Презентация на тему условные и безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Схемы рефлекторных дуг


  • Размер: 443.5 Кб
  • Количество слайдов: 30

Описание презентации Презентация Безусловные и условные рефлексы по слайдам

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды; осуществляется высшими отделами головного мозга.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений естествознания за предшествующие периоды.

В 1902 г. И. П. Павлов сформулировал основные положения рефлекторной теории. Научной общественности были предложены термины: безусловный рефлекс и условный рефлекс.

Основной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - причинно обусловленная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. Так происходит возникновение, изменение или прекращение какой-либо деятельности организма.

Согласно учению Павлова, в основе ВНД лежат условные рефлексы (УР), вырабатываемые высшими отделами ЦНС (преимущественно корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты), осуществляемые подкорковыми образованиями.

Иерархия функциональной организации мозга 1. Молекулярный уровень. 2. Уровень нейрофизиологических процессов. 3. Уровень высшей нервной деятельности 4. Уровень психической деятельности

Безусловный рефлекс - это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища, тактильное раздражение и т. д.) стимула, адекватного для данного вида деятельности.

Безусловные рефлексы: Врожденные наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу после рождения. Являются видовыми, т. е. свойственны всем представителям данного вида. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

Условный рефлекс – это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным.

Условные рефлексы: Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. Индивидуальны. Непостоянны – могут возникать и исчезать. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. Возникают на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Первый уровень: элементарные безусловные рефлексы. Это простые безусловно-рефлекторные реакции, осуществляются на уровне отдельных сегментов спинного мозга. Реализуются в соответствии с генетически детерминированными программами. Стереотипны. Осуществляются неосознанно.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Второй уровень: координационные безусловные рефлексы. Это сложные акты сокращения и расслабления различных мышц или возбуждения и торможения функций внутренних органов, причем эти реципрокные отношения хорошо координированы. В осуществлении координации безусловных рефлексов большое значение имеют обратные связи. Формируются на базе элементарных безусловных рефлексов (первого уровня рефлекторных реакций). Это локомоторные акты и вегетативные процессы, направленные на поддержание гомеостаза.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Третий уровень организации рефлекторных реакций –интегративные безусловные рефлексы. Возникают под действием биологически важных стимулов (пищевых и болевых). Интегративные безусловные рефлексы – комплексные поведенческие акты, имеют системный характер с выраженными соматическим и вегетативными компонентами. Например, локомоторные акты сопровождаются усилением кровообращения, дыхания и т. д.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Четвертый уровень – сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты). Впервые предположил, что инстинкты – тоже рефлексы, Герберт Спенсер. Сложнейшие безусловные рефлексы выполняются по генетически заданным программам, пусковой раздражитель запускает их целиком.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Пятый уровень – элементарные условные рефлексы. Они вырабатываются в процессе индивидуальной жизни. В раннем возрасте формируются простые условно-рефлекторные реакции. С течением жизни они усложняются. В образовании условных рефлексов участвует кора больших полушарий. Условно-рефлекторный механизм поведения отличается высокой степенью надежности, которая обеспечивается многоканальностью и взаимозаменяемостью нервных связей в пластичных структурах ЦНС.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Шестой уровень поведенческих актов — сложные формы психической деятельности. В основе – интеграция элементарных условных рефлексов и аналитико-синтетических механизмов абстрагирования.

Под инстинктом понимают ту часть поведения животных, которая характерна для организмов данного вида и закреплена за ними наследственно.

Критерии и признаки инстинктов: 1) Побуждение (мотивация) и способность к действию принадлежит к числу наследственных свойств вида; 2) такие действия не требуют предварительного обучения (хотя обучение может развивать и совершенствовать его выполнение!); 3) выполняются по существу одинаково у всех нормальных представителей вида; 4) связаны с нормальным функционированием его органов (например, инстинкт рытья нор сочетается с соответствующим строением лап, приспособленных для рытья); 5) приспособлены к экологическим условиям обитания вида (т. е. обеспечивают выживание в конкретных экологических условиях).

Модели самца трехиглой колюшки, которые вызывают нападения со стороны самца, охраняющего свою территорию. Изображенные внизу четыре модели очень примитивны, но их красная нижняя часть оказывается достаточно эффективным раздражителем, чтобы вызвать нападение.

Силуэт «гусь-хищник» , использованный при изучении реакции тревоги у гусей и других птиц. Реакция птицы зависит от того, в каком направлении исследователи перемещают эту модель.

Комплексы фиксированных действий (=фиксированные комплексы действий, фиксированные схемы действий) представляют собой сложные стереотипные движения, образующие высокоорганизованную последовательность / Комплексы фиксированных действий врожденные, осуществляются практически с первого же раза, видоспецифичны (одинаковы у всех особей одного вида), отличаются шаблонностью (стереотипны по порядку и форме исполнения).

Характерные примеры сложных комплексов фиксированных действий – различные ритуалы, имеющие символическое значение и служащие для коммуникации (брачные ритуалы, битвы между самцами), пение у певчих птиц. В поведении насекомых также имеется много ярких примеров: плетение паутины пауками, строительство сот пчелами. Многие виды поведения млекопитающих и птиц по своей сути заложены как комплексы фиксированных действий, однако способны совершенствоваться с накоплением индивидуального опыта: строительство плотин и хаток бобрами, охота у хищников и др.

Пример комплекса фиксированных действий: серый гусь возвращает яйцо, выкатившееся из гнезда, производя движения головой из стороны в сторону. Ключевой стимул, запускающий данное поведение – вид объекта рядом с гнездом. Если гусь потеряет яйцо во время этого процесса, то он прекратит покачивания головой, но продолжит производить «подталкивающие» движения по направлению к себе. Чтобы заметить потерянное яйцо, он должен сначала усесться на гнездо, и лишь после этого запустится новый комплекс фиксированных действий. Если положить рядом с гнездом какой-либо неадекватный объект (игрушечную собачку, дверную ручку), то гусь подкатит его к гнезду, но, скорее всего, не оставит его там.

Примеры некоторых сложных стереотипных действий человека, сходных с фиксированными комплексами действий: смех, плач (и другие выражения эмоций), кашель, чихание (и другие защитные рефлексы) и др. Чем более развит мозг и сложнее поведение, тем меньше роль врожденных стереотипных форм поведения, и тем большую роль приобретают обучение и разум. Человек способен путем обучения и сознания и волевого усилия в некоторых пределах изменять протекание этих реакций.

Классификация условных рефлексов По степени (глубине) абстрагирования: Условные рефлексы I, II и более высоких порядков. Третичный условный рефлекс в 20-х годах 20 века выработал сотрудник И. П. Павлова – Д. С. Фурсиков. Рефлекс IV порядка нельзя выработать у собак, но можно у дельфинов. У лошадей глубина абстрагирования – рефлексы V – VI порядков.

Классификация условных рефлексов По структуре: простые и сложные По соотношению во времени сигнала и подкрепления: Наличные (подкрепляющий стимул подается во время действия сигнального раздражителя). Следовые (делают паузу между окончанием действия условного раздражителя и началом подкрепления; по мере усложнения эксперимента пауза – от 15-20с до 4-5 минут).

«Нервная система» - Хорошо развит сред­ний мозг. Совершенствование нервной системы отразилось и на развитии органов чувств. Нервная система рыб представлена головным и спинным мозгом. Кора покрывает весь передний мозг. Передний отдел лишь незначительно расширен, являясь зачатком головного мозга. В связи с наземным существованием нервная система пресмыкающихся еще более усложняется.

«Рефлекс» - Приспосабливают организм к постоянным условиям. Условные рефлексы. Примеры безусловных рефлексов. В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение. Выработка условного рефлекса. Одинаковы для всех организмов данного вида. Рефлексы. Врожденные рефлексы называют безусловными. В основе дрессировки- условный рефлекс.

«Вегетативная нервная система» - В целом состояние здоровья учащихся удовлетворительное. Заболевания Н.С. чаще встречаются у учащихся 12-16 лет. Выполнила: Иванова Юлия Школа № 5 9 «б» класс. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую. Реферат Нарушения работы нервной системы учеников в связи с утомлением в школе.

«Нервная система человека» - ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (спинной мозг). Выполнила: Димитрова Ирина 234 группа. Строение нейрона. В нервной системе выделяют: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (головной мозг). Функции нервной системы: Сформировать представление о строении нервной клетки, об особенностях нервной системы человека. Цель:

«Строение нервной системы» - Спинной мозг выполняет две основные функции - Рефлекторную и проводящую. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы). Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. Строение и функции спинного мозга. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения.

«Высшая нервная деятельность человека» - Возможность формирования условных рефлексов на разные формы раздражителей. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим. По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена. Общая характеристика ВНД. Филогенетическое изучение условных рефлексов. И.М. Сеченов опубликовал работу под названием «Рефлексы головного мозга».

Тема: «Высшая нервная деятельность»

  • Задачи:
  • 1. Дать характеристику безусловным и условным рефлексам.
  • 2. Показать, что ВНД человека основана на образовании и торможении рефлексов
  • Павленко С.Е
  • Высшая нервная деятельность - еще одна, важнейшая, функция нервной системы.
  • Р. Декарт. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
  • Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.
  • Для безусловных рефлексов характерно:
  • 1. Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
  • 2. Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
  • 3. Имеют постоянные рефлекторные дуги;
  • 4. Относительно постоянны;
  • 5. Осуществляются в ответ на определенное раздражение;
  • 6. Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы.
  • Для условных рефлексов характерно:
  • 1. Приобретаются организмом в течение жизни;
  • 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
  • 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
  • 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
  • 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
  • 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным .
  • Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным .
  • Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
  • Создание учения о ВНД. Рефлексы
  • Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь.
  • При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель.
  • Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.
  • Торможение рефлексов
  • В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения - внешнее и внутреннее.
  • Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название - безусловное торможение . Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
  • Торможение рефлексов
  • Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название - условное торможение . Непременное условие - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
  • В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых . Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.
  • Торможение рефлексов
  • Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка . Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел - свои или чужие.
  • А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант. У кошек во время течки любой звук ….
  • ВНД человека и животных
  • Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение.
  • Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано.
  • Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом . Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.
  • ВНД человека и животных
  • ВНД человека и животных
  • Важную роль в обучении играет импритинг – запечатлевание . У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….
  • У человека проявляется в возрасте от 6 недель до 6 месяцев, связан с матерью и чувством комфорта и безопасности, возникающих при кормлении, гигиеническом уходе, общении матери и ребенка.
  • ВНД человека и животных
  • Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания.
  • В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.
  • ВНД человека и животных
  • И главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи - второй сигнальной системы по И.П.Павлову.
  • Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, - писал И.П.Павлов, - сделало нас людьми».
  • Мышление . Одна из главных функций мозга, связана с работой ассоциативных зон, особенной лобной коры. Позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в ответ на поступающую информацию. Выбор основывается на личном опыте или уже имеющейся информации, обеспечивает рассудочную деятельность человека .
  • Защитное приспособление организма от переутомления, охранительное торможение коры головного мозга. Во время сна клетки мозга восстанавливают работоспособность. Центр сна находится в среднем мозге, медиатор, вызывающий развитие сонного состояния – серотонин . Разрушение центра сна приводит к уменьшению количества серотонина и человек лишается возможности засыпать.
  • Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут. 70-80 минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает.
  • В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. Затем 10-15 минут быстроволновой , парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен, учащается пульс и дыхание. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.
  • В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени.
  • Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.
  • Интересные факты: Наполеон и Эдисон спали по 2 ч в сутки.
  • Повторение
  • Заполните таблицы:
  • Повторение
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
  • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.
  • Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.
  • Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.
  • Условные рефлексы образуются на всю жизнь.
  • Условные рефлексы передаются по наследству.
  • Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.
  • Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.
  • Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.
  • Повторение
  • Верные суждения:
  • Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.
  • Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.
  • Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.
  • Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?
  • Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?
  • Какие рефлексы называются безусловными?
  • Какие рефлексы называются условными?
  • Что такое инстинкт?
  • Дайте определение высшей нервной деятельности.
  • Присуща ли высшая нервная деятельность животным?
  • Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?
  • Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?
  • Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?
  • Какие два вида торможения рефлексов вам известны?
  • В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?
  • У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?
  • Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?
  • Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?
  • Повторение
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Что такое доминанта?
  • Кто разработал учение о доминанте?
  • Основные термины темы:
  • Безусловные рефлексы.
  • Условные рефлексы.
  • Временные связи.
  • Безусловный раздражитель.
  • Условный раздражитель.
  • Безусловное торможение.
  • Условное торможение.
  • Принцип доминанты А.А.Ухтомского.
  • Вторая сигнальная система.
  • Импринтинг.

«Строение нервной системы» - Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. Строение и значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения. Спиной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводящую.

«Рефлекс» - Могут изменяться и исчезать при изменении условий. Понятие рефлекса. Имеются с рождения. Выработка условного рефлекса. Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Одинаковы для всех организмов данного вида. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни.

«Нервная система» - Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Центральная нервная система. Нервная система ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой. От спинного мозга отходят нервы, управляющие работой мышц и тела и плавников. Нервная клетка. Нервная система млекопитающих достигает наибольшего развития.

«Урок Нервная система» - Эволюция нервной системы позвоночных животных. У Простейших ответная реакция на раздражения происходит в форме раздражимости. Значение органов чувств: Больше всего развиты большие полушария, которые покрыты корой. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Эволюция органов чувств.

«Физиология ЦНС» - Рецепторы бывают: 1. Избирательная проницаемость. Химические. 15. 10. Явления в клетке. +. Na. Самсонов С. 19. 15 Na 5 K. Потенциал покоя. 10 Na 10 K. Мембрана клетки. 2. 3.

«Вегетативная нервная система» - Изучить состояние здоровья нервной системы учащихся МОУ «СОШ №5». Реферат Нарушения работы нервной системы учеников в связи с утомлением в школе. У девушек нарушения работы Н.С. встречаются чаще, чем у юношей, т.к. девушки более эмоциональны и ранимы. Подобрать наиболее эффективные способы лечения и предупреждения болезней нервной системы.

Сравнение условных и безусловных рефлексов

Рефлексы - ответные реакции организма на изменения в окружающей или внутренней средах; проявляются возникновением или прекращением какой-либо деятельности организма, сокращением или расслаблением мышц, сужением или расширением сосудов. Рефлексы, свойственны только организмам, имеющим нервную систему. «В жизни сложного организма, - писал великий русский физиолог И.П. Павлов, - рефлекс есть существеннейшее и наиболее частое нервное явление. При помощи его устанавливается постоянное, правильное и точное соотношение частей организма между собой и отношение целого организма.

Принято делить все рефлексы на условные и безусловные. Живой организм появляется на свет с набором врожденных рефлексов. Например, у новорожденного сосательные движения возникают в тот момент, когда что-то коснется его рта. Врожденные рефлексы отличаются большим постоянством: в ответ на одно и тоже раздражение независимо от остальных условий происходит строго определенная реакция. И.П. Павлов назвал такие рефлексы

безусловными.

С течением времени на базе безусловных рефлексов строится более сложное поведение: сосательные движения, например, возникают уже только на подкрепляемые пищей раздражения. Ребенок привыкает к определенным часам кормления, и соответствующая количеству и характеру пищи слюна начинает выделяться уже не только после, но и до попадания пищи в рот.

У взрослого человека слюноотделение может возникать уже при одном только виде или запахе пищи. Такого рода рефлексы приобретаются в процессе индивидуального опыта каждого отдельного животного или человека, они полностью зависят от специфических для каждого условий существования. Эти рефлексы И.П. Павлов назвал условными. С изменениями в окружающей среде рефлексы также изменяются. Именно благодаря условным рефлексам организм способен быстро перестраивать свое поведение.

Безусловные рефлексы

Низшая нервная деятельность получила название безусловно рефлекторной, а ее отдельные реакции называют безусловными рефлексами. При резком изменении условий окружающей среды безусловный рефлекс становится плохим помощником. Например, для ежей характерен оборонительный безусловный рефлекс: свернуться в клубок и выставить колючки. На протяжении многих тысячелетий он их выручал, но во второй половине 20 в., по мнению зоологов, этот рефлекс поставил их на грань вымирания, т. к. ежи, выходящие ночью на долго сохраняющие тепло автодороги, чтобы погреться, при приближении автомобиля не убегают, а пытаются

защищаться как встарь теми же колючками и, конечно, гибнут под колесами.

Попытка приспособиться к резко изменившимся условиям с помощью беззусловно рефлекторного поведения может привести организм к гибели. Более того, поскольку у всех представителей данного биологического вида безусловные рефлексы одинаковы, при резкой перемене климата или других факторов может гибнуть не один организм, а множество особей. У одноклеточных организмов, червей, моллюсков и членистоногих, например, гибель большого числа особей восполняется огромной скоростью размножения. Совсем иначе приспосабливаются к изменившимся условиям высшие животные и человек. У этих видов на основе низшей нервной деятельности сформировались новые механизмы приспособления - высшая нервная деятельность. С ее помощью живые организмы приобрели способность реагировать не только на непосредственное действие биологически значимых агентов (пищевых, половых, оборонительных), но и на их отдаленные признаки, выявляя из хаоса окружающей среды связи во времени между биологически важным явлением и закономерно предшествующими ему событиями.

Условные рефлексы

Условный рефлекс - явление чрезвычайно сложное. Вырабатывается он на базе безусловных рефлексов. Для образования его необходимо сочетание во времени какого-либо изменения в окружающей среде (или во внутреннем состоянии организма), воспринятого животным, с осуществлением какого-либо безусловного рефлекса. Только при этом условии само это изменение может стать раздражителем, вызывающим условный рефлекс. Такой раздражитель называют условным или сигналом. Например, стук миски, из которой кормили собаку, вызывает выделение слюны только в том случае, когда эти звуки

совпадали с едой. Такова классическая схема образования условного рефлекса.

Однако наблюдения показывают, что для этого требуется еще ряд условий. Например, накормленная собака не будет реагировать на условный раздражитель. Это значит, что условный рефлекс может возникнуть только на фоне соответствующей биологической потребности. В частности, для реализации пищевого условного рефлекса необходимо ощущение голода. Такие состояния субъективно выражают объективную потребность, и именно в них содержится мотивировка дальнейшего поведения, направленного на удовлетворение потребности (в данном случае пищевой). Поэтому их называют мотивациями. Таким образом, не объективный условный раздражитель, а в первую очередь преобладающая мотивация обеспечивает возможность реализации условного рефлекса.

Структурную основу всех рефлексов составляет так называемая рефлекторная дуга. Она состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, чувствительных, или афферентных, волокон, по которым сигналы поступают в центральную нервную систему; вставочных нейронов, обрабатывающих полученную информацию; эфферентных нервных волокон, осуществляющих передачу двигательных команд на периферию. Представление о рефлекторной дуге более 300 лет назад ввел в науку французский ученый Р. Декарт.