Современные логопедические технологии. Современные технологии в работе учителя-логопеда Современные технологии в коррекционной логопедической работе


Новые технологиии в логопедии

Новые информационные технологии в логопедической работе

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь Некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспита-

ния детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования. Повторим, что его предметом стало использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии. Цель исследования заключается в создании системы приемов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на эти нарушения.

Исследование уже более десяти лет проводится на базе Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением центральной нервной системы и с нарушением психики. За этот период компьютерные программы использовались в логопедической работе с более чем тысячью пациентов, имеющих различные речевые нарушения (дизартрию, алалию, задержку речевого развития, дисграфию, дислексию и др., а также задержку психического развития.

В статье представлены данные, полученные при экспериментальной работе по преодолению дизартрии у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Мы предположили, что специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с ДЦП, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

Экспериментальную группу составили 252 ребенка с дизартрией с 3 до 14 лет. Их логопедическое обследование проводилось с применением НИТ. Особенности нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи у всех испытуемых были обусловлены различными формами дизартрии. При их определении специалистами использовалась классификация И. И. Панченко. В коррекционной работе применялись специально разработанные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Обучение экспериментальной группы проводилось 1—3 месяца. Результаты сопоставлялись с данными, полученными в контрольной группе (180 детей, в которой использовались традиционные методы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в создании научно обоснованной компьютерно-опосредованной логопедической технологии. Его практическое значение состоит в разработке системы приемов эффективной психолого-педагогической и логопедической помощи детям, страдающим дизартрией. Эта система предполагает включение новых компьютерных средств обучения в специальный образовательный процесс.

Планируя ход экспериментального обучения, мы исходили из того, что важнейшей составля-

ющей теоретической основы и пользования НИТ в коррекции но-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития (по Л. С. Выгот- скому). Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения

речи вследствие поражения центральной нервной системы, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей, детально исследованных отечественными учеными (Е. Ф. Архиповой Л. А. Даниловой, М. В. Ипполите вой, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мае тюковой, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, О. А. Токаревой и др.).

Специальное обучение осуществлялось по индивидуальны коррекционным программам на фоне комплексной лечебной психолого-педагогической помощи больному ребенку.

Этапы обучения

В процессе исследования мы условно выделили три основных этапа обучения. Проанализируем их цели, задачи и основное о держание на примере компьютерной программы «Фонема» фирмы «Дельфа». Она включает серии заданий для коррекции и развития девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесений гласных и согласных звуков, тем па и ритма речи. Все упражнения представлены в игровой форме.

Первый этап («мотивационный»)

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;

Преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления

условно выделили три основный компьютером, мы объясняли, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем мы показывали ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделялось формированию правильного расположения перед монитором. Ребенка УЧИЛИ, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поста ВИть ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его. Для каждого пациента подбиралась наиболее удобная для него поза.

Для установления контакта с детьми мы стремились увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам демонстрировал, как нужно выполнять предложенные задания. Ребенок видел, как действия врача (например, воздушная струя, направленная в микрофон, пение и др.) преображаются на мониторе в мультипликацию. Затем воспитаннику самому предлагалось выполнить задание. Особое значение здесь имел правильный выбор порога чувствительности микрофона, который можно установить для каждого ребенка индивидуально.

Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы «Фонема» требовалось привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, микрофоне, инструкции логопеда. Надо было также убедиться в адекватности его восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Для затормаживания непроизвольных насильственных движений подвижных органов артикуляционного аппарата использовались тренировочные упражнения для расслабления соответствующих мышц.

Второй этап («содержательно-формирующий»)

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:

Нельзя переутомлять ребенка;

Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;

Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;

Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.

В ряде случаев логопед параллельно создавал условия для координации дыхания и голосооб-разования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей экспериментальной группы правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок мы предлагали ребенку ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании. Важно, чтобы звук сразу получался у него свободным, без излишнего напряжения. Для этого логопед следил за тем, чтобы ребенок ощущал резонирование грудной полости, подавал голос на выдохе и не прекращал подачу, почувствовав, что ему не хватает воздуха. Задание варьировалось в зависимости от возможностей детей. Первыми были упражнения на звучание «м», артикуляция которого относительно проста, а в процессе его произнесения предполагается направление воздушной струи из гортани в полость носа.

Требовалось также научить ребенка с дизартрией регулировать силу своего голоса. Выполняя специальные задания, дети понимали, что, например, с увеличением громкости сказочные персонажи шире открывают рот. Сначала от лица героев говорил логопед, затем ребенок и врач менялись ролями. Тему беседы мог предложить логопед (впоследствии воспитанник также участвовал в выборе). Таким образом дети учились на игровых ситуациях. По ходу занятий мы активизировали речь испытуемых, предлагая интересные и доступные им (по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности) вопросы. Параллельно с расширением возможностей речевого дыхания и голоса детей мы проводили работу по развитию артикуляционного праксиса. Сначала упражнения делались в медленном темпе. При этом мы фиксировали внимание ребенка на возникающих у него двигательно-кинестетических ощущениях. Выполняя упражнения, дети удерживали заданную позицию артикуляционных органов, двигали ими. При коррекции назальности речи требовалось активизировать у ребенка мышцы мягкого нёба.

Различные упражнения мы использовали и для выработки определенного темпа речи.

По мере расширения произносительных возможностей детей применялись задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа.

На каждом занятии обогащался активный лексикон детей и формировалась их связная речь. Темы диалогов с ребенком могли быть различными: герои сказки (кто из них старше, кто больше, кто важнее, время года, в которое разворачивается действие (что происходит в природе, какую одежду носят персонажи и т. д.). На занятиях удавалось создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший «ситуации уверенности» ребенка в своих силах. Дети легко запомнили, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могли самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят успешно формировалось чувство гордости за свои достижения, расширялись возможности положительной оценки собственной деятельности.

Мы включали в занятия игры для развития внимания, отработки быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Каждое из них способствовало улучшение координации «рука -глаз». Дети описывали, что они видят на картинке, при необходимости отслеживали предметы движением пальцев. Постоянное использование стрелок клавиатуры «вверх — вниз», «вправо -влево» также содействовало развитию пространственных представлений.

Нами поощрялось присутствие на занятиях родителей (чаще мамы). Это позволяло детям продемонстрировать свою компетентность, что было крайне важно для их психофизиологической и эмоциональной реабилитации.

Третий этап («саморазвивающий»)

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизноси-тельной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее был самоконтроль, тем лучше ребенок обучался управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагались более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащался лексикон детей и развивалась их связная речь. Отметим, что на занятиях нередко можно было обращаться к знакомым для детей заданиям для решения других коррекционных задач. Кроме того, мы рекомендовали родителям, как следует заниматься с ребенком, на что обращать особое внимание.

Таким образом, в процессе обучающего эксперимента мы использовали задания программы «Фонема», адаптировав их к возможностям детей экспериментальной группы. Нам также удалось разработать и решить ряд коррекционных задач, не предусмотренных создателями программы.

На каждом из этапов последовательно применялись наши собственные приемы дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Система приемов реализована в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Проверочный эксперимент заключался в сравнительном изучении состояния речи детей контрольной и экспериментальной групп, оценке результатов обучающего эксперимента. Последние показали, что при определенных условиях использование компьютерных средств в абилитацион-

ном и реабилитационном процессах может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняв компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.

Оказалось, что применение новых информационных технологи в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков: способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.

Наш опыт показывает, что эффективность применения коррекционных программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ребенок с ДЦП исподволь, постепенно овладевает навыкам пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

1. Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с дизартрией на фоне ДЦП позволяет более объективно и дифференцированной речи.

2. Разработанная нами система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

3. Результаты экспериментального обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Резюмируя результаты исследования, мы полагаем, что применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Учитель - логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д\с№2444; ГБОУ ЦО № 1446
Елена Ивановна Кабаченко, Наталья Александровна Кабаченко.

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос - искусство, мастерство, логос - учение.
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

  • нейропсихологические технологии,
  • кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • суджок-терапия,
  • гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,
  • фитотерапия,
  • аурикулотерапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • хромотерапия,
  • литотерапия,
  • имаготерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • различные модели и символы,
  • активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
  • БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
  • Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
  • Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • Новая технология - открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка - два слова, прилагательные;
  • третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода

1. Заяц
2. Белый, пушистый
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
  • владеть обобщением,
  • понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
  • согласовывать слова в предложении,
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.:Вита-Пресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/518752/
3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
4. Педагогический словарь
http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

  • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

Кудина Лариса Геннадьевн а

Учитель – логопед

МАДОУ«Центр развития ребёнка детский сад № 24» г.Ишима

Введение

Состояние здоровья детей, во многом, определяет нравственное благополучие современного общества. К сожалению, итогом последних десятилетий стало резкое снижение показателей детского здоровья.

Проведенные исследования позволяют выделить, среди возможных причин, неблагоприятную обстановку в экологической сфере, отрицательные воздействия бытового характера. Также большую роль играет качество воды и питания, которое в последнее время работает против человеческого организма, щедро «насыщая» его вредными химическими добавками.

Эти, и многие другие, отрицательные условия жизнедеятельности ощутимо подрывают здоровье дошкольников. Кроме того, огромное влияние на современных детей оказывают недостаток двигательной активности и перегрузки в умственной деятельности.

Очевидной становится необходимость рациональной организации режимных моментов в стенах дошкольных учреждений. Это первоочередная задача всех сотрудников детского сада. Процессы воспитания и обучения должны строиться таким образом, чтобы каждый ребенок смог избежать отрицательного влияния гиподинамии.

В работе логопеда, как и в других направлениях деятельности ДОУ, необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.

  1. 1. Важность системного подхода к здоровью дошкольников

Термин «здоровье» определяется, как состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

От того, насколько правильно и полно будет воспитан ребенок по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, зависит уровень развития общественности в целом.

Период дошкольного детства является тем самым базисом, на котором будет строиться дальнейшее взаимодействие малыша с окружающей средой, его отношение к сверстникам и взрослым людям, к природе и ее ценностям.

Приоритетом работы дошкольных учреждений является направленность на полноценное воспитание здоровых детей, а также формирование привычки к ведению здорового образа жизни. В связи с этим, задачами для педагогов выступают следующие пункты:

  • донесение до ребенка нужной тематической информации;
  • организация занятий таким образом, чтобы полученные знания использовались ребенком в полную силу;
  • возможность совмещения специфики педагогической деятельности с общей целью – воспитать здорового, во всех смыслах, человека.

1.1 .Факторы, определяющие состояние здоровья дошкольников

Группа факторов

Характеристика

Внутренние влияния

Успешность организации педагогического процесса

Соблюдение всех необходимых регламентов; уровень обучающих методик соответствует возрасту ребенка; индивидуальный подход

Психологические аспекты

Учет возрастных особенностей психологии детей,

Физиолого-гигиенические нормы

Зависимость физиологических особенностей конкретного ребенка от уровня развития приобретенных навыков

Внешние влияния

Экология

Состояние окружающей среды, уровень загрязнения воздуха, качество питания

Экономика

Достаточность/недостаточность финансирования в области здравоохранения

Социальное окружение

Уделение должного внимания здоровью со стороны семьи ребенка, окружающих его людей; отсутствие пропаганды вредных привычек и нерационального использования ресурсов своего тела и головного мозга

1.2. Базовые принципы организации здоровьесберегающих мероприятий:

  • «не навреди!»;
  • непрерывность процесса;
  • доступность;
  • систематичность и последовательность подачи информации;
  • адекватность возрасту;
  • сознательность и активность;
  • нацеленность на гармоничное и всестороннее личностное развитие;
  • использование комплексного подхода.

1.3. Здоровьесберегающие технологии: понятие и цели

Понятие здоровьесберегающих технологий включает в себя перечень образовательных технологий, направленных на воспитание культурного отношения детей к своему здоровью.

Целью этого процесса является формирование осознанного восприятия ребенком таких понятий как: «здоровье» и «жизнь человека». Также, важен момент обретения способности накапливать полученные знания, сводить их в систему, обретая, тем самым, «валеологическую компетентность».

2.Специфика работы логопедического пункта в направлении реализации здоровьесберегающих технологий

В рамках работы логопунктов, находящихся в ДОУ, педагогами реализуются задачи по коррекции и развитию речи детей. В последнее время отмечается тенденция к ее ухудшению и снижению детских навыков и умений в сфере общения. Согласно наблюдениям практикующих логопедов, число дошкольников с различными речевыми дефектами неумолимо растет. Среди них: дети с заиканием, алалией (сенсорной и моторной), дизартрией и прочими нарушениями.

С учетом имеющихся проблем, в логопедическую практику входит обязательное применение технологий здоровьесбережения. В содержании многих авторских методик (К.П. Бутейко, А.Г. Ипполитова, Л.С. Волкова и др.), направленных на коррекцию речевых патологий, особенно заостряется внимание на физиологическом и речевом дыхании. Оно, как известно, нарушено у детей с проблемной речью.

С появлением потребности применения здоровьесберегающих технологий во всех сферах воспитательной работы, деятельность логопеда получила новое направление. Теперь, кроме коррекции речевых нарушений, в логопунктах реализуются и задачи личностной коррекции детей.

В числе воспитанников ДОУ, имеющих проблемы с речью, немалая их часть испытывают сопутствующие затруднения в общем развитии внимания, моторики (общей, мелкой), мышления, памяти.Как следствие – работа с такими детьми должна быть комплексной.

Оздоровительно – коррекционные мероприятия включают в себя:

  • разные виды дыхательных гимнастик;
  • релаксацию;
  • гимнастику артикуляционного аппарата;
  • логоритмические упражнения;
  • упражнение, направленные на развитие памяти, всех видов мышления, внимания;
  • упражнения, являющиеся профилактикой нарушений зрения;
  • физкультминутки.

Все эти методы помогают логопеду в проведении коррекционной работы с детьми, так как не единожды доказывали свою эффективность. Их применение, в деятельности узких педагогических специализаций, дает возможность воспитанникам не только справляться с речевыми проблемами, но и достигать хороших успехов в общем оздоровлении организма.

Безусловно, то насколько результативен будет этот процесс, зависит от профессионального мастерства педагога. Большое значение имеет способность логопеда вводить в свою непосредственную работу новые знания, методы и возможности.При этом важно, чтобы дети чувствовали себя уверенно и комфортно на занятиях.

2.1 .Особенности физического и психического развития детей с речевыми нарушениями

Среди дефектов физического развития дошкольников с нарушениями речи выделяют: патологии органов артикуляционного аппарата, дыхательные нарушения, проблемы с развитием моторики, слишком активный тонус мышц, либо наоборот недостаточный, нарушение голосообразования, быстрая утомляемость, сниженные показатели силы и ловкости.

К распространенным нарушениям в психическом развитии можно отнести: отсутствие устойчивости внимания, недостаточность развития процессов памяти, мышления и воображения.

Все эти нарушения поддаются успешной коррекции только в случае комплексного воздействия. В него входят не только методы работы с недостатками речи, но и общее влияние на процессы психики, кругозор ребенка, его социально-личностное становление.

2.2.Виды технологий здоровьесбережения, использующиеся в работе логопеда:

А.Гимнастика артикуляционного аппарата (способствует улучшению кровоснабжения речевых органов и проводимость их нервных окончаний; улучшает подвижность органов артикуляции; укрепляет мышцы языка, щек и губ; нейтрализует спастические проявления артикуляционного аппарата).

Ее основной целью является достижение правильного положения органов артикуляции, посредством специальных упражнений. Эти упражнения должны подбираться индивидуально, с учетом сложности речевых проблем ребенка.

Приоритетом такого вида гимнастики должно быть стремление к качеству, а не количеству упражнений.

Б.Комплексы специальных упражнений для профилактики зрительных нарушений: различные виды зрительной гимнастики

Цель подобных занятий – донести до ребенка всю значимость человеческого здоровья, важность его охраны. При этом акцент необходимо делать именно на большую роль зрительных функций организма, их значении.

Гимнастика для глаз как нельзя лучше отвечает всем этим требованиям. Она используется для общего укрепления глазных мышц, улучшения кровяной циркуляции в глазных яблоках, а также с целью улучшения способности глаз к аккомодации.

Гимнастика для зрения организуется с учетом возрастных особенностей ребенка. Проводиться она должна в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.

Регулярность занятий – это обязательное требование к зрительным упражнениям. Их продолжительность составляет от трех до пяти минут, два или три раза в день. Приветствуется использование педагогом специальных тренажеров и некрупных предметов, также должны применяться словесные указания.

Выбирая тип упражнений для конкретного ребенка, логопед опирается, прежде всего, на его медицинские показатели по зрению и возраст. Важным условием также является отсутствие у детей усталости и чрезмерного глазного напряжения.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Гимнастики для ежедневного проведения:

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

Всю неделю по - порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять в другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

В.Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики

В этот пункт входят динамичные паузы в процессе обучения, нацеленные на оздоровление, называющиеся физкультминутками. Если ребенок овладевает навыком сочетания слова и действия, то его ждут хорошие результаты на логопедических занятиях.

Физкультминутки улучшают общий тонус мышц, как мелких, так и крупных. Чем они более развиты, тем успешнее будет коррекционный процесс. Они проводятся в форме задорной игры, в средней части занятия.

Также, для повышения качества коррекционной работы, большую роль играет успешность развития мелкой моторики. Ведь от того, как дошкольник умеет владеть рукой, зависит его речевое развитие, качество мыслительной деятельности.

Развитие мелких моторных функций обычно сочетается с соответствующими упражнениями для коррекции речи.

Г.Дыхательная гимнастика.

Способствует физиологическому развитию грудной клетки ребенка, укреплению ее мускулатуры. Упражнения гимнастики для дыхания нацелены на становление правильного дыхания. Необходимо работать над длительностью «лечебного» выдоха, его плавностью и силой. Овладение диафрагмально – речевым дыханием гарантирует организму ребенка не только общее оздоровление, но и положительные результаты логопедической работы над звукопроизношением малыша.

Каждое занятие должно включать несколько видов упражнений, список которых в дальнейшем расширяется.

Примеры практического применения дыхательной гимнастики в моей работе.

Моделирование логопедической сказки «Пингвиненок Пип» с участием детей.

Перед детьми – макет снежной Антарктики с фигурками пингвинов. Я читаю детям сказку, в конце которой пингвиненок, в письме, просит всех детей о помощи: ему и его друзьям нужно очень много снега для игр. Затем говорю, что такое письмо пришло и к нам.

Далее предлагаю детям много снежинок, сделанных из комочков ваты, положить на ладонь и дуть в сторону макета. Таким образом, воображаемый снег попадет в Антарктику к пингвинам. Но перед этим нам нужно хорошенько подготовиться, чтобы весь снег долетел до места назначения.

  1. 1. Делаем несколько простых упражнений пальчиковой гимнастики (чтобы уверенно и крепко держать ладонь со «снежинками»):

ü пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем. Сначала вместе, потом по очереди. При этом руки держим сначала вытянутыми вперед, потом поднятыми вверх, а потом разведенными в стороны;

ü кисти рук выгибаем вверх и прогибаем вниз. Сначала вместе, потом по очереди;

ü ладони складываются вместе и слегка сжимаются, затем, не размыкая ладоней, делаем ими наклоны в разные стороны, вперед и назад. Руки вытягиваем вперед и, не разводя запястий, разводим ладони в стороны;

ü самомассаж пальцев и ладоней.

  1. 2. Короткая тренировка артикуляционного аппарата (чтобы получилось хорошо и правильно дуть на ладонь). Здесь мы выполняем упражнения «Надувание щек», «Дудочка».
  2. 3. Упражнения зрительной гимнастики: «Жмурки», «Часики», «Смотрим вдаль» (чтобы лучше видеть, куда дуть).

Применяя данные упражнение, мы формируем у дошкольников навыки правильного выдоха, при этом следим за плавностью и силой воздушной струи. Попутно включаются элементы пальчиковой гимнастики, тренировки органов артикуляции и зрительных мышц.

Текст сказки: «В далекой, северной Антарктике жил веселый пингвиненок Пип со своими друзьями. Он очень любил играть с ними в снежки, строить снежные замки и лепить снежное мороженое. Но однажды, снега стало так мало, что тратить его на игры было не разумно. Те снежинки, что были на земле, начинали таять, а новые почему – то не падали с неба. И тогда, пингвиненок решил написать письмо, в котором просил всех детей мира помочь ему и его друзьям и прислать снег».

Д.Разновидности логопедического массажа и самомассажа

Важность этой процедуры определяется положительным влиянием массажных манипуляций на мышечное состояние артикуляционных органов. В результате таких воздействий нормализуется речевое произношение дошкольника.

Если использовать массаж в коррекционном комплексе, то он рекомендуется, как первоочередная мера. Данная процедура обязательна для всех детей с речевыми патологиями, а тем более для тех, кому ставят такие диагнозы, как: дислалия, задержка речевого или психического развития, дизартрия. Как известно, в таких ситуациях одной только педагогической коррекции недостаточно.

При регулярных массажных сеансах улучшаются функции проводящих нервных волокон, стабилизируются рефлекторные звенья в цепи взаимодействия между корой головного мозга и системой мышц и сосудов.

В практике логопеда ДОУ могут использоваться следующие разновидности массажа:

  • воздействие на лицевые мышцы;
  • кисти и пальцы рук;
  • массажное воздействие на ушные раковины;
  • манипуляции со стопами;
  • массаж мускулатуры языка.

Сеансы самомассажа выполняются дошкольниками самостоятельно, после демонстрации педагога. Он включает в себя подвижные упражнения для артикуляционных органов. Благодаря этим процедурам достигается эффект, не хуже массажного. Происходит улучшение кровообращения языка и губ.

Самомассаж призван стимулировать мышечные ощущения в области артикуляционного аппарата, а также нормализовать тонус речевых мышц. Его можно использовать в групповых условиях, несколько раз в день, без ущерба для режима. Логопеду не требуется наличие медицинских документов об образовании.

Е.Упражнения для релаксации

Метод релаксации направлен на устранение мышечного напряжения и избавление от нервного раздражения, путем применения специальных техник.

Релаксация является произвольным либо нет состоянием покоя, при котором мышцы расслаблены. Состояние релаксации следует за снятием напряжения.

Овладевая способами расслабления, дети учатся управлять силой своих мышц и их группами. В условиях работы логопункта релаксирующие методики используются в течение всего занятия, особенно если движения дошкольников беспокойны и скованны. Занятия могут сопровождаться музыкой.

Заключение

Все рассмотренные выше технологии, способствующие сохранению детского здоровья, рекомендуется использовать в ежедневной практической деятельности педагогов логопедических пунктов в ДОУ. Рассмотренные компоненты могут меняться по ходу недельной системы занятий, что позволяет развивать детскую речь в благоприятных условиях.

Результатами применения технологий здоровьесбережения в логопедии становятся:

  • улучшение характеристик восприятия и внимания;
  • повышение способности к обучению;
  • дети, с разным успехом, но овладевают умениями делать выводы, рассуждать, слышать собеседников и педагога;
  • происходит формирование способности осмысленно читать, проявляется заинтересованность в овладении письмом;
  • преодолеваются трудности в психологической и поведенческой сфере;
  • дети учатся применять полученные умения и знания в разных видах деятельности.

С учетом вышеизложенной информации, можно сформулировать следующее утверждение: «Коррекционная логопедическая работа с дошкольниками, с использованием здоровьесберегающих технологий, дает хорошие результаты». Данное утверждение подкрепляется снижением общего уровня заболеваемости дошкольников, повышением физиологических характеристик организма, улучшением зрения, развитием всех видов моторики, повышением активности речи и прочее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет.саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  9. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  13. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  14. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
  15. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
  16. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
  17. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  18. Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ. 2006.№4.
  19. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Анна Нохрина
Инновационные технологии в логопедической практике

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике

– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,

Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

Арт - терапевтические технологии;

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

Современные технологии сенсорного воспитания;

Телесноориентированные техники;

«Су – Джок» – терапия;

Криотерапия;

Информационные технологии.

Виды арт-терапии:

Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

Изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

Кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

Сказкотерапия;

Куклотератия;

Мнемотехника;

Креативная игротерапия (песочная терапия);

Смехотерапия;

Ароматерапия;

Цветотерапия (хромотерапия).

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

Улучшение общего состояния детей;

Улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

Формирование навыков словообразования;

Формирование слоговой структуры слова.

Элементы музыкотерапии

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Техники изо-терапии,

используемые для развития речи:

Техника «кляксография»;

Пальцевая живопись;

Рисование мягкой бумагой;

Рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

Рисование на стекле;

Ниткография;

Рисование на манке;

Техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

Техника отпечатывания ватой;

Техника «оттиск пробками»;

Рисование ладонями.

Телесноориентированные техники:

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

Растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

Развивают мозолистое тело,

Повышают стрессоустойчивость,

Улучшают мыслительную деятельность,

Способствуют улучшению памяти и внимания,

Облегчают процесс чтения и письма,

Улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Логопедический массаж

Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

Классический ручной;

Точечный;

Аппаратный.

Пальцевый массаж

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

Прищепочный массаж;

Массаж орехами, каштанами;

Массаж шестигранными карандашами;

Массаж чётками;

Массаж травяными мешочками;

Массаж камнями;

Массаж зондами, зондозаменителями;

Массаж приборами Су-Джок терапии.

Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

Совершенствование звуковой стороны речи;

Развитие диалогической и монологической речи;

Эффективность игровой мотивации детской речи;

Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Элементы сказкотерапии:

Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

Связной речи;

Ассоциативного мышления;

Зрительной и слуховой памяти;

Зрительного и слухового внимания;

Воображения;

Ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

Совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

Обогащению словарного запаса;

Развитию связной речи;

Побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

Развитию фантазии и образного мышления.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.

Виды ароматерапии:

Распыление;

Ингаляциия;

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

Повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

Обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;

Знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Цветотерапия, несомненно, способствует:

Улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

Стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

Приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в логопедии:

Повышение мотивации к логопедическим занятиям;

Организация объективного контроля развития и деятельности детей;

Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

Возможность быстрого создания собственного

дидактического материала;

Визуализация акустических компонентов речи;

Расширение спектра невебральных заданий;

Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

За счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Спасибо за внимание! (Слайд-шоу прилагается)