в тексте слова, на которые при чтении или рассказывании обязательны или желательны логические ударения. Прочитайте текст с использованием, где нужно ударений этого вида.

Прочитайте текст. Обозначьте, где нужно, фразовые и логические ударения, каждое предложение расчлените на речевые звенья, поставьте знаки пауз. Подготовьтесь к чтению вслух, соблюдая правила произношения и ударения, а также правила техники речи (дыхание, дикцию, высотность, подвижность и силу голоса).

Подготовьтесь к чтению текста вслух: сделайте разметку в тех местах, где выражена основная идея произведения.

Прочитайте текст. Сделайте разметку пауз для чтения вслух. Читайте в первый раз медленным, во второй раз средним и в третий раз быстрым темпом. Какой из них наиболее подходит к содержанию отрывка произведения? Прочитайте вслух в избранном вами темпе, соблюдайте ритм и паузы.

Прочитайте текст. Определите тему и основной тон произведения. От имени кого ведётся рассказ? Подготовьтесь к выразительному чтению текста, усилив эмоциональную окраску чтения.

Контрольное упражнение. Прочитайте текст выразительно.

Движение голоса по звукам разной высоты составляют мелодику речи. От того, насколько легко переходит голос от средней, постоянно присущей чтецу высоты к более низкой и высокой, зависит одно из основных качеств речи – гибкость, музыкальность. При подготовке текста к чтению или произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки препинания.

Упражнения.

1.Прочитайте предложения. Составьте их мелодические рисунки, обозначая движение тона линиями (повышения или понижения) под записью предложения.

2.Прочитайте текст. Сделайте разметку движения тона под строчками в виде схемы. Обозначьте все виды пауз, определите темп речи. Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

3.Контрорльное упражнение. Прочитайте отрывок текста, придерживаясь норм мелодики речи: понижайте голос на конечной фразе, повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания, незаконченного предложения. В трудных случаях произнесите предложение в нескольких вариантах, выберите подходящий, прочитайте. Разметьте текст в трудных для произнесения местах.

Последовательность работы над выразительным чтением

(фронтально и самостоятельно) на уроке.

Подготовка детей к слушанию. Сюда относится психологическая подготовка, и создание условий, способствующих восприятию читаемого произведения, и организация детей. Если необходимо, учитель делает пояснения, ставит цель чтения рассказа, басни, сказки или стихотворения.

Чтение учителем или детьми произведения. По ходу чтения могут быть использованы иллюстрации, картины, таблицы учебного характера и др. наглядные пособия, конкретизирующие или обобщающие образы художественного произведения.

Обмен впечатлениями и беседа по содержанию прочитанного. Сюда можно отнести непосредственные высказывания детей, вопросы по прочитанному тексту, передача содержания, разного рода творческие работы, связанные с прочитанным текстом (зарисовка, лепка, придумывание конца произведения и т. п.).

Обобщение полученных детьми представлений о той или иной конкретной области действительности, которая отражена в художественном произведении, которое проводится по вопросам учителя, в его рассказе, дополняющем или углубляющем тему беседы или прочитанного произведения.

Обучение самостоятельной работе над выразительным чтением предусматривает предварительное знакомство со всеми средствами выразительной речи (паузой, логическим ударением и т. д.).

Самостоятельную подготовку к выразительному чтению условно можно разделить на три этапа:

а) чтение про себя и выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно – тематической идеи произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) самостоятельная разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) самостоятельное упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако, считаю необходимым подчеркнуть особую роль выразительного чтения и рассказывания учителя для формирования навыка выразительного чтения учащихся. Школьники начальных классов всегда должны слышать выразительную речь учителя. В этом смысле выразительное чтение и речь учителя – образец принятого употребления языковых средств. Поэтому учителю самому важно соблюдать лексические, грамматические, стилистические и фонетические нормы и учить детей самостоятельно работать с текстом произведений при подготовке его к выразительному чтению или рассказыванию.

«Теремок»

Русская народная сказка

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка!

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

А ты кто?

А я волчок-серый бочок.

Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок-серый бочок.

А ты кто?

А я медведь косолапый.

Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

А я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь.

Нет, не раздавлю.

Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

СКАЗКА «РЕПКА»

Посадил дед репку и говорит:

Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,

Дедка за репку -

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку -

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку -

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку -

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку -

Тянут-потянут - и вытянули репку.


Клименко Оксана Алексеевна, воспитатель

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами - она специфична для каждого стиля. Для научно - учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно - следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла - логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса) .
  2. Пауза (временная остановка голоса в речи) .
  3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе) .
  4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени) .
  5. Изменения громкости голоса.
  6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой) .

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков) .

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов) .

7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией) .

Книга издана в Москве?

Книга издана в Москве.

К концу года завод перевыполнил план.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе?

Нет, я в Севастополе не был.

8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить - только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

В старших группах дети должны выражать разнообразные и тонкие чувства. У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качество речи.

Для формирования эмоциональности речи детей мною активно используются карточки с изображением различных эмоциональных состояний детей.

1. Упражнения с использованием карточек «эмоций»: · Рассмотреть карточки и ответить, какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей. · Попросить объяснить, что такое « радость». Пускай ребёнок вспомнит, когда чувствует радость; как он выражает свою радость. Проработать таким же образом и остальные эмоции. · Рассмотреть с ребёнком пиктограммы, которые схематично отображают эмоции. · Ребёнок с закрытыми глазами вытягивает одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Один ребёнок показывает, остальные угадывают. · Дети самостоятельно рисуют различные виды настроения. · Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление). 2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса. · Упражнение « Эхо»: воспитатель произносит звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Детям следует повторить. · Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот. · Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья громко, четвертая тихо. · Послушай текст, подумай, где нужно изменить силу голоса. · Упражнение « Комар - медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом («как комар»), если воспитатель показывает изображение комара, либо низким голосом («как медведь»), если показывают медведя.

Сравни два текста.

Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Таким образом, от систематичной и кропотливой работы требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладею ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Вывод по главе №2.

В данной главе нами была проведена диагностика звуковой культуры речи у детей 5 - 6 лет, предложенную О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.. Проанализировав полученные результаты мы пришли к выводу о необходимости проведения работ по воспитанию звуковой культуры речи. Вообще, усвоение ребенком звуковой стороны слова - это сложнейшая работа, которая делится на следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и верное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, звуковой и слоговой анализ, действия со словами. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении этих сложных задач, нами были предложены рекомендации для родителей и воспитателей. Рекомендации подразделяются в зависимости от того в какой области необходимо проводить работу по воспитанию звуковой культуры речи, например:

· Развитие слухового внимания и фонематического слуха

· Воспитание речевого дыхания

· Формирование дикции

· Работа над выразительностью речи.

Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень развития звуковой культуры речи у 90% детей экспериментальной группы находится на среднем уровне, на уровне ниже среднего 10%.

У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 2,92 балла, что соответствует среднему уровню развития звуковой культуры речи. Полученные данные свидетельствуют, что звуковая культура речи у детей 5 - 6 лет сформированы недостаточно и требуется коррекционно - педагогическая работа.