Жить по правде - это как? Удобная правда Понятие «правда» в философии


Правда с большой буквы свидетельствует о высокой направленности жизни человека, о стержне человека и его главных поступках. Как жить по правде? Это значит жить по закону, и : не врать, не подличать, заботиться о родителях и малых детях, мужчинам защищать Родину, женщине - быть доброй женой и матерью.

Правда - это нравственный ориентир жизни, важный прежде всего для .

Любопытно, что в современном российском сознании правдой чаще считают нечто негативное или обличающее. Если матом - значит, от души, значит правда! А если с вежливой улыбкой - скорее всего врет.

За пределами российской культуры чаще говорится не о Правде, а о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В менталитете и лексиконе деловых людей это понятие также не используется, там говорится о и .

Согласно православным взглядам, Правда - способ жизни, создавшим его и жизнь Творцом, однако утверждать, что Правда всегда и только одна - сложно.

Правда матери может отличаться от правды отца, правда в подростковой компании отличается от правды пожилых людей...

Первый пункт Первой Русской правды утверждал : "Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен".

Понятно, что со временем менялись и правовые нормы, и видение людей, в связи с чем на место одной Правды (одного источника нравственным и жизненных норм) пришли разные правды - разные видения, разные правовые и разные нравственные нормы. Жить по Правде - достойно, но когда начинаются столкновения людей, живующих по разным Правдам, жизнь превращается в кошмар.

Для людей высокой культуры, любящих друг друга, говорить друг другу правду - естественно. Когда внутренняя культура начинает давать сбой, когда появляются душевные болячки и любовь уступает место другим ценностям, тогда начинаются умолчания: сначала маленькие, потом побольше, а потом появляется и прямая неправда. Правда в отношениях - огромная ценность, но не все эту дорогую вещь могут себе позволить. Будем же требовательнее к себе и терпимее в отношении тех, кому трудно жить по правде!

Фото: Aleksey Poprugin/Rusmediabank.ru

Спасаясь от жестокой действительности, люди часто придумывают себе некие удобные ориентиры, которые помогают выжить. Нам кажется, что если все принимать так, как оно происходит, есть опасность поехать умом, впасть депрессию, потерять интерес к жизни. Удобная правда – это как пилюля для отравленного жизнью организма. Но безопасна ли она?

Вы, наверное, слышали выражение: «У каждого своя правда», «Сколько людей, столько мнений». Отчасти они верны, потому что отражают наши различия. Каждый человек обладает разным уровнем интеллекта, образования, разным темпераментом, социотипом, быстротой восприятия и т.д. Всех невозможно причесать под одну гребенку, начнешь это делать, обязательно одни лысые будут попадаться.

И все же мы порой маниакально стремимся найти какие-то общие для большинства истины, прикрыться ими, как щитами, чтобы чувствовать себя комфортно в непонятном и опасном мире. Социум построен на множестве таких удобных истин, начиная с морали, религии, заканчивая рейтингами и соцопросами. Как создаются рейтинги и рисуются проценты, вы, наверное, догадываетесь. Но столь же иллюзорно и здание моральных и религиозных канонов, которые нарушались на протяжении веков. Но постоянно находят объяснения тем или иным уродливым проявлениям собственной природы.

Есть ли истина на самом деле?

«Был ли мальчик, может, мальчика-то и не было?» - спрашивают те, кто его не видел собственными глазами. Спрашивает и наше сознание, которому неудобна правда, ведь мальчик утонул у тебя на глазах, а ты ему не помог. Возможно, кто-то читал этот огромный роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Роман, пытающийся объяснить и оправдать появление в России грядущего хама. Не читали? И ладно, потому что истину не надо оправдывать и объяснять. Она или есть или ее нет. Как любовь. И она находится в каждом из нас. Мы называем ее совестью или шестым чувством, интуицией или чутьем. Суть не меняется. Правду на кривой козе не объедешь, как ни старайся.

Как вы думаете, почему люди одинаково замирают, когда слушают прекрасную музыку или смотрят на волшебный пейзаж, читают филигранно выстроенную фразу или любуются совершенным архитектурным строением? Почему в этот момент никому ничего не нужно объяснять?

Потому что высшей истиной, к которой тщетно стремится человечество, придумывая себе удобные правды, полуправды и правдочки для местного употребления, является ГАРМОНИЯ . То, что построено по закону гармонии и равновесия, по закону ДОБРА , это и есть единственная , безопасная для нашей психики и возвышающая нас. Чего бы она ни касалась: живописи, музыки, литературы, общения, политики, карьеры, семьи, профессии и т.д. и т.п.

Но в мире, к сожалению, есть не только она.
То, что нарушает гармонию и равновесие, тоже является правдой. Но неудобной, разрушительной, уродующей законы Вселенной и ведущей человечество к преждевременной гибели.

Изощренный человеческий мозг придумывает красивые обертки и для самой уродливой правды, и для гаденькой, подленькой, острой, беспощадной, скользкой, двойственной. Он наряжает и украшает ЗЛО , чтобы оно не пожирало его изнутри. Ведь внутри себя он точно знает цену ярким ярлычкам. Он знает, что нельзя оправдывать убийц, обманывать, отворачиваться от чужой беды, взбираться вверх по карьерным ступеням, сделанным из живых людей. Он понимает, что количеством денег невозможно залатать дыры одиночества. Что нельзя игнорировать очевидное. И что его равнодушие рано или поздно обернется для кого-то бедой.

«Как же тогда жить?» - спросите вы, прочитав все эти не совсем удобные для мозга . Вот видите, вы опять ищете рецепты, то есть удобные объяснения, которые помогли бы вам жить. Наверное, это неплохо, так и должно быть. Мне самой бы хотелось найти их, чтобы поправить сдвинувшийся чердак.

Я перебираю в своем мысленном архиве общепринятые удобные истины и пытаюсь успокоить ими взбунтовавшийся мозг:

Позволяет достичь уверенности и счастья.
После смерти человек попадает в мир иной.
В Норвегии (Дании, Канаде, США, Исландии, Франции - нужное подчеркнуть) жить лучше.
Чтобы радоваться жизни, нужно путешествовать.
Для счастья нужно найти подходящего партнера.
Чтобы быть счастливым, нужно иметь семью.
Занимаясь любимым делом, ты счастлив.
Надо видеть в жизни только хорошее.
Слава и известность делает человека счастливым.
Мое счастье ни от кого и ни от чего не зависит.
Любовь спасет мир.
Красота спасет мир.
Мое счастье внутри меня и только я могу им управлять.
Счастье в труде.
Настоящее счастье – помогать другим.

Наверняка, у вас тоже есть свой дежурный наборчик удобных истин. Мы носим его с собой, как панацею от разочарований в жизни, которая всегда бьет ключом, но исключительно по голове. В этой избитой шутке заключена, может быть, основная правда о жизни.

Жизнь никогда не бывает простой (такой как мы придумали, то есть предсказуемой, счастливой и гладкой). Не выручают от ее сложностей ни деньги, ни слава, ни успех, ни любовь, ни профессия. Ничего! От жизни нельзя спастись, как и от всех неудобных истин. Можно сколько угодно затыкать уши, отворачиваться, зажмуриваться, делать вид, что ничего не замечаешь, быть безучастным, уезжать, убегать, менять декорации… Все равно она тебя настигнет, рано или поздно, разорвет на части твое привыкшее к удобствам сознание и сделает самым несчастным человеком на свете.

А может быть, именно это нам и необходимо? Испытывать боль, сомнения, иногда быть отвратительно неправильными и несчастными. Чтобы познать цену не удобной, а настоящей правды. А значит, узнать цену самой жизни. Того единственного шанса, который дан тебе, чтобы что-то понять.

Помните, у М. Булгаковав «Мастер и Маргарите»? Иешуа говорит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти... Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан» .

А еще истина для Иешуа в том, что «все люди добрые», даже жестокий убийца Крысобой. И самым главным пороком человека является «трусость».

Мне кажется, правда открывается гениям. И мы, привыкшие к удобствам, благодарно принимаем ее на веру, потому что в ней заключен какой-то недоступный обывательскому сознанию высокий смысл.

Истина в том, что все мы умрем . И те, кто достиг высот, познал любовь, заработал много денег, жил в Норвегии, и те, кто всю жизнь прозябал, перебивался с воды на хлеб, ходил в обносках и с завистью смотрел на яркие картинки чужой жизни. Смерть уравняет нас всех, чтобы показать: все эти удобные истины, советы и правила о том, как надо жить, не стоят выеденного яйца.

Истина в том, что мы живы . Создатель добр к нам, он дал нам эту возможность. И пока мы живы, мы должны принимать эту жизнь такой, какая она есть, со всеми ее удобными и неудобными правдами. Не роптать, не впадать в негативизм, не придумывать оправданий и объяснений. Принятие не означает покорности и пассивного ожидания конца. Принятие означает безусловную любовь к жизни, и это единственное, что держит на плаву наш безумный земной шарик. Единственное, что не дает нам умереть прежде, чем это с нами произойдет. То есть, иными словами, истина в любви.

Истина в гармонии. Красоте, которую нельзя объяснить, которая понятна на всех языках.

Помните о смерти. Живите. Любите. Стремитесь к гармонии . И тогда, мне кажется, не понадобятся никакие удобные истины, чтобы оправдать ваше существование.

Вчера у моих девочек был выпускной вечер, они окончили школу. Закончилась одна часть жизни, открывается - другая, новая жизнь. Интересно, какая она будет. И будут ли наши дети жить - по Правде? Хороший вопрос. Но это вопрос не только к нам, к родителям - как к воспитателям, это еще и вопрос: а что такое Правда?

Предлагаю, как обычно, подумать об этом вместе.

Правда - это нравственный ориентир жизни.

Термин "правда", часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения "судить право" или "судить в правду", то есть объективно, справедливо). Источники кодификации - нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников - прежде всего Священного Писания.

Как жить по правде? Это значит жить по закону, и : не врать, не подличать, заботиться о родителях и малых детях, защищать Родину. Правда с большой буквы свидетельствует о направленности жизни человека, о стержне человека и его главных поступках. Согласно православным взглядам, Правда - способ жизни, заповеданный человеку создавшим его и жизнь Творцом, однако утверждать, что Правда всегда и только одна - сложно.

Правда матери может отличаться от правды отца, правда в подросковой компании отлисается от правды пожилых людей...

Для людей высокой культуры, любящих друг друга, говорить друг другу правду - естественно. Когда внутренняя культура начинает давать сбой, когда появляются душевные болячки и любовь уступает место другим ценностям, тогда начинают умолчания: сначала маленькие, потом побольше, а потом появляется и прямая неправда. Правда в отношениях - огромная ценность, но не все эту дорогую вещь могут себе позволить. Будем же требовательнее к себе и терпимее в отношении тех, кому трудно жить по правде!

К этой статье много интересных видео иллюстраций -

МЕЩЕРА

Да, скоро мы уезжаем на тренинги в Мещеру, рассылки могут быть немного пореже. Но, может быть, мы как раз встретимся там? Там - замечательно! Посмотрите информацию:

Свои отклики вы можете оставить как комментарии в статье.

Блаженны изгнанные правды ради,
яко тех есть Царствие Небесное.
(Мф. 5: 10)

Когда Христос говорит о правде, Он не имеет в виду мирской правды. Например, террористы пошли и стали бомбить Америку – мирская правда (справедливость) требует, чтобы и Америка в ответ начала бомбить террористов. И говорят, что это справедливость: ты меня ударил, и я тебя тоже ударю! Поскольку ты со мной поступил несправедливо , то я тоже имею право поступить с тобой несправедливо.

Или, например, у нас есть поле; мирская логика считает, что его надо разделить пополам. Чтобы мы его измерили и разделили, что тоже неплохо, однако это не та правда, о которой говорит Христос. Божия правда другая, поэтому авва Исаак и говорит: «Если ты скажешь, что Бог справедлив, то это всё равно что похулишь Бога, потому что Он не справедлив. Ибо как же Он справедлив, если подает Свои блага всем без исключения? Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45)» . Бог любит всех людей и не делает между ними никакого различия. У Него нет мирской логики.

По сути, неправда – это когда кто-нибудь поступает несправедливо к себе самому. А когда мы терпим несправедливость? Когда у нас бывают неправильные отношения с Богом. Это и есть неправда (несправедливость), потому что тогда наше «я» больно, немощно и недостаточно. Правда – это когда ты находишь правильные отношения с Богом, а отсюда – и со всеми людьми. Правда – это когда поступаешь сообразно с Божиим духом.

Христос что говорит? «Если кто-нибудь будет тебя гнать, ты его не гони, если кто-нибудь ударит тебя по щеке, подставь ему и другую» (см.: Мф. 5: 39). Это безумие, судя по-мирски, не так ли? Многие, особенно молодежь, говорят сегодня:

– Ну ладно, да что же мы – жертвы какие-нибудь? Глупцы? Идиоты? Чтобы кто-нибудь пришел и ударил меня, а я не реагировал? То есть чтобы мы всю жизнь оставались городскими сумасшедшими?

Такова мирская логика, так рассуждает человек. А Христос приходит и говорит нам, что б лаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное .

Когда человек бывает гоним за правду, это не значит, что надо во что бы то ни стало найти того, кто его гонит, – может, его никто и не гонит, может, гонений сейчас не существует, но человек должен сам гнать свои страсти. Например, сегодня люди судят по тому, что им нравится:

– А мне так нравится! – говорит он тебе и спрашивает: – А что, разве это плохо? Мне это нравится, и я сужу людей и их поступки по тому, что мне нравится.

И нам надо убедить другого – молодого человека, ребенка, юношу, – что если тебе что-то нравится, это вовсе не значит, что это надо делать, и это также не значит, что это хорошо. Оно тебе может нравиться, но быть вредным и губительным для тебя. Надо научиться отгонять свое старое «я», которому нравится что попало, и противиться ему.

Другой приходит, злословит тебя и обижает, и тебе тоже хочется сказать ему что-нибудь плохое, хочется дать себе волю и стукнуть его, но ты сдерживаешь себя, берешь себя в руки, чтобы не отреагировать подобным образом. Это и есть сопротивление, которое человек оказывает своим страстям.

Сегодня, например, постный день, и ты говоришь: «Буду поститься!» – но тут начинается масса всего: «У меня кружится голова, запахло шашлыком, я вдохнул этого запаха, и это всё равно что поел шашлыка. Возьму же и поем его на самом деле. Не могу же я его только нюхать! Уж коли понюхал, слюнки потекли и мне захотелось его, это же всё равно что поесть его». Но ты, однако, говоришь себе: «Нет, не буду этого делать», – и противишься. Потому что тебе надо понять, что духовная жизнь – это борьба, и если не решишься бороться, ты не сможешь продвинуться вперед ни в жизни вообще, ни в духовной жизни в частности.

Священник при Крещении запечатывает нас знамением Святого Креста по всему телу, если помните, потому что, к сожалению, Крещение сегодня – это спектакль, мирской обряд, если посмотреть на то, как оно совершается. Никто не слушает, что говорит священник, он говорит сам себе, однако Бог его слышит. Итак, священник святым миром ставит печать на все чувства человека, чтобы он смог получить духовное всеоружие и противостать греху, страстям и всему тому бурному потоку, который хочет его утопить.

Человек должен противостоять себе самому. Это очень трудно, и начинать надо с малого

Это нелегко, нелегко противостать себе самому. Это очень трудно, и начинать надо с малого. Например, мне нравится что-то такое, что мне не принадлежит. А поскольку оно не твое, то тебе его брать нельзя. «Да, но у другого десять штук этого!» Да пусть у него будет хоть 500! Ты не можешь этого брать: оно тебе не принадлежит. Оставь его там; тот факт, что оно тебе нравится, не означает, что ты имеешь право брать его.

Ты хочешь мотоцикл, он тебе нравится. А ты подумал, что есть люди, от которых ты зависишь и которые будут волноваться за тебя? Как можно быть счастливым, радоваться и жить по-своему, в то же время делая несчастными других? И вот они сидят на диванчике и ждут, когда ты вернешься домой, чтобы посмотреть: жив ли ты еще, не умер ли? Чтобы они каждую ночь восходили на Голгофу, а тебя это не интересовало, потому что мне так нравится ? Нет, человек должен научиться противостоять себе самому. Если мы не научимся этому и у нас не будет такого понимания жизни, мы не станем личностями и сами себя погубим.

Помню, в 1976 году, когда я впервые поехал на Святую Гору Афон, совершал большой аскетический подвиг и ничего не ел, кроме нескольких сырых овощей и воды. Он был худым, с половиной легкого и едва ли не при смерти. Один врач из Салоникского университета, благочестивый человек, сказал ему:

– Геронда, съешь хоть кусочек хлеба! Его достаточно, чтобы ты укрепился.

Он лежал больной, но не согласился ни за что:

– Нет, я готов лучше умереть, чем отступиться.

Такой отважный дух должен быть у человека, что он должен быть готов претерпеть всё, даже смерть, но не сойти с места! Потому что знает, что, если сделает это, он остановится на своем пути к Богу.

В семье бывает большая проблема, когда родители что-нибудь говорят, а на другой день меняют свое мнение. Помню одного человека, сбившегося с пути истинного, и, рассказывая о своей жизни, он сказал мне именно это. Он проанализировал свою жизнь и понял, что главной причиной, из-за которой он начал бунтовать и убегать из семьи, было то, что отец его лгал. Например, говорил ему:

– Сделай такую-то работу по дому, и я дам тебе лиру!

А потом не давал ее. Это вызвало в нем бунт и спровоцировало большую душевную проблему.

Когда человек противостоит себе, сначала он «гонит» себя, ветхого человека, принуждает себя, не позволяет себе делать что хочется. И это правда, что сначала он испытывает трудности, потому что, как мы сказали, ему приходится отсекать собственные желания, предпочтения и похотения.

Отцы были очень осторожны в этих вопросах. Так, один монах ухаживал за прокаженным человеком, состояние которого становилось всё более тяжелым, так что наконец он стал издавать очень неприятный запах и из него тек гной. Когда он пришел к монаху, тот почувствовал отвращение и сказал себе: «Не могу! Пусть пойдет к кому-нибудь еще!» Потом, однако, заставил себя и решил: «Нет, пойдешь! И если посмеешь убеждать, чтобы не выходить к нему, то не только будешь вдыхать жуткий запах прокаженной плоти, но я тебя заставлю и есть ее! Чтобы ты научился не противиться делу, которое должен сделать».

Видите, какое противление оказывали святые своему себялюбию и самоугождению? Противясь, они вырабатывали сильный характер, смелый дух, мученический дух и становились подобными гонимым правды ради.

В семьях часто возникают разные проблемы, и вот, например, приходит супруга, у которой трудный муж, и говорит:

– Я больше не могу выносить его! Он просто сводит меня с ума! Он меня замучил!

И спрашиваешь ее:

– А если бы этот человек был тебе не мужем, а сыном, ты бы выгнала его из дому?

Она говорит:

Научись терпеть и ждать. Не спеши, не желай, чтобы всегда было так, как тебе нравится и как тебе удобно

Выгоняет ли мать ребенка, что бы он ни натворил? Это невозможно. Она не может так просто сделать этого. А это значит, что если ты посмотришь на мужа с большей любовью, то проявишь терпение. То есть человек на всех этапах своей жизни черпает терпение в простых вещах: оказался ты, например, где-нибудь, вошел в храм и стал возле кого-то, кто тебя раздражает: харкает, воняет, вертится без конца, а ты прояви терпение, научись проявлять терпение, не отступай, начни с малого, научись терпеть, ждать, отсекать свою волю. И не спеши, не желай, чтобы всегда было так, как тебе нравится и как тебе удобно.

Авва Дорофей в «Подвижнических словах» говорит об отсечении воли, уча, что надо начинать с малого и иметь терпение . Если у тебя нет терпения, то, когда страсти выйдут на поверхность, они смогут увести тебя куда хотят, и ты уже не сможешь сказать «нет», потому что, только научившись иметь терпение, можно противостать этим страстям.

(Продолжение следует.)

ж. истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоят за правду. Нeт правды на свете суда по правде. Небеса, возвещают правду Его, Псалтирь.. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче, Псалтирь..правосудие свыше. | Неумытность, честность, неподкупность, добросовестность. Ходяй непорочен и делаяй правду, Псалтирь. Он живет по правде, противопол. по кривде кривдою. Правдою жить, палат каменных не нажить. | Правдивость, как качество человека, или как | принадлежность понятия, или рассказа, описания чего словами, полное согласие слова и дела, истина, противопол. ложь. В зтом человеке, одна правда, нет лжи. Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи! Грибоедов. В словах его много правды, он прав, говорит правду. Рассуди ты его правду, а мою кривду! шуточн. | Праведность, законность, безгрешность. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не впадете в царствие небесное, Матф. | По первому коренному знач., правдой зовется судебник, свод законов, кодекс. Русская Правда и Правда Ярославлева, сборник узаконений, уставник. | Посему же, правда, стар. право суда, власть судить, карать и миловать, суд и расправа. Се яз князь великий пожаловал есми Дмитрея Аминева (т. е. селами) Утмановым да Яхренгою, с правдою, в покормленье. | Правда, стар. пошлина, за призыв свидетеля к допросу. А доводчику имати хоженое и езд и правды, по грамоте. | Также самый свидетель, притомный, послух. Судьи велели истцову и ответчикову правду перед себя поставити. Давать на чем правду, присягать. Вправду или вправду, заправду, взаправду, подлинно, истинно, взабыль, в самом деле. По правде, по истине, по справедливости. В нем правды нет, совести. Правду губить, судить, жить кривдою. Без правды жить легче, да помирать тяжело. Правда твоя, мужичок - а полезай-ка в мешок! Он на правду черт. Над правдой не мудруй. По правде тужим, а кривдой живем. От правды отстать - куда пристать Про правду слышали, а кривду видали. Правда сама себя очистит. У Бога правда одна. Правда-свет разума. Правда светлее солнца. Правда чище ясного солнца. Все минется, одна правда останется. Не в силе Бог, а в правде. Царю пуще правда нужна. Царю правда лучший слуга (Я.Ф. Долгорукий). На правду нет слов (она сама высказывается). Доброе дело правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Дело помни, а правды не забывай. Варвара мне тетка, а правда сестра. Кто правдой живет, тот добро наживет. Бог тому дает, кто правдой живет. Что ни говори, а правда надобна. Торгуй правдою, больше барыша будет. Без правды не житье, а вытье. Без правды житье - вставши, да и за вытье! Правда со дна мяря выносит. Правда из воды, из огня спасает. Стать на правду, стар. идти на суд. Правда есть, так правда и будет. За правду не судись: скинь шапку да поклонись. На правде ничего не возьмешь. На правде взятки гладки. Правда суда не боится. Правда бессудна (или: несудима). На правду нет суда. Завали правду золотом, затопчи ее в грязь - все наружу выйдет. Правда - что шило в мешке не утаишь. Не всяку правду жена сказывай. Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, т. е. где была пытка). У всякого Павла своя правда. Пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах (намек на Московского голову Шестова 1845). Правда к Петру и Павлу ушла, кривда по земле пошла. Временем и дурак правду скажет. Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет. В ком правды нет, в том добра мало. Не все то правда, что говорится (или: что люди говорят). Коли Грек на правду пошел, держи ухо остро! Цыганская правда хуже всякой православной кривды. Это Сидорова правда да Шемякин суд. Сват с правдой не ездит. Велика святорусская земля, а правда нигда нет места! За правду плати, и за неправду плати. Вся правда в вине. Счет всю правду скажет. Правду говорить - себе досадить. И твоя правда, и моя правда, и везда правда - а где она | Правда, как нареч. истинно, да, так, согласен, бесспорно. Да, правда-не свои беды, для нас забавы! Грибоедов. | В виде союза: хотя, конечно. Оно, правда, и дорого, да любо. Правдивый, не уклоняющийся от правды, на ней основанный. Правдивый человек не покривит душой. Вести эти правдивы, истинны. Правдивый путь до небес. Правдивая книга, в госпиталях, для записки порций (ординарной, слабой, молочной) и особых требований ординатора и пр. вина и пр. Криклив, да на дело правдив. Правдивая рука правдой, живет. Простите на правдивом слове! Одна смерть правдива (не разбирает богатства). Правдивость ж. свойство или качество по прил. Правдо(у)ха об. правдивый человек, кто всегда говорит правду. Правдить тамб. делать что по правде, правдиво, добросовестно, исправно, как должно; | распоряжаться большаком в доме. Я яму указал пахать, теперь он и сам магёт (может) правдить. У нас еще дедушка правдит. | Оправдывать. Отнино (отеческо) словои по сказке правдит, и сказка к тому ведет. Правдитель м. тамб. хозяин, большак, старший в доме, в семье. Правдовать, начальствовать, управлять, судить и рядить, сидеть наряду. Этот голова у нас восемь годов правдовал. Праведный, оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный. У праведна мужа душа красавица. От трудов праведных не стяжать (не нажить) палат каменных. Праведно живут: с нашего дерут да на церковь кладут. Праведно говоришь, правдиво, по всей правде, истине. Мать праведна ограда каменна. Для праведных у Бога места много. Праведник, -ница, праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. Творяй правду праведник есть. Иоан. Нeт перед Богом праведника, все грешники. | Сев. родители, в занч. усопших; | твер. прадед. У Бога для праведных места много. Не стоит город без святого, селение без праведника. Ни праведный без порока, ни грешник без покаяния. Не нужны нам праведники, а нужны угодники (т. е. нам угождающие). Праведников, -ницын, все, что лично их; -ничий, -нический, к ним относящ. -ничество, сост. праведника, спасенье. Праведенышко ср. вологодск. солнце, солнышко (праведное воссия солнце, церк.). Праведь ж. пск. твер. межа, или тропинка по меже. Правдолюбие свято, да не корыстно; или церк. правотолюбие. Правдолюбивые долговечны. Правдолюб, -бка, правдолюбец,-бица, любитель правды. Правдолюб: душа нагишем! Правдолюб: ворот на распашку, язык на плечо! Правдоподобный рассказ, сбыточный, возможный, и вероятный. Это неправдоподобное дело, в нем нет правдоподобия. Правдоречивый человек. Правдосудие и -судство ср. церк. правосудие. Течь правобыстро, прямым путем и быстрым бегом. Прововеденье, -ведство ср. законоведенье, наука права, правословие, ученье о правах и законах, юриспруденция. Правовед, -ведец, юрист, изучавший правоведенье. Правоверие, -верство ср. исповеданье правой, истинной веры; ислам присвоил исповеданью Мохамеда это названье. Правоверный, исповедующий правую веру; мусульманин. Праводушие, прямодушие и откровенность; | правда, добросовестность. Это человек праводушный. Правомудрие, -мудрость, истинная, божественная мудрость, противопол. суемудрие или лжемудрие. Правомудрый мыслитель силен словом. Правомудрствовать, философствовать право, правильно. Правомыслие, здравомыслие. Провомыслящий человек. Правомерный, пропорциональный, соразмерный, соответствующий, равномерный в частях своих. Правомерие, верная, правильная, полная мера; | правда, правосудие, правое воздаяние. Правопись, грамматика, наука правильно говорить и писать; | иногда в части, знач. то же, что правописанье, отдел грамматики, орфграфия, и примененье правил к делу, принятый кем образ писанья. Проворучница ж. арх. и леворучница, две девушки, между коими невеста сидит покрытая, во время плаканья, когда подруги работают и поют. Православие ср. правоверие, истинная вера, ученье; восточная русская церковь, грекороссийское, кафолическое (не католическое) исповеданье. Неделя православия, воскресенье по первой неделе великого поста: при службе провозглашаются догматы православной веры. Православный государь, русский. Православные, русский народ. Правоспособность, юридическое есть право лица (реrsonа) на юридическия отношения, определяемые положительным законодательством. Православати церк. быть православным, хранить догматы церкви своей. Правосудный, кто судит право, по правде; что содержит в себе правдивое, праведное сужденье или приговор, или к сему относится. Судья правосудный услышит! Ум его правосуден. Правосуд м. правосудие ср. провосудность ж. провосудство ср. стар. правый суд, справедливый приговор, решенье по закону, по совести, или правда. | Правосуд, ниж. член вотчинного (помещичьего) правленья; контора, сост. из бурмистра, правосуда, старосты, конторщика, писаря; бывал еще и выборный. Провосудить, правосудствовать или -судничать, судить по всей правде, творить суд и правду, суд по правде, быть праведным судьею. Правоте(о)чный, прямотечный.