Вооружение арабского война. Завоевание Персии (Ирана) арабами. Завоевание Ирана арабами


При первых преемниках пророка Мухаммада оформилось мусульманское государство - Арабский халифат со столицей в Медине. Оно утвердилось на всём Аравийском полуострове, а потом стало бороться за распространение своего влияния в других землях.

К середине VII в. арабы завоевали Сирию, Ирак, Палестину, Иран, Закавказье, в Северной Африке они подчинили Египет, Ливию (найдите эти территории на карте).

В начале VIII в. арабы, создавшие к тому времени мощный флот, преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на европейскую территорию. Они разбили Вестготское королевство в Испании, а затем направились на север, в земли франков. Дальнейшее их продвижение было приостановлено после битвы при Пуатье (732 г.), где арабское войско потерпело поражение от франков, возглавляемых Карлом Мартеллом. Но практически весь Пиренейский полуостров попал под власть арабов. Здесь образовался халифат с центром в Кордове, а после его распада (в XI в.) в течение ещё нескольких столетий существовал Гранадский эмират.

/\ Какими изображены арабские воины? На основании чего вы это определили?

Натиск арабов ошеломил подвергшиеся нападению народы. Впоследствии историки задавались вопросом: как удалось небольшой группе племён в короткий срок завоевать столь. ^ значительные территории? Можно

привести несколько объяснении. Во-

первых, арабы-бедуины, составлявшие основную часть войска, отличались большой воинственностью и храбростью, а также дисциплинированностью (поскольку отношения в племени приучали их к беспрекословному подчинению старшим). Их конные отряды были быстрыми, подвижными в бою. Во-вторых, походы проводились с целью распространения религии, которую каждый мусульманин считал единственно истинной. Вера придавала силы арабским воинам. При этом

Аравийское

Направления завоевательных походов арабов Территории, завоёванные арабами к 750 г

Границы Арабского халифата в период его расцвета (750 г.)

захваченные земли и ценности считались собственностью не отдельных воинов, а мусульманской общины в целом. Например, около одной пятой части военной добычи следовало передавать нуждающимся единоверцам.

Со временем арабское войско, первоначально состоявшее из ополчения, стало наёмным. В нём появились отряды гвардии - профессиональных воинов (мамлюков), выученных в соответствии с требованиями жесточайшей дисциплины из мальчиков- иноверцев, купленных на рынке рабов или принудительно вывезенных из родных земель.

Так за сто с небольшим лет в жизни арабов произошли огромные изменения. Из группы разрозненных племён они превратились в народ, объединённый единой исламской религией, единой политической и духовной властью. Они завоевали обширные территории в Азии, Северной Африке и создали одно из крупнейших государств своего времени - Арабский халифат.

Вопросы и задания 1.

Расскажите об условиях жизни и занятиях арабских племён. 2.

Когда и каким образом возник ислам? Какую роль в этом сыграл пророк Мухаммад? 3.

Расскажите, используя карту, об арабских завоеваниях. 4.

Объясните, что изменилось в жизни арабов с появлением ислама. 5.

В чём заключалась особенность власти пророка Мухаммада, а затем халифов в мусульманском обществе? 6.

В каких книгах, сборниках изложены важнейшие положения ислама? Объясните, какое значение они имеют для повседневной жизни мусульманина (в том числе в наши дни). 7.

Объясните, почему арабам удалось подчинить себе такие значительные территории.


Жизнь состоит по большей части из событий ничем не примечательных. Они обыденны и устойчиво повторяют привычный порядок вещей. Но в их ряду иногда происходят на первый взгляд ничем не примечательные события, но приобретающие впоследствии огромное значение, затрагивающее судьбы многих миллионов людей, и радикально меняющих течение исторических событий, облик цивилизации. Таким событием, оказавшим глубокое влияние на все стороны жизни , радикально изменившим их судьбу, было рождение в далекой Аравии, в городе Мекке в семье, связанной корнями с кочевой средой, мальчика Мухаммеда. Его родители Абдаллах и Амина были по преданию далекими потомками Исмаила, прародителя кочевых арабов, но рано умерли. Мальчик вырос в семье дяди. Благородное происхождение ценилось, но особых преимуществ не давало.
Сыны пустыни, кочевники из рода курайшитов, к этому времени изменились. Владение городом и священными местами, где некогда по преданию их легендарный предок Ибрахим (Авраам) воздвиг Каабу - небесный храм, давало им определенный доход. Религиозные праздники, паломничество арабов к святым местам, а так же транзитная торговля превратили бывших кочевников в купцов. Конечно не все, но некоторые из них разбогатели и оттеснили старые аристократические кланы. Родовые обычаи, требовавшие равенства и взаимной поддержки, их уже не устраивали, и к бедным, может быть, не выказывали откровенного презрения, но богатства своего не стеснялись. Ежегодно они снаряжали караваны к своим соседям: ромеям (Ливан), в Ирак (это искаженное название Ирана), в южную, или как ее тогда называли, Счастливую Аравию.
Все остальные арабы жили своей жизнью, то есть тем, что есть. Больших целей себе не ставили. Более того, когда среди них объявился человек, публично объявивший всем, что жизнь надо решительно менять, и строить его на новых принципах, главным из которых было единобожие и отказ от почитания идолов, они попросту высмеяли его. Тот, кому была уготовлена великая историческая роль, в 45 лет после первого публичного оглашения своих целей и задач ничего кроме унижений не испытал. Люди не только отвергли его, но еще долго осыпали насмешками. Но, тем не менее, эта проповедь дала определенный результат: между первыми мусульманами и язычниками возникло противостояние, которое вылилось в борьбу. Никто не хотел уступать. Хотя Мухаммед был твердо убежден в новой вере, но на первых порах ситуация была далеко не пользу. Мусульмане были малочисленны, а противников было много больше, к тому же они были агрессивны. Но качественно противники различались. Мусульмане боролись за веру и были идеологически сплочены, а у другой «партии» таких идей не было. Это было сборище разных людей. Одни из них руководствовались корыстью и видели в исламе угрозу своей власти в городе. Другие - вовлеклись в борьбу только потому, что испытывали неприязнь к новым идеям, а главное к соплеменнику, объявившего себя посланником бога.

(Примечание 7. История ислама - это не только история зарождения и победы новой веры, но это еще история вечной борьбы между новым и старым. Как правило, старая система на первых порах выглядит уверенной и всесильной. Новая, напротив, выглядит слабой и, кажется, обреченной на неудачу. В этой истории многое завесило не только от личности Мухаммеда, цельности и оригинальности его идеологии, но и от воли первых мусульман. Они проявили завидное упорство в отстаивании своих идей. У его противников стройной идеологической системы не было. Потерпев поражение в идеологической борьбе, они потеряли поддержку народа. Очевидно, что подобное развитее событий могло быть только в условиях широкой демократии).

Мухаммеду удалось сплотить арабов Центральной и Западной Аравии на принципах ислама. Перед ним встали новые задачи. В советской исторической литературе, которая не одобрительно относилась к исламу, можно было прочитать, что Мухаммед, подталкиваемый богатой мекканской верхушкой, направил мусульман на завоевание. Но на самом деле эта верхушка настороженно, если не трусливо, восприняла новую акцию. И встречи на поле боя ни с ромейским, ни с иранским «голиафам» не желали. Это не было похоже на привычный им базар. И действительно, первый поход за пределы «острова арабов», в который они отправились с большим воодушевлением, закончился неудачно. При встрече с регулярной армией Византии в длине Мута (Иордания) армия дрогнула. Полководцы, показывая пример, с обнаженными мечами пошли в бой, но армия - не пошла.
Потребовалось время, чтобы они решились на это снова, ибо другого исхода быть не могло. Ни страх перед могучей силой двух великих империй, ни война на два фронта, не испугали воинов Аллаха. Первыми были разбиты ромеи, и весь Ближний Восток и Египет, страны Магриба и Испания оказались в руках арабов. Победы над иранцами принесли мусульманам власть над обширными территориями Востока. На правах наследников они вступили в Среднюю Азию и здесь впервые столкнулись с и китайцами. Борьба за обладание Востоком была долгой, кроме арабов претензии на ее территории предъявили так же китайцы. Но в 751 году в упорном сражении с китайской армией в долине реки Талас арабы совместно с тюрками нанесли им поражение и почти на тысячелетие задержали китайскую экспансию на запад.

(Примечание 8. Войны арабов имели ту же цель, что и предыдущие, то есть были захватнические. Но цели воны декларировались иначе, они имели четко выраженную идейную направленность. Так сложилась необъятная Арабская цивилизация, объединившая многие народы в рамках единой культуры. Такое объединение на проверку оказалось более прочным и более живучим в сравнении с объединения кочевников. Последние основывались больше на силе, чем убеждениях. Впоследствии арабы с удивлением писали о тюрках: «Они не сражаются ни за веру, ни за толкование (корана), ни за царство, ни за харадж, ни из-за пристрастия к своему племени, ни из-за соперничества (исключая из-за женщин), ни из-за гнева, ни из-за вражды, ни за родину и охраняя свой дом.., а воистину сражаются они (только) ради грабежа).

Такой же не легкой была борьба за обладание Кавказом. Армения, Грузия, Атурпаткан (Азербайджан) к 652 году были сравнительно легко захвачены, но в борьбу за Кавказ вмешались хазары. Первый поход арабов против хазар 653-654 годов возглавил Абд-ар-Рахман. Захватив Дербент, арабы вступили в страну или владение Беленджер (его размещают в долине реки Сулак в Дагестане). Вход в долину реки, где располагались многочисленные и аланские поселения, закрывала мощная крепость Беленджер. Арабы в течении нескольких дней пытались штурмом взять город, но были разбиты подоспевшей подмогой. Их полководец погиб, а остатки армии бежали. Так впервые встретились между собой в бою арабы и жители страны Беленджер. Это были булгары и аланы.
Вспыхнувшие междоусобицы в халифате временно отвлекли арабов от борьбы за обладание Кавказом. Кавказские страны стали независимы и усилились. Поэтому князь савир Алп-Илтебер (Алп - тюрк. богатырь, а ильтебер - тюрк.-иран. воинский титул), желавший для своего народа независимости от хазарской неволи, вошел в союз этим государствами. Союз был скреплен династическим браком с дочерью князя Албании и принятием христианства (видимо монофизитского толка). Но хазары сурово расправились с ним и с его соседями и наложили на всех тяжелую дань. Но это был политически опрометчивый шаг. Смуты в Халифате закончились, арабы вернулись, и война стала неизбежной.
Начало военным удачам арабов положил полководец Джеррах Ибн-Абдаллах ал-Хакам. В первом же сражении, которое состоялось в 721 году, 25 тысяч арабов разбили 40-тысячную армию хазар. В походе на Беленджер Джеррах встретился с армией беленджерцев. Битва была отчаянной, но арабы взяли вверх. Джеррах проявил милость к жителям и князю Беленджера. Город не был разрушен, а князю он вернул его семью. Так было положено начало исламизации булгар.
Следующий поход арабы направлен против алан Северного Кавказа.

(Примечание 9. Население Кавказа разнородное по языку, но, тем не менее, имеет много общего в происхождении. Одни из них издревле живут в этих краях, это жители Центрального Закавказья, грузины и другие народы. Другие пришли в глубокое историческое время со стороны Ближнего Востока. Расселяясь вдоль Каспия и берега Черного моря, они заняли восточные и западные склоны кавказского хребта. С севера предгорные кавказские степи занимали жители степи скотоводы. Известно, что в III-II веках до н. э. сарматское племя аорсов (в переводе «белые» или «светлые») заняло кавказские степи, но затем они были покорены среднеазиатскими аланами и вошли в их союз. Они не только приняли их имя, но и смешались с ними. Из этих двух потоков в средневековье сложились кавказские аланы. Облик этих алан средиземноморский, а язык восточноиранский.
В раннее средневековье аланы в борьбе с их извечными врагами гуннами потеряли власть в степи, но удержали за собой степи и горные долины Центрального Предкавказья. Это степи междуречья Кубани и Терека и горные и предгорные долины Кавказского хребта. Восточное и Западное Предкавказье заняли булгары, но Восточном упоминаются так же маскуты, вероятно, потомки древних массагетов, предков алан. Интересно, что на западе так же жили в прошлом сарматы и память адыгов удержала воспоминания о происхождение некоторых родов от сармат.
Аланская культура в основе своей сарматская, но оседлая. Аланы на новом месте не отказались от ведения традиционного скотоводческого хозяйство, но оно стало носить в новых условиях отгонный характер. В местах перегона скота они сооружали поселения и занимались земледелием. Как и булгары, строили крепости и цитадели, но делали это более умело. Занимались транзитной торговлей. Через Северный Кавказ проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути. С этого они имели определенный доход, а шелка использовали для отделки костюма. По общепринятому мнению создатели современного горского кавказского костюма аланы и черкесы. В основе его халат восточного типа. По-видимому, он был заимствован через эфталитов у среднеазиатов. На ногах носили, как и сарматы, полусапожки, затянутые у щиколоток ремнем. Погребальные обряды разнообразные. Погребения под курганами уступили место бескурганным. Захоронения совершались в катакомбах, ямах с заплечиками, в подбоях и в каменных склепах. В катакомбах захоронения носили коллективный характер, то есть здесь хоронили членов одного рода. По религиозным воззрениям аланы были язычниками, но соседи христиане не оставляли попыток обратить их в свою веру. Известно, что епископ Исраил на глазах у изумленных алан ломал их языческие амулеты и делал из них кресты. Как и все верующие люди, аланы, очевидно, в вопросах веры были наивны.
Аланы сохранили традиционную для кочевников любовь к коню. Поэтому они везде и всегда предстают воинами-всадниками. Вооружение алан походило на вооружение их предков сармат, то есть это одетый в броню (кольчугу) всадник, вооруженный копьем и мечом сарматского типа, при себе имел также кинжал и лук. Вооружение дополнялось булавой, боевым топором и арканом. C VIII века аланы стали пользоваться саблей.
В раннем средневековье доминировали Византия и Иран. Соперничество между ними часто выливалось в войны. И каждый из них желал привлечь алан на свою сторону. Аланы в вошли в состав сасанидского Ирана, их царь имел, как и члены семьи шахиншаха титула шаха.
С усилением хазар попали под их власть. Но интриги византийского двора вынудили выступить их против хазар. Хазары нанесли им поражение, но каган не стал казнить царя алан, а женил его на своей дочери. Видимо хазары считались силой алан и дорожили этим союзом).
В этой войне арабы, пользуясь бездеятельностью хазар, желали ограбить каганат, подорвать его экономическую мощь. Алан не щадили. Их селения были разграблены, а население было уведено в рабство. Это вынудило равнинных алан уйти на север.
По-видимому, после этих событий авторитет хазар в степи упал. Завершающий этап борьбы для хазарского кагана был еще более унизительным. Арабы не стали тратить время на захват столицы, они проникли глубоко в тыл каганата. Известно, что они ограбили селения буртасов, предков мишар. С. Кляшторный полагает, что они переправились через реку Идель (Каму) и ограбили так же селения ас-сакалиба, народа не то славянского, не то балтийского происхождения. Их поселения находились на правом берегу Камы (культура этого народа была обнаружена у аула Имен, отсюда ее название Именьковская культура). А затем где-то здесь они разбили хазарскую армию. Каган был вынужден принять ислам. Это случилось в 737 году.
Результаты войны были плачевны для каганата. Размеры каганата сократились, цветущие в прошлом города и селения, а все они были окружены многочисленными садами, были разорены. Ремесленное производство сократилось. Люди были либо убиты, либо угнаны в рабство. Оставшиеся в живых вынуждены были искать спасения. Многие покинули родину навсегда, и ушли в безопасные регионы, не задетые войной.


В VI - VIII вв. на Ближнем Востоке возникло крупное государственное объединение арабских племен. В это время арабы были свободными скотоводами или землевладельцами. Племенные вожди арабов с целью захвата новых земель вели многочисленные войны, в которых вырабатывалось военное искусство, имевшее свои особенности, определявшиеся характером общественного развития арабских племен, своеобразием их занятий и вооруженной организации.

Арабские племена были известны соседним народам с третьего тысячелетия до нашей эры. Культура арабов долгое время имела местное значение и не выходила за пределы Аравийского полуострова.
По характеру своих занятий арабские племена делились на три группы: бедуинов (кочевые скотоводческие племена), феллахов (оседлые земледельческие племена) и полуфеллахов (полукочевые племена). Бедуины разводили верблюдов, лошадей и овец. Их коневодство позднее послужило базой для создания арабской конницы. Феллахи жили у оазисов, занимались земледелием и являлись хорошим контингентом для комплектования пехоты. Знали арабы и торговлю. Развитие торговли способствовало возникновению крупных центров, городов-государств, среди которых выделялись Мекка и Медина.
Каждое племя состояло из нескольких колен; низшей хозяйственной единицей была палатка - семья. С выделением племенной знати - шейхов и сеидов - богатства постепенно сосредоточивались в их руках, они владели самыми крупными стадами, имели рабов и являлись племенными военачальниками. Во главе племени стоял меджилис - совет сеидов (глав семейств или отдельных родовых общин). Для ведения войны избирался каид - военачальник.
Арабы издавна славились своей воинственностью, родовые связи сплачивали их в бою. Каждый взрослый араб был воином. Шейхи и сеиды, известные своей храбростью и предприимчивостью, имели свои небольшие дружины, которые способствовали затем возникновению власти халифа.
Приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб, поэтому в составе войска арабского халифата имелась также и пехота. Для ускорения марша пехоты, а также конницы арабы использовали верблюдов, которые весьма послушны и в пустыне во время самума (песчаной бури), ложатся на землю и создают как бы живой бруствер. Для ведения боя воины, которые сражались на верблюдах, вооружались длинными копьями.
Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным. Воин должен был иметь два крепких и мощных лука и в колчане 30 стрел с прямыми отточенными наконечниками, твердым древком и железными крыльями; длинное бамбуковое копье с наконечником из лучшего железа; метательный диск с острыми краями; острый меч, колющий и рубящий; боевую палицу или обоюдоострый топор; 30 камней в двух переметных сумках. Защитное снаряжение араба состояло из панцыря, шлема, надевавшегося на шапку, двух поручней, двух поножей и двух набедренников. Лошадь к походу подковывали тяжелыми подковами. Арабские воины имели такие боевые мечи, которыми они рассекали лошадей противника.

На войне арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения, преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок.
Государство арабов возникло в результате объединения племен и завоеваний больших территорий, в обстановке все большего углубления имущественного неравенства. Объединения арабских племен способствовали их усилению, а расширение на этой основе торговли и войн обогащало племенную знать, что в свою очередь ускоряло процесс разложения родового строя. Союзы арабских племен возглавляли халифы. Завоевательные войны способствовали усилению их власти и превращению ее в конечном счете в деспотическую власть. Халиф считался преемником Мухаммеда, основателя воинствующей религии - ислама, появившегося в начале VII в.
В состав арабского государства входили кочевые племена бедуинов, знать которых занималась скотоводством и торговлей, феллахи и города Передней Азии, являвшиеся ремесленными и торговыми центрами. Возникшая экономическая общность арабских племен явилась экономической базой их государства. Ислам стал идеологической основой объединения арабов в интересах племенной знати, богатых городских ремесленников и торговцев.
«Ислам, по утверждению Дельбрюка, - не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа... В исламе церковь и государство совпадают: пророк так же, как и его преемник калиф, т. е. заместитель, является духовным владыкой и светским повелителем, глашатаем божественной воли и военным вождем». Ислам, как и всякая религия, является идеологией господствующих эксплуататорских классов, а не военно-политической организацией народа. Ислам объединил в государстве духовную и светскую власть в интересах господствующих классов. Церковь и государство не могут ни противостоять друг другу, ни совпадать. Церковь - это идеологическое орудие государственной власти в классовом обществе. В арабском государстве это орудие и средство физического порабощения и угнетения находилось в одних руках.


Мухаммед, Бурак и Габриэль посещают ад, в котором видят демона пытающего "бесстыдных женщин" - показывавших незнакомцам свои волосы.

Союз арабских племен складывался в обстановке ожесточенной классовой борьбы масс бедноты с племенной знатью. Обострение борьбы в VII в. привело к войне между Мединой и Меккой - центром арабской знати. Рассмотрим некоторые особенности военного искусства вооруженной организации арабских племен в начальный период их борьбы за объединение населения Аравии.

Бой у горы Оход(Ухуд) в 625 г.
Бой у горы Оход (Ухуд), находящейся недалеко от Медины, был одним из этапов борьбы между мекканцами и мединцами.


Схема сражения у горы Оход(Ухуд) в 625 г

Ополчение Медины состояло из 750 человек пехоты во главе с Мухаммедом. Мекка выставила 3 тыс. бойцов, из них 200 всадников. Мекканцы имели четырехкратное превосходство, а отряд всадников являлся хорошим средством маневра.
Мединцы построили свой отряд поперек ущелья тылом к горе Оход (Ухуд), замыкавшей это ущелье. Левый фланг их боевого порядка обеспечивали 50 лучников. Мекканцы разделили свою конницу на два отряда и расположили их на флангах боевого порядка пехоты.
Первый этап боя - атака мединцами мекканцев.
Бой начался единоборством, вслед за которым мединцы атаковали и потеснили мекканцев. Часть мединцев прорвалась к лагерю противника и занялась грабежом. Увидев это, лучники мединцы самовольно оставили свою позицию и также бросились грабить лагерь мекканцев.
Второй этап боя - контратака мекканской конницы.
Возникшим у мединцев беспорядком воспользовался командир отряда мекканской конницы, который охватил фланги дезорганизованного боевого порядка противника и нанес мединской пехоте удар с тыла, что и решило исход боя. Мединцы были разбиты.
Еще в ранний период междоусобной борьбы арабы применяли расчлененный боевой порядок, что позволяло им маневрировать в бою. Пехота мекканцев действовала оборонительно, конница явилась средством маневра и, несмотря на малочисленность, решила исход боя. Лучники мединцев в этом бою имели самостоятельную задачу по обеспечению флангов, которую они не выполнили из-за своей недисциплинированности.
Боевая практика Мухаммеда была в общем далеко не блестящей. В бою при горе Оход (Ухуд) его отряд потерпел поражение, а сам он был ранен. В 629 г. в бою при Муте византийцы уничтожили 3-тысячный отряд арабов, которым командовал Зеид - один из военачальников Мухаммеда. Только в 630 г. пророк и его последователи овладели Меккой.


Триумфальный въезд Мухаммеда в Мекку.

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА АРАБСКОГО ВОЙСКА
В первой половине VII в. было завершено объединение арабских племен и возник арабский халифат - государство арабов. Арабское войско разбило византийцев и в короткий срок завоевало Иран, который был ослаблен длительными войнами с Византией. Политическая и военная слабость Ирана явилась основной причиной быстрых успехов арабского войска. У арабов были сильны пережитки родового строя, которые определяли некоторые особенности их военной организации и боеспособности.
Численность арабского войска источники обычно сильно преувеличивают. Фактически войско насчитывало только тысячи и реже десятки тысяч воинов. Так, в решительном бою с персами в 637 г. при Кадезии арабы имели 9–10 тыс. человек. В пустынях Северной Африки, в Передней и Средней Азии только небольшое войско можно было обеспечить продовольствием, фуражом и особенно водой. В сообщениях арабских писателей о боях с византийцами называются цифры в 20–30 тыс. воинов.


Бой арабов и византийцев.

Кавалерия в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте, которая обычно перебрасывалась или на верблюдах или на лошадях. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество своего войска, командование широко применяло принцип внезапности.
Боевой порядок арабского войска складывался под византийским и иранским влиянием. Он состоял из пяти частей: авангарда, центра, который арабы называли «сердцем», правого и левого крыльев и арьергарда. Фланги обоих крыльев прикрывала кавалерия. Расчлененный по фронту и в глубину боевой порядок арабов обеспечивал высокую тактическую маневренность и питание боя из глубины. По словам арабского историка Табори (838–923 гг.), этот боевой порядок арабы впервые применили в 634 г. в бою при Адшнайдене в Сирии, где они разбили византийскую армию.


1. Хорасанский тяжеловооруженный всадник, середина VII в.
2. Тюрок из Трансоксианы, начало VIII в.
3. Арабский пехотинец, конец VII в.
4. Иранский конный лучник, конец VII в.

Успехи арабского войска обычно подготавливались подрывной работой в среде очередного объекта нападения. Командование арабов широко пользовалось всеми способами разложения противника - подкупом, устрашением, проявлением «гуманности», вероломством и т. п. Так, в 712 г. арабы, воспользовавшись изменой Юлианна, в трехдневном бою разгромили вестготов.
Наибольшего могущества арабское государство достигло в период правления династий Омейядов (661–750 гг.). Арабы к этому времени, сломив сопротивление берберских племен, завоевали Северную Африку, затем Вестготское королевство на Пиренейском полуострове и вторглись в Галлию, но были разбиты франками в бою при Пуатье. Одновременно арабы вели успешные войны с Византией, хазарами и в северо-западной части Индии. Отбросив хазар за Кавказский хребет, они утвердились в Албании (Азербайджан), Восточной Грузии и Армении. Важное стратегическое значение имело укрепление ими Дербента.
Продвигаясь на Восток, арабы к середине VIII в. завоевали Среднюю Азию - Хорезм, Согдиану, Бухару, подошли к границам Западного Китая, разбили китайское войско и тем самым закрепили за собой территорию Средней Азии. В этот период Арабский халифат превосходил по своим размерам Римскую империю периода ее расцвета. Столицей халифата Омейядов был город Дамаск.


1,2. Пехотинцы гвардии Омейадов, середина VIII в.
3. Всадник гвардии Омейадов, середина VIII в.
4. Омейадский пеший лучник, середина VIII в.

В результате восстания, центром которого были Иран и Ирак, династия Омейядов была свергнута. В 750 г., опираясь на иранских феодалов, к власти пришла династия Аббасидов, которая продержалась у власти до 1055 г. Столицей халифата стал Багдад. При Аббасидах арабский халифат достиг высокого уровня развития. Арабские халифы привлекали к себе ученых многих стран. В Багдаде изучали древнегреческую философию, историю, математику, геометрию, географию, астрономию и медицину. Большое внимание арабы уделяли использованию боевой техники, заимствованной ими в завоеванных странах. Арабские войска обычно сопровождались караваном верблюдов, на которых везли катапульты, баллисты и тараны. Арабы применяли зажигательные снаряды, известные под названием «греческого огня». Широко использовались «нефтяники» - горшки с горящей нефтью. В IX - XI вв. арабское стальное оружие, особенно то, которое делалось в Дамаске, славилось во всем мире.
В период правления Аббасидов было завершено устройство вооруженных сил арабского халифата. Теперь арабы имели постоянную армию из наемников, которая во время войны усиливалась народными ополчениями. Ядро постоянного войска составляла халифская гвардия. Так, например, лучшей частью войска Гренадского халифата при Абдурахмане III (896–961 гг.) была гвардейская пехота, насчитывавшая 15 тыс. славян. Этой гвардии халифат был обязан своими победами. Каждый отряд арабской гвардии имел одинаковое вооружение и носил особую одежду. Боевое значение гвардии во внешних войнах постепенно уменьшалось, так как она все чаще использовалась для борьбы с народными восстаниями.


1. Всадник из Синда, IX в.
2. Трансоксианский конный лучник, конец IX в.
3. Знаменосец Аббасидов, конец IX в.
4. Азербайджанский пехотинец, начало X в.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница, которая делилась на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, боевые палицы, боевые топоры и защитное вооружение - более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками со стрелами и длинными тонкими дротиками. Арабы имели тяжелую и легкую пехоту. На вооружении тяжелой пехоты были копья, мечи и щиты; она сражалась в глубоких строях. Пешие лучники действовали преимущественно в рассыпном строю, имея по два мощных лука и по 30 стрел с отточенными наконечниками, твердым древком и железными перьями.
В основу организации арабского войска была положена десятичная система. Самым крупным войсковым соединением был отряд численностью в 10 тыс. человек во главе с эмиром. Этот отряд состоял из 10 войсковых частей (по тысяче воинов в каждой), подразделявшихся на сотни, которыми командовали отдельные начальники. Каждая сотня делилась на две полусотни. Самым мелким подразделением был десяток.
Походный порядок арабов состоял из авангарда, главных сил и арьергарда. Авангард из легкой конницы обычно выдвигался на несколько километров вперед и от себя высылал разведывательные отряды для изучения местности и наблюдения за противником. В голове главных сил двигалась тяжелая конница, прикрытая с флангов отрядами пеших лучников, которые даже при форсированном марше не отставали от всадников. За тяжелой конницей шла пехота. В центре ее походной колонны находились верблюды, нагруженные продовольствием, амуницией и палатками. За пехотой следовал караван верблюдов, который вез осадные и штурмовые машины и полевой госпиталь. Тыл походной колонны охранялся арьергардом. Учреждение полевых госпиталей в арабском войске предания относят к началу IX в. Полевой госпиталь имел верблюдов с носилками, в которых перевозили раненых и больных воинов, верблюды везли палатки, медикаменты и перевязочные средства, медицинский персонал ехал на мулах и на ослах.


1. Нубийский пехотинец, X в.
2. Египетский всадник, конец IX в.
3. Бедуинский наемник, X в.
4. Арабский воин, конец X в.

Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. «Как только разбит лагерь, - сообщает один арабским писатель, - эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательства и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии, препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и предохраняет против других опасностей, которые могут возникнуть благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям».
При сближении с противником конница авангарда арабов, завязав бой, постепенно отходила к своим главным силам. В это время строилась тяжелая пехота. Пехотинцы, став на одно колено, прикрывались щитами от неприятельских стрел и дротиков, свои длинные копья они втыкали в землю и наклоняли их в сторону приближавшегося неприятеля. Лучники располагались за тяжелой пехотой, через голову которой осыпали стрелами атакующего неприятеля.


1. Саманидский всадник, X в.
2. Буидский всадник, X в.
3. Пехотинец-дейлемит, начало XI в.
4. Гвардеец Газневидов, середина XI в.

Боевой порядок арабов был расчленен по фронту и в глубину. Каждая из линий, выстраивавшаяся в пять шеренг, имела аллегорическое название: первая линия («Утро псового лая») состояла из рассыпного строя всадников; вторая («День помощи») и третья («Вечер потрясения») линии, являвшиеся главными силами, состояли из кавалерийских колонн или фаланг пехоты, выстраивавшихся в шахматном порядке; в четвертую линию - общий резерв - входили отборные дружины, которые охраняли главное знамя. Общий резерв вступал в бой лишь в крайнем случае. В тылу расположения арабов находился обоз с семействами и стадами. С тыла и флангов их боевой порядок был уязвим, но его высокая маневренность обеспечивала соответствующую перегруппировку сил. Иногда в бою принимали участие и женщины из обоза.
Бой завязывала первая линия, которая старалась расстроить и надломить силы противника. Затем ее поддерживала вторая линия. Главные силы арабов предпочитали вести оборонительный бой, являясь опорой для действий легкой конницы и пехоты.
Арабские войска в бою отличались настойчивостью и упорством. Они обычно стремились охватить фланги боевого порядка врага.
Когда противник был надломлен, они переходили в общее наступление, а затем преследовали его до полного уничтожения. Преследование вела конница.
В укреплении воинской дисциплины арабов большое значение имел ислам. Авторитет Аллаха был моральной основой дисциплины. Ислам обещал за храбрую смерть в бою все блага в потустороннем мире, а здесь, на земле, запрещал воину употребление вина, требовал полного повиновения калифам. Высшим идеалом Коран (священная книга) провозглашал «священную войну» с «неверными», т. е. со всеми, кто не признавал ислама. На этой основе всячески поощрялся воинственный религиозный фанатизм, который имел и экономическую основу - право на долю военной добычи.


1. Андалусский пехотинец, X в.
2. Андалусский всадник, XI в.
3. Берберо-андалусский легкий конник, X в.
4. Андалусский пеший лучник, XI в.

Большое внимание арабы уделяли воспитанию боевых качеств воина. Охота была одним из средств воспитания этих качеств. О своем отце арабский писатель XII в. Усама-Ибн-Мункыз писал: «Охота была его развлечением. У него не было другого дела, кроме сражений, войны с франками (крестоносцами) и переписывания книги Аллаха великого и славного». Для знатного араба достойными делами считались только война и охота. «Мой отец так организовывал охоту, что точно организовывал сражение или важное дело». У арабов очень сильны были пережитки дикости. Так, например, когда в 1148 г. был убит храбрый визирь Рудван, то, по словам Усама-Ибн-Мункыза, «жители Мистра разделили между собою его мясо, чтобы поесть и стать храбрецами»; в древней Аравии особенно ценным считалось съесть печень или сердце убитого храброго воина. В рядах арабского войска сражались не только мужчины, но и женщины.


1. Фатимидский воин из гвардии халифа, начало XI в.
2. Всадник Сахарской племенной конницы, середина XI в.
3. Фатимидский всадник, XI в.
4. Фатимидский городский ополченец, конец XI в.

Многочисленные захватнические войны, которые вели арабы, определяли характер их стратегии. Быстрота стратегических маневров обеспечивалась высокой подвижностью войска. В тактике преобладали оборонительные действия с целью ослабления противника. Разгром врага всегда завершался энергичными контратаками и преследованием. Расчленение боевого порядка и высокая дисциплина позволяли хорошо управлять боем.
Пехота арабов поддерживала конницу и являлась опорой боевого порядка. Взаимодействие пехоты и конницы обеспечивало успех в бою. «Бог любит тех, которые бьются во имя его в таком боевом порядке, как если бы он был одним крепко слитым зданием». Таково основное тактическое требование, изложенное в Коране.
В 1110 г. правитель Антиохии Танкред во главе рыцарского войска выступил против арабов. Арабская конница вступила в бой с передовыми отрядами рыцарей. «Из Шайзара, - пишет Усама-Ибн-Мункыэ, - в этот день выступило много пехоты. Франки бросились на них, но не могли сбить с места. Тогда Танкред разгневался и сказал: «Вы - мои рыцари и каждый из вас получает содержание, равное содержанию ста мусульман. Это «сержанты» (он разумел пехотинцев) и вы не можете выбить их с этого места». «Мы боимся только за лошадей, - ответили ему, - если бы не это, мы бы их затоптали и перекололи копьями». «Лошади - мои, - сказал Танкред, - всякому, у кого будет убита лошадь, я заменю ее новой». Тогда франки несколько раз атаковали наших пехотинцев и семьдесят лошадей у них было убито, но они не могли сдвинуть наших со своего места». Но не всегда арабы проявляли такую стойкость. Так, в бою при Аскалоне пыль, поднятая в тылу рыцарского войска скотом, захваченным у арабов, вызвала в рядах арабского войска панику.
На походе арабы соблюдали строгий порядок. Усама-Ибн-Мункыз писал: «До следующего понедельника я набрал 860 всадников. Я взял их с собою и отправился в землю франков (крестоносцев). Мы делали привалы по сигналу трубы и по сигналу же отправлялись снова в путь».
Западноевропейские рыцари не могли вести преследование с целью завершения победы полным уничтожением противника. Арабская легкая конница действовала иначе. Говоря о бое при Аскалоне, Усама-Ибн-Мункыз пишет: «Если бы мы в таком же числе и победили их (крестоносцев) так, как они победили нас, то мы бы уничтожили их».


1. Всадник Хамданидов, конец X в.
2. Армянский мусульманин, живущий в районе границы. X в.
3. Пограничный воин из Малатьи, конец X в.
4. Конный лучник-сельджук, конец XI в.

Боевые порядки арабов изменялись в ходе войн и являлись результатом накопленного боевого опыта в борьбе с различными противниками.
Обобщенный опыт боевых построений изложен в арабской рукописи XIII в. неизвестного автора, где говорится о семи фигурах, по форме которых выстраивались войска.
Первые две фигуры - полумесяц ; один полумесяц с заостренными концами фигуры, второй «отличается тем, что каждая дуга обоих рядов двух боковых сторон и тыльной стороны имеет два отдельных конца, а оба конца большой дуги выступают над меньшей на четвертую часть расстояния между концами маленькой дуги». Количество шеренг в центре должно быть невелико, а заостренные фланги выполняют функции отрядов, выделенных для засады. Эти фланговые отряды должны наступать быстрее центра до тех пор, пока не замкнется кольцо окружения противника. В этом боевом порядке, по словам неизвестного автора, «заключены принципы военной хитрости и искусство окружения врагов божьих и победы над ними».
Третья фигура - квадрат , в котором ширина должна быть соразмерена с глубиной (если ширина равна двум милям, то глубина - одной); ширину надо иметь в два раза больше, чем глубину. И в этом случае автор рекомендует выделять на фланги засады, которые должны состоять из нескольких отрядов, имеющих задачу обеспечивать боевой порядок.
Четвертая фигура - перевернутый полумесяц . В этом боевом порядке удобнее выдвигать засады вперед с флангов. «Цель этого порядка заключается в том, чтобы не дать противнику заметить, как часто выдвигаются вперед засады».
Пятая фигура - ромбовидное построение . «Этот порядок при небольшой глубине имеет значительную ширину. Он отличается большой легкостью, подвержен меньше всего различным изменениям при расстройстве рядов, весьма часто применяется в наше время, требует не особенно большого искусства и опытности при построении, которое совершается мгновенным приказом по всему войску. Этот порядок имеет большое преимущество потому, что своей шириной, формой построения и большой численностью наводит страх на противника и сверх того он требует меньше засад, чем другие. Этот порядок применяется, когда противник обладает таким численным превосходством, что среди мусульман понижается боевой дух. Тогда они стараются сами ободрить себя и выстраиваются этим широким строем, чтобы навести страх на противника».
Шестая фигура - полуромб . Ширина этого боевого порядка меньше глубины (ширина равна одной мили, глубина - шести милям).
Седьмая фигура - форма круга . Применяется тогда, «когда численность противника намного превышает силу мусульман и поле битвы велико». Этот боевой порядок «дает возможность создать круговую оборону, поддержать взаимно друг друга и одержать победу». Этот боевой порядок автор арабской рукописи считает самым слабым.
Характерной чертой большинства рассмотренных форм боевых порядков являлось стремление к окружению противника и борьбе в окружении, но не выход из него. Геометризм - вторая, но уже внешняя их особенность. Наконец, надо отметить идею активности, которая лежит в основе всех этих боевых порядков, что выгодно отличает их от боевых порядков, рекомендованных античными авторами.
Военное искусство арабов оказало заметное влияние на страны Западной Европы. Столкновения с дисциплинированной и подвижной арабской конницей, основой тактики которой был маневр, многому научило малоподвижных, закованных в тяжелые доспехи, недисциплинированных европейских рыцарей. Одним из следствий войн с арабами в период крестовых походов было создание крестоносцами военной организации - духовных рыцарских орденов.
Одновременно необходимо отметить, что арабское военное искусство многое заимствовало у византийцев, славян, персов, индусов, народов Средней Азии и китайцев.

Ислам не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа…
(Ганс Дельбрюк, т. III; с. 149)

Роль армии в халифате во многом определяла доктрина ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной неверными (немусульманами), путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, лишь в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в священной войне неверных.

Бой тяжеловооруженных всадников. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII – середины VIII века. Арабская армия стала состоять из двух основных частей – постоянного войска и добровольцев, и каждая находилась под командованием своего полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане.
Основным родом войск была конница. Но поскольку арабы были воинственным племенем, в котором каждый взрослый араб был воином, а приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, в составе войска арабского халифата имелась и многочисленная пехота. Для ускорения марша пехоты арабы использовали верблюдов, что значительно повышало мобильность армии. Для ведения боя воины на верблюдах вооружались длинными копьями.
Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами, длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко применяли осадные орудия – баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. Защитное вооружение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников.
Сила арабского войска была в мобильности – способности быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах, а также в хорошо организованном взаимодействии пехоты и конницы. Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. Дельбрюк приводит следующую цитату из арабского сочинения:
cite«Как только разбит лагерь, эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательства и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии, препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и предохраняет против других опасностей, которые могут возникнуть благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям».

Бой пехотинцев. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

Арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство. Подобная практика, скорее всего, и помогла им одержать верх в описываемой битве.

6 475

«Когда они показались перед Джалутом (Голиафом) и его войском, то сказали: «Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми»
(Коран. Сура вторая. Корова (Аль-Бакара). Смысловой перевод на русский язык Э. Кулиева)

Еще римские императоры взяли за правило набирать из арабов, жителей Аравийского полуострова, вспомогательные отряды легкой конницы. Вслед за ними эту практику продолжили византийцы. Однако, отражая нападения кочевников на севере, они вряд ли могли себе даже представить, что в первой половине VII века многочисленные вооруженные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вырвутся за пределы Аравии и превратятся для них в серьезную угрозу на юге.

В конце VII – начале VIII века волна арабских завоевателей захватила Сирию и Палестину, Иран и Месопотамию, Египет и районы Средней Азии. В своих походах арабы дошли до Испании на западе, до рек Инда и Сыр-Дарьи на востоке, на севере – до Кавказского хребта, а на юге они достигли берегов Индийского океана и бесплодных песков пустыни Сахара. На завоеванной ими территории возникло государство, объединенное не только силой меча, но также и верой – новой религией, которую они называли ислам!
Мухаммед (на коне) получает согласие клана Бэни Надир удалиться из Медины. Миниатюра из книги Джами аль-Таварих, написанная Рашид аль-Дином в Табризе, Персия, 1307 г. н.э.

Но с чем же все-таки был связан столь небывалый взлет военного дела у арабов, которые за короткий срок сумели создать державу большую, нежели империя Александра Македонского? Ответов здесь несколько, и все они, так или иначе, проистекают из местных условий. Аравия – по большей части, пустыня или полупустыня, хотя и здесь имеются обширные пастбища, пригодные для лошадей и верблюдов. Несмотря на то, что воды не хватает, здесь есть места, где иногда стоит только разгрести песок руками, чтобы добраться до подпочвенных вод. На юго-западе Аравии ежегодно бывает по два сезона дождей, поэтому там издревле было развито оседлое земледелие.

Среди песков, где на поверхность пробивалась вода, имелись оазисы финиковых пальм. Их плоды наряду с верблюжьим молоком служили пищей для кочевых арабов. Верблюд также был для араба главным источником существования. Даже за убийство платили верблюдами. За мужчину, убитого в драке, требовалось отдать целых сто верблюдов, чтобы избежать кровной мести со стороны его родственников! А вот лошадь, вопреки распространенному суждению, существенной роли не играла. Для лошади требовался хороший корм, а главное – много чистой, свежей воды. Правда, в условиях бескормицы и безводия арабы приучили своих лошадей питаться чем попало – когда не было воды, им давали молоко верблюдиц, кормили их финиками, сладкими пирогами и даже… жареным мясом. Но вот верблюжий корм арабские лошади есть так и не научились, поэтому держать их могли только весьма состоятельные люди, тогда как верблюды были доступны для каждого.

Все население Аравийского полуострова состояло из отдельных племен. Во главе них, как и у северных номадов, стояли свои вожди, называвшиеся у арабов шейхами. Они точно также имели большие стада, а в их шатрах, застланных персидскими коврами, можно было увидеть красивую сбрую и драгоценное оружие, прекрасную утварь и изысканные угощения. Вражда племен ослабляла арабов, причем особенно плохо приходилось купцам, суть жизни которых состояла в караванной торговле между Ираном, Византией и Индией. Рядовые кочевники-бедуины грабили караваны и оседлых крестьян, из-за чего богатая арабская верхушка несла очень большие убытки. Обстоятельства требовали идеологии, которая бы сгладила социальные противоречия, положила конец царившей анархии и направила ярко выраженную воинственность аравийцев на внешние цели. Ее-то и дал Мухаммед. Вначале, осмеянный за одержимость и переживший удары судьбы, он сумел объединить своих земляков под зеленым знаменем ислама. Сейчас не место обсуждать этого уважаемого человека, открыто признававшего свои слабости, отказывавшегося от славы чудотворца и хорошо понимавшего нужды своих последователей, или же рассказывать о его учении.

Армия Мухаммеда сражается с мекканской армией в 625 г в битве при Ухуде, в которой Мухаммад был ранен. Эта миниатюра из турецкой книги около 1600 года.
Для нас самым важным является то, что в отличие от других, более ранних религий, включая христианство, ислам оказался куда более конкретным и удобным, прежде всего, потому, что в первую очередь устанавливал порядок жизни на земле, и уже только потом сулил кому рай, а кому и загробные муки на том свете.

Умеренным вкусам арабов соответствовал также отказ от свинины, вина, азартных игр и разорявшего бедняков ростовщичества. Богоугодными делами признавалась торговля и, что было очень важно для воинственных аравийцев, «священная война» (джихад) против неверных, т. е. не мусульман.

Распространение ислама и объединение арабов произошло очень быстро, и уже снаряжались войска для похода на чужие страны, когда в 632 году пророк Мухаммед скончался. Но не растерявшиеся арабы тут же выбрали его «заместителя» – халифа, и вторжение началось.

Уже при втором халифе Омаре (634–644) священная война привела арабских кочевников в Малую Азию и в долину Инда. Затем они захватили плодородный Ирак, западный Иран, установили свое господство в Сирии и Палестине. Затем пришел черед Египта – главной хлебной житницы Византии, а в начале VIII века Магриба – ее африканских владений к западу от Египта. После чего арабы покорили и большую часть королевства вестготов в Испании.

В ноябре 636 года византийская армия императора Ираклия попыталась разгромить мусульман в битве на реке Ярмук (приток Иордана) в Сирии. Считается, что у византийцев было 110 тысяч воинов, а у арабов всего 50, однако они несколько раз подряд решительно их атаковали, и, наконец, сломили их сопротивление и обратили их в бегство (См. подробнее: Nicolle D. Yarmyk 630 AD. The Muslim conguest of Syria. L.: Osprey, 1994)
Арабы потеряли убитыми 4030 человек, а вот потери византийцев оказались столь велики, что их армия практически перестала существовать. Затем арабы осадили Иерусалим, который сдался им после двухлетней осады. Наряду с Меккой этот город стал важной святыней для всех мусульман.

Одна за другой сменяли друг друга династии халифов, а завоевания все продолжались и продолжались. В результате к середине VIII в. образовался поистине грандиозный Арабский халифат* – государство с территорией, во много раз большей, нежели вся Римская империя, располагавшее значительными территориями в Европе, Азии и Африке. Несколько раз арабы пытались взять Константинополь и держали его в осаде. Но византийцам удалось отразить их на суше, тогда как на море арабский флот они уничтожили «греческим огнем» – горючей смесью, в состав которой входила нефть, из-за чего она горела даже на воде, превращая корабли их противников в плавучие костры.
Понятно, что период победоносных войн арабов не мог длиться вечно, и уже в VIII веке их продвижение на Запад и Восток было остановлено. В 732 году в битве при Пуатье во Франции войско арабов и берберов было разгромлено франками. В 751 году около Таласа (ныне город Джамбул в Казахстане) победу над ними одержали китайцы.

Халифы за особый налог гарантировали местному населению не только личную свободу, но и свободу вероисповедания! Христиане и иудеи к тому же считались (как приверженцы единобожия и «люди Книги», т. е. Библии и Корана) довольно близкими к мусульманам, в то время как язычники подвергались беспощадным преследованиям. Политика эта оказалась очень разумной, хотя арабским завоеваниям главным образом способствовала не столько дипломатия, сколько сила оружия.

Арабских воинов вовсе не следует представлять себе только как всадников, закутанных с головы до ног во все белое, и с кривыми саблями в руках. Начнем с того, что никаких кривых сабель у них тогда и в помине не было! Все мусульманские воины, изображенные на арабской миниатюре 1314 – 1315 гг. рядом с пророком Мухаммедом во время его похода на евреев Хейбара, вооружены длинными и прямыми обоюдоострыми мечами. Они уже, чем современные им мечи европейцев, у них другое перекрестие, но это и в самом деле мечи, а вовсе не сабли.

Практически у всех первых халифов также были мечи, сохранившиеся вплоть до настоящего времени. Впрочем, если судить по коллекции этих клинков в стамбульском музее-дворце Топкапы, то сабля у пророка Мухаммеда все же была. Называлась она «Зульфи-кар», а ее клинок был с елманъю – расположенным на конце у клинка уширением, тяжесть которого придавала удару значительно большую силу. Впрочем, считается, что она не собственно арабского происхождения. Прямой клинок был и у одного из мечей халифа Османа, хотя он и имеет одно лезвие, словно у сабли.

Интересно, что знамя пророка Мухаммеда в самом начале также было отнюдь не зеленого, а черного цвета! Соответствующего цвета знамена имели и все другие халифы, а также различные арабские племена. Первые именовались «лайва», вторые – «райя». Один и тот же предводитель мог иметь по два знамени: одно – собственное, другое – племенное.

Какого-либо защитного вооружения, кроме небольших круглых щитов, на вышеназванной миниатюре у арабов мы также не увидим, хотя это ровным счетом ни о чем не говорит. Дело в том, что ношение защитных доспехов под одеждой было распространено на Востоке даже более широко, чем в Европе, и арабы не были исключением. Хорошо известно, что арабские мастера славились не только своим холодным оружием, которое они производили из индийского булата, но и кольчужными панцирями**, лучшие из которых изготовлялись в Йемене. Поскольку ислам запрещал изображения людей и животных, оружие декорировалось растительным орнаментом, а впоследствии в XI веке – надписями. Когда Дамаск сделался главным городом мусульманского мира, он стал и центром по производству оружия.

Недаром клинки из покрытой узорами особо качественной стали получили в просторечии название «дамасских», хотя их производили нередко в самых различных местах. Высокие качества дамасской стали объяснялись на Востоке не только технологией ее изготовления, но также особым способом закалки металла. Мастер, вынув щипцами раскаленный клинок из горна, передавал его всаднику, который сидел верхом на лошади у дверей мастерской. Взяв клинок, зажатый в щипцы, всадник, не теряя ни секунды, пускал коня во весь опор и мчался как ветер, давая воздуху обтекать его и охлаждать, в результате чего происходила закалка. Оружие богато украшалось золотой и серебряной насечкой, драгоценными камнями и жемчугом, причем в VII веке даже в излишнем количестве. Арабы в особенности любили бирюзу, которую они получали с Синайского полуострова, а также из Персии. Стоимость такого оружия была исключительно велика. Согласно арабским источникам, отлично сработанный меч мог стоить до тысячи золотых динариев. Если учесть вес золотого динария (4,25 г), то получается, что стоимость меча была эквивалентна 4,250 кг золота! По сути дела, это было целое состояние.

Византийский император Лев, сообщая о войске арабов, упоминал одну лишь конницу, состоявшую из всадников с длинными копьями, всадников с метательными копьями, всадников с луками и тяжеловооруженных всадников. У самих арабов конники подразделялись на алъ-мухаджиров – тяжеловооруженных и алъ-сансаров – легковооруженных воинов.

Однако в арабском войске была и пехота. Во всяком случае, сначала лошадей арабам не хватало настолько, что в 623 году во время битвы при Бадре на каждой лошади сидело по два человека, и лишь позднее число всадников увеличилось. Что же касается тяжелых доспехов, то вряд ли кто-нибудь у арабов носил их на себе постоянно, но зато в сражении использовался весь запас защитного вооружения. Каждый конник имел длинное копье, булаву, один, а то даже и два меча, одним из которых мог быть кончар – тот же меч, но с узким трех- или четырехгранным клинком, наиболее удобным для поражения противника через кольчатые доспехи.

Познакомившись с военным делом у персов и византийцев, арабы, как и они, начали использовать конские доспехи, а также защитные панцири из металлических пластинок, связывавшихся между собой и надевавшихся поверх кольчуги. Интересно, что арабы вначале не знали стремян, но очень быстро научились их использовать, и сами начали выделывать первоклассные стремена и седла. Конница арабов могла спешиваться и вести бой в пешем строю, используя свои длинные копья в качестве пик, как у западноевропейской пехоты. В эпоху династии Омейядов тактика арабов напоминала византийскую. Причем их пехота также делилась на тяжелую и легкую, состоявшую из наиболее бедных арабов-лучников.

Главной ударной силой армии халифата конница стала во времена династии Аббасидов. Она представляла собой тяжеловооруженных конных лучников в кольчугах и ламеллярных панцирях. Щиты у них были часто тибетского происхождения из отлично выделанной кожи. Теперь большую часть этой армии составляли иранцы, а не арабы, а также выходцы из Средней Азии, где в самом начале IX века образовалось независимое государство Саманидов, отколовшееся от халифата правителей Бухары. Интересно, что, хотя к середине X века Арабский халифат уже распался на ряд отдельных государств, упадка военного дела у арабов не произошло.

Возникли принципиально новые войска, состоявшие из гулямов – юных рабов, специально купленных для использования на военной службе. Их тщательно обучали военному делу и вооружали на средства из казны. Сначала гулямы играли роль преторианской гвардии (личных телохранителей императоров Рима) при особе халифа. Постепенно численность гулямов возросла, и их части начали широко использоваться в армии халифата. Поэты, которые описывали их вооружение, отмечали, что оно блестело, словно «состоявшее из множества зеркал». Историки-современники отмечали, что оно выглядело «подобно византийскому», т. е. люди и лошади были одеты в панцири и попоны из металлических пластин (Nicolle D. Armies of the Caliphates 862 – 1098. L.: Osprey, 1998. P. 15).

Теперь арабские войска представляли собой армию из людей, которые имели единую веру, схожие обычаи и язык, но продолжали сохранять свои национальные формы вооружения, лучшие из них постепенно перенимались арабами. У персов они заимствовали ножны мечей, в которых кроме самого меча помещались дротики, кинжал или нож, а из Средней Азии – саблю…

Восьмой крестовый поход 1270 г. Крестоносцы Людовика IX высаживаются в Тунисе. Одна из немногих средневековых миниатюр, на которой восточные воины изображены с саблями в руках. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

В сражении употреблялись сложные тактические построения, когда впереди ставилась пехота, состоявшая из копейщиков, за ними лучники и метатели дротиков, потом конница и (когда это было возможно) боевые слоны. Конница гулямов являлась главной ударной силой такого построения и располагалась на флангах. В бою первым делом использовалось копье, затем меч и, наконец, булава.
Конные отряды подразделялись по весу доспехов. Всадники имели однообразное вооружение, так как воины на конях с защитными панцирями из металлических пластин вряд ли могли быть использованы для преследования отступающего противника, а войлочные попоны у легковооруженных всадников не являлись достаточной защитой от стрел и мечей во время атаки против пехоты.

Индийский щит (дхал) из стали и бронзы. Империя Великих Моголов. (Королевский музей Онтарио, Канада)

В странах Магриба (на территории Северной Африки) влияние Ирана и Византии было менее заметным. Здесь сохранялись местные виды вооружения, и берберы – номады Северной Африки, хотя они и приняли ислам, продолжали использовать легкие дротики, а не тяжелые копья.

Образ жизни берберов, известный нам по описаниям путешественников того времени, был тесно связан с условиями их существования. Любой кочевник из далекого Монголистана нашел бы здесь почти то же самое, что и у себя на родине, во всяком случае, порядки и там, и тут были очень похожи.

«Царь… дает людям аудиенцию в шатре для разбора поступающих жалоб; вокруг шатра во время аудиенции стоят десять коней под золочеными покрывалами, а сзади царя находятся десять юношей с кожаными щитами и мечами, украшенными золотом. Справа от него стоят сыновья знати его страны в красивой одежде, в волосы у них вплетены золотые нити. Правитель города сидит перед царем на земле, а вокруг него также на земле сидят визиры. У входа в шатер – породистые собаки с золотыми и серебряными ошейниками, к которым прикреплено множество золотых и серебряных блях; они не сводят пристального взгляда с царя, охраняя его от любых посягательств. О царской аудиенции сообщают барабанным боем. Барабан, называемый «даба», – это длинный полый кусок дерева. Приближаясь к царю, его единоверцы падают на колени и посыпают головы прахом. Таково их приветствие царю», – сообщал один из путешественников, посетивших берберские племена Северной Африки.

Чернокожие воины Африки приняли активное участие в арабских завоеваниях, из-за чего европейцы их зачастую путали с арабами. Негров-рабов даже специально покупали ради того, чтобы сделать из них воинов. Особенно много таких воинов было в Египте, где в начале X века они составляли едва ли не половину всего войска. Из них набирали и личную охрану египетской династии Фатимидов, воины которой имели по богато украшенной паре дротиков и щиты с выпуклыми бляшками из серебра.

В целом в Египте в этот период времени пехота преобладала над конницей. В бою ее отряды строились по национальному признаку и применяли свои собственные виды вооружения. Например, воины северо-западного Судана использовали лук и дротики, но не имели щитов. А у других воинов были большие овальные щиты из Восточной Африки, о которых говорили, что они были сделаны из кожи слона. Кроме метательного оружия использовался сабардарах (восточная алебарда) длиной в пять локтей, причем три локтя занимал широкий стальной клинок, нередко слегка искривленный. На противоположной границе арабских владений сражались жители Тибета с большими щитами из кожи белого цвета и в стеганой защитной одежде (См. подробнее: Nicolle D. The Armies of Islam 7th – 11th centuries. L.: Osprey. 1982.).

Кстати, стеганую одежду, не смотря на жару, носили и городские ополченцы – арабы, и также многие африканские воины, что уж совсем удивительно. Так, в XI веке ислам приняли жители африканского государства Канем-Борну, расположенного в районе озера Чад. Уже в XIII веке это была самая настоящая «конная империя», насчитывавшая до 30 000 конных воинов, одетых… в толстые стеганые панцири из хлопчатобумажных тканей и войлока. Стегаными попонами эти «рыцари Африки» защищали не только себя, но и своих коней вплоть до конца XIX века – настолько удобными они, по-видимому, для них оказались. Воины соседней с борну народности бегхарми также носили стеганые доспехи, которые они усиливали рядами нашитых на них колец. А вот борну использовали нашитые на них небольшие квадратики из ткани, внутри которых находились металлические пластинки, благодаря чему снаружи их доспехи напоминали лоскутное одеяло с двухцветным геометрическим орнаментом. Конское снаряжение коня включало медный налобник, подбитый кожей, а также изысканные нагрудные щитки, воротники и подхвостники.

Что же касается мавров (так европейцы называли завоевавших Испанию арабов), то их вооружение стало во многом походить на вооружение воинов-франков, с которыми они постоянно сталкивались в дни мира и войны. У мавров также имелось два вида конницы: легкая – берберо-андалусийская, даже в X веке не пользовавшаяся стременами и забрасывавшая неприятеля дротиками, и тяжелая, с головы до ног одетая в европейского вида кольчужный хауберк, который в XI веке стал главным доспехом всадников и в христианской Европе. Кроме этого, воины-мавры также использовали луки. К тому же в Испании его носили несколько иначе – поверх одежды, тогда как в Европе на него надевали сюрко (налатную накидку с короткими рукавами), а на Ближнем Востоке и в Северной Африке – кафтаны. Щиты были обычно круглыми, и выделывались из кожи, металла или же древесины, которые опять-таки обтягивались кожей.

Особую ценность на арабском Востоке представляли собой щиты из дамасской стали, откованные холодным способом из железа и обладавшие высокой твердостью. В процессе работы на их поверхности образовывались трещины, которые в виде насечки заполнялись золотой проволокой и образовывали узоры неправильной формы. Ценились также щиты из кожи носорога, которые выделывались в Индии и среди африканских народов, причем они очень ярко и красочно декорировались росписью, золотом и серебром.

Такого рода щиты имели в диаметре не более 60 см и обладали чрезвычайной сопротивляемостью удару мечом. Совсем маленькие щиты из кожи носорога, диаметр которых не превышал более 40 см, использовали и как кулачные щиты, т. е. в бою ими можно было наносить удары. Наконец, существовали щиты из тонких прутьев фигового дерева, которые переплетали серебряной тесьмой или цветными шелковыми нитями. Получались изящные арабески, из-за чего они выглядели очень нарядно и отличались высокой прочностью. Все круглые щиты из кожи обычно были выпуклыми. При этом крепления ремней, за которые их удерживали, на внешней поверхности прикрывали бляхами, а внутрь щита помещали простеганную подушку или ткань, смягчавшую наносившиеся по нему удары.

Другая разновидность арабского щита – адарга, в XIII и XIV веках была так широко распространена, что в самой Испании использовалась христианскими войсками, а затем попала во Францию, Италию и даже в Англию, где такие щиты употреблялись вплоть до XV века. Старая мавританская адарга была в форме сердца или двух сросшихся овалов и выделывалась из нескольких слоев очень жесткой, прочной кожи. Носили ее на ремне через правое плечо, а слева держали за кулачную рукоять.

Поскольку поверхность у адарги была плоской, ее было очень легко декорировать, поэтому арабы украшали эти щиты не только снаружи, но также изнутри.
Наряду с нормандскими рыцарями, византийцами и славянами в начале XI века арабы применяли щиты, имевшие форму «обратной капли». По-видимому, такая форма оказалась для арабов удобной, правда, самый острый нижний угол они обычно срезали. Отметим налаженный обмен образцами оружия, в ходе которого наиболее удачные его формы переходили к разным народам не только в виде военных трофеев, но посредством обычной купли-продажи.

Арабы довольно редко терпели поражения на полях сражений. Например, во время войны против Ирана особенно страшными им казались не тяжеловооруженные иранские всадники, а боевые слоны, которые своим хоботом выхватывали воинов из седла и бросали под ноги на землю. Арабы никогда их раньше не видели и полагали вначале, что это не животные, а хитроумно сделанные военные машины, против которых бесполезно сражаться. Но вскоре они научились бороться со слонами и перестали опасаться их так, как в начале. Долгое время арабы не умели брать штурмом укрепленные города и не имели понятия об осадно-штурмовой технике. Недаром ведь Иерусалим сдался им только после двухлетней осады, Цезарея продержалась семь и целых пять лет арабы безуспешно осаждали Константинополь! Зато впоследствии они многому научились у самих византийцев и стали применять такую же технику, как и они, т. е. и в этом случае им пришлось позаимствовать опыт более древней цивилизации.

Начальная буква «Р», изображающая султана Дамаска Нур-ад-Дина. Интересно, что султан изображен с голыми ногами, но в кольчуге и шлеме. Его преследуют два рыцаря: Годфри Мартел и Хьюг де Луизиньян-Старший в полных кольчужных доспехах и шлемах аналогичных изображениям в «Библии Мациевского». Миниатюра из «Истории Аутремера». (Британская библиотека)

Мухаммед в битве при Бадре. Миниатюра XV века.

Таким образом, мы видим, что армии арабского Востока отличались от европейских в первую очередь вовсе не тем, что у одних вооружение было тяжелым, а у других легким. Костюмы, похожие на стеганые кафтаны, можно увидеть на «полотне из Байе». Но они были и у конных воинов знойной Африки. Чешуйчатые (ламеллярные) панцири и конские попоны имели и византийские, и иранские, и арабские кавалеристы, причем именно в ту эпоху, когда европейцы обо всем этом даже не помышляли. Главное отличие было в том, что на Востоке пехота и конница взаимодополняли друг друга, тогда как на Западе шел непрерывный процесс вытеснения конницей пехоты. Уже в XI веке сопровождавшие рыцарей пехотинцы по сути дела представляли собой просто челядь. Никто не пытался как следует обучить их и вооружить, тогда как на Востоке однообразному вооружению войск и их обучению уделялось достаточно большое внимание. Тяжелую конницу дополняли отрядами легкой, использовавшейся для разведки и завязки боя. И там, и здесь в тяжеловооруженной коннице служили воины-профессионалы. Но западный рыцарь, хотя он и был в это время вооружен легче аналогичных воинов Востока, имел куда больше независимости, поскольку при отсутствии хорошей пехоты и легкой конницы именно он являлся главной силой на поле сражения.

Пророк Мухаммед увещевает свою семью перед битвой при Бадре. Иллюстрация из «Всеобщей истории» Джами аль-Тавариха, 1305 – 1314 гг. (Коллекции Халили, Тебриз, Иран)

Арабским всадникам точно так же, как и европейским, требовалось уметь метко разить врага копьем, а для этого нужно было точно так же постоянно тренироваться. Помимо европейской техники атаки с копьем наперевес восточные всадники учились держать копье и двумя руками одновременно, удерживая поводья в правой руке. Такой удар разрывал даже двухслойный кольчужный панцирь, причем наконечник копья выходил из спины!

Для выработки точности и силы удара служила игра бирджас, во время которой всадники на полном скаку наносили удары копьями по колонне, составленной из множества деревянных блоков. Ударами копий требовалось выбивать отдельные блоки, причем так, чтобы сама колонна при этом не рассыпалась.

Арабы осаждают Мессину. Миниатюра из «Истории византийских императоров в Константинополе с 811 по 1057 год, написанная куропалатом Иоанном Скилицей». (Национальная библиотека Испании, Мадрид)

Но только вооружением их сходство отнюдь не исчерпывалось. Арабские рыцари так же, как, например, и их европейские собратья, имели обширные земельные владения, которые были не только наследственными, но и пожалованными им за военную службу. Назывались они по-арабски икта и в X–XI вв. превратились целиком и полностью в военные лены, аналогичные земельным владениям рыцарей Западной Европы и воинов-профессионалов многих других государств на территории Евразии.

Получается, что рыцарское сословие сформировалось на Западе и на Востоке практически одновременно, но вот помериться силами им долгое время никак не удавалось. Исключение составляла Испания, где пограничная война христиан с мусульманами не затихала ни на один миг.

23 октября 1086 года в нескольких милях от Бадахоса, у местечка Залака войско испанских мавров встретилось в битве с королевскими рыцарями кастильского короля Альфонсо VI. К этому времени на землях арабов уже царила феодальная раздробленность, но перед угрозой со стороны христиан эмиры юга Испании сумели забыть свою многолетнюю вражду и вызвали на помощь своих африканских единоверцев – альморавидов. Эти воинственные кочевые племена арабы Андалусии считали за варваров. Их правитель Юсуф ибн Тешуфин казался эмирам фанатиком, но делать было нечего, и они выступили против кастильцев под его командованием.

Доспехи суданского воина 1500 г. (Музей доспехов и оружия Хиггинса, Ворчестер, Массачусетс, США)

Сражение началось атакой христианской рыцарской конницы, против которой Юсуф выставил пехотные отряды андалусских мавров. И когда рыцари сумели их опрокинуть и погнали к лагерю, Юсуф спокойно выслушал известие об этом и только сказал: «Не спешите им на помощь, пусть их ряды поредеют еще больше – они, подобно христианским собакам, тоже наши враги».

Между тем, альморавидская конница ждала своего часа. Она была сильна и своей численностью, и, прежде всего, дисциплиной, чем нарушала все традиции рыцарской войны с ее групповыми схватками и поединками на поле боя. Настал момент, когда увлеченные преследованием рыцари рассеялись по всему полю, и вот тогда с тыла и с флангов на них из засады напали берберские всадники. Кастильцы, сидевшие на уже уставших и взмыленных лошадях, были окружены и разбиты. Король Альфонсо во главе отряда из 500 всадников сумел вырваться из окружения и с большим трудом спасся от погони.

Эта победа и последовавшее за ней объединение всех эмиратов под властью Юсуфа произвели такое сильное впечатление, что ликованию арабов не было конца, а христианские проповедники за Пиренеями тут же выступили с призывом крестового похода против неверных. На целых десять лет раньше широко известного первого крестового похода на Иерусалим крестоносная рать была собрана, вторглась в мусульманские земли Испании и… вновь потерпела там поражение.

*Халифат - мусульманская феодальная теократия, во главе которой стоял халиф, светско-религиозный правитель, считавшийся законным преемником Мухаммеда. Арабский халифат с центром в Медине просуществовал только до 661 года. Затем власть перешла к Омейядам (661-750), которые перенесли столицу халифата в Дамаск, а с 750 года - к Аббасидам, переместившим ее в Багдад.

**Древнейшее упоминание о кольчуге встречается даже в Коране, где говорится о том, что Бог руками Дауда размягчил железо и при этом сказал: «Сделай совершенный панцирь из него и соедини его основательно кольцами». Арабы так и называли кольчугу – латы Дауда.