Что такое интимная сфера. Сексолог Елена Перелыгина: Интимная сфера жизни современного человека меняется кардинально. Личностно - идентификационная сфера


Ростов-на Дону, Рита
Рициниолом «Интим» я начала пользоваться 3 месяца назад, нанося его глубоко внутрь ежедневно, после водных процедур. Получила результат, которого не ожидала! Ушли симптомы воспаления, сухость, зуд. Появилось ощущение легкости, свежести. Мне кажется, что во мне проснулась женщина. Совершенно по-новому ощущаю себя в интимной близости. Теперь с любимым Рициниолом «Интим» не расстаюсь никогда!

Без подписи
Мы с мужем с помощью Рициниола Интим неожиданно «вылечились». Это настолько здорово, что мы решили вам написать. Обычно на такие темы не говорят, но здесь особый случай. Он на самом деле обостряет все ощущения и увлажняет, поэтому мы им всё время пользуемся. Но когда у мужа исчезли какие-то узелки на головке, а у меня – пузырьки с шейки матки, мы стали рабами этого средства.

Свердловская обл., г. Полевской
Благодаря Рициниолу «Интим» у моей знакомой не распался брак!

г. Новосибирск
Моим знакомым нравится Рициниол «Интим».

г. Омск
Мне 63 года. Выгляжу прекрасно, т.к. постоянно пользуюсь Рициниолом. Благодаря Рициниолу «Интим» я избавилась от лейкоплакии, сухости и дискомфорта!

ХМАО, г. Мегион
Рициниол «Интим» – супер!!!

Наталья Соколова, Ярославль
Хочу сказать, что у нас многие женщины уже оценили Рициниол «Интим» и очень часто его покупают! Отмечают усиление чувственности и мужчины. Очень Вам благодарны!

Сазынкина Ирина Васильевна
Заявляю со всей ответственностью: достоверный эффект Рициниола Интим – повышение потенции у мужей!!!

Беликова
Мои сноха и дочь применяют Рициниол «Интим». Результатами довольны.

г. Екатеринбург
Рициниол «Интим» – это комфорт на 100% и больше! Интимные проблемы решает превосходно!

г. Керчь
Рициниол «Интим» – это просто надо попробовать всем! Оживились чувства к мужу, помолодела лет на десять! Браво! А какой приятный запах!

г. Уфа
Я страдала сухостью влагалища. Честно говоря, «заниматься любовью» с мужем было неприятно. Попробовала Рициниол «Интим». Он восстановил близость с супругом!

г. Новосибирск
Как-то обратился ко мне молодой человек: «Жена спать со мной не хочет». Я дала ему Рициниол «Интим». Через некоторое время спрашиваю, как дела. «Нормально!» И счастливая улыбка на все лицо.

Свердловская обл., г. Карпинск
Рициниол «Интим» помог моей подруге избавиться от фригидности. Восстановились супружеские интимные отношения. Большое спасибо!

Беларусь, Брестский район, д. Черни
Рициниол «Интим» – это супер!!!

Беларусь, г. Минск
После применения Рициниола Интим у женщины (30 лет) исчезли боли при половом акте, она начала испытывать оргазм. Кроме того, при молочнице мы в течение 6-ти дней применяли Рициниол-С плюс спринцевание Флорентой. Наблюдали улучшение.

Беларусь, г. Минск
Результаты применения Рициниола «Интим» я здесь описывать не буду, но очень советую испробовать всем!

Н.В.
Спасибо производителям Рициниола «Интим»!

Любовные отношения между мужчиной и женщиной, как бы они ни развивались - медленно и постепенно или молниеносно и головокружительно - со временем теряют былую страсть и становятся привычными, если не сказать скучными, и могут стать причиной разрыва. Что с нами происходит?

«Дорогой, у меня сегодня жутко болит голова…»

«Милая, прости, не сейчас, мне срочно нужно закончить отчёт…»

«Любимый, я что-то плохо себя чувствую… давай лучше завтра?»

«Ты ложись, родная, не жди меня допоздна».

Любовные отношения между мужчиной и женщиной, как бы они ни развивались - медленно и постепенно или молниеносно и головокружительно - со временем теряют былую страсть и становятся привычными, если не сказать скучными, и могут стать причиной разрыва.

Пресный секс не вызывает, как раньше, бурю ощущений, партнёр становится предсказуемым, а страстные объятья и поцелуи превращаются в исполнение супружеского долга.

Что с нами происходит?

Почему теперь мы выдумываем причины, чтобы отказать партнёру, хотя раньше искали любой повод и не упускали ни одной возможности заняться сексом?

Неужели прошла любовь, а вместе с ней и желание?

И что теперь делать? Отправляться на поиски новых приключений, меняя партнёров, как перчатки, или замкнуться в себе, накапливая плохой опыт, обиды и продолжая этот бесконечный бег по кругу жизни?

А возможно, секс - это далеко не главное в жизни и без него можно обойтись? Важнее сохранить семью ради детей… статус женатого человека ради карьеры… оставаться рядом, ведь он без меня пропадёт…

Интимные тайники психологии любви и секса

Психология сексуальных отношений - это интимная сфера жизни каждого человека, в которой, как и в любой другой её сфере, проявляются индивидуальные врождённые психологические качества - набор векторов.

Тип сексуальности, диапазон сексуальной приемлемости, возбуждающие факторы, отношение к смене партнёра и сексуальные предпочтения - всё это можно безошибочно определить всего за несколько минут общения с человеком, опираясь на мышление категориями системно-векторной психологии.

Мы очень просто устроены!

Наши слова, поведение, поступки и даже внешний вид является проявлением внутреннего мира, тех качеств, которые заложены в нас с рождения и которые невозможно - да и не нужно! - менять, но которые можно осознать, и использовать то лучшее, что есть в каждом из нас, не пытаясь перестроиться или перестроить кого-то под себя.

Не хочу мужа … что делать?!

Почему проходит желание? По какой причине некогда страстный любовник уже не возбуждает? Что изменилось?

Закончился период взаимного влечения - приблизительно трёхлетний период, в течение которого нас держит вместе сексуальное желание. Период влюблённости, страсти, медовые месяца, время, когда нам нравится друг в друге всё , а что не нравится - с лёгкостью компенсируется хорошим сексом.

Мы уверены, что вот оно, счастье, и так будет всегда, но это всегда заканчивается через три года, и мы видим перед собой не объект нашей страсти, а просто человека со всеми его плюсами и минусами. Вот тут и начинаются проблемы. Претензии, разочарования, обиды, упрёки…

У нас не складываются отношения не потому, что такова уж наша участь, судьба, рок или ещё что-нибудь сверхъестественное, а потому, что мы пытаемся возродить замок из песка вместо того, чтобы построить дом с крепким фундаментом. В нашем распоряжении был целый трёхлетний период…

Элементарного, древнего, как мир, сексуального влечения для создания длительных отношений такому сложному и многогранному существу, как Человек, уже давно стало мало. Секс уже давно перестал был случкой для продолжения рода, а превратился в эмоциональную связь, интеллектуальное единство, духовное взаимопроникновение.

Да, вначале, как и 50 тысяч лет назад, мы притягиваемся сексом, и только потом возникает вопрос: «А поговорить?!» Но через три года именно это «а поговорить?!» может завершиться хорошим сексом как продолжение психологической близости близостью физической, но не наоборот.

В корне наших отношений становится что-то намного большее, чем «хочу тебя здесь и сейчас!» Оно воплощается в совместной работе, творчестве, детях, быту, общих целях, развитии и, безусловно, превосходных сексуальных отношениях намного более высокого уровня.

Нашу сексуальность определяют нижние вектора - кожный, уретральный, мышечный и анальный. Они формируют либидо, отвечают за влечение к противоположному полу с целью именно продолжения рода. Верхние же вектора - зрительный, оральный, звуковой и обонятельный - придают тому или иному типу сексуальности характерную окраску, привнося свои нюансы и окончательно формируя предпочтения относительно партнёров.

Женская и мужская сексуальность отличается тем, что метафизически мужчина отдает (эякулят, пищу, обеспечение и пр.), а женщина - получает. Видовая роль любой женщины - это рождение и вскармливание потомства. Исключение - кожно-зрительная женщина, не рожающая и не принадлежащая никому.

Королевская страсть

Самое объёмное, четырехмерное либидо - это уретральный вектор. Вождь, ответственный за будущее стаи, способен обеспечить это будущее во всех смыслах, вплоть до рождения следующих поколений и передачу всего генофонда стаи во времени. Его влечение к «невзятым» по какой-либо причине женщинам (болезни, возраста, потери мужа, социальной неадаптации и т.п.) призвано как раз обеспечить полноту передачи генофонда стаи в будущее и является проявлением его животного альтруизма и полигамии.

Он способен практически на любые сексуальные эксперименты, так как не ограничен никакими запретами или рамками.

Бурная сексуальность уретрального вождя делает его желанным любой женщиной, так как подсознательно она знает, что рождение потомства в этом случае ей гарантировано природой. Однако таких выдающихся личностей рождается очень мало - не более 5 процентов, к тому же доживает до детородного возраста только половина из них.

Проблема угасания сексуального влечения в паре с уретральником не стоит как таковая, потому что он не создан для длительных и тем более семейных отношений с одной женщиной, среди его ценностей нет понятия верности сексуальному партнёру, нет даже понятия «моя женщина», так как для него актуален приоритет общего над частным. Для него важнее интересы стаи, его задачи более глобальные.

Его женщина, соответствующая высшему рангу вождя, это ранговая самка - кожно-зрительная Муза, не рожающая, но вдохновляющая его на самые большие подвиги.

Логика секса

Рациональность и логическое мышление кожного вектора проявляет себя и в сексуальных отношениях в том числе. Выбор партнёра обусловлен как влечением, так и получением какой-либо пользы-выгоды из сложившихся отношений.

Расчётливые и экономные, они не тратят слишком много времени и ресурсов на то, чтобы очаровать избранницу или избранника, сопоставляя затраченные усилия и возможные «дивиденды». В сексе он (она) так же экономят усилия, время, эмоции и озабочены в первую очередь собственными ощущениями.

Особенным возбуждающим моментом для любого представителя кожного вектора является фактор новизны, в связи с этим они склонны к частой смене партнёров или супружеским изменам, считая такое поведение просто желанием развлечься без каких-либо долго идущих планов или серьёзных намерений. Это происходит, когда кожный вектор недоразвит либо недостаточно реализован в социуме.

Только кожники, пытаясь объяснить свою любовь к новизне, называют её врождённой склонностью к полигамии, хотя на самом деле таковыми не являются.

Обладая особо чувствительной кожей (вторичная эрогенная зона представителей кожного вектора), кожники получают наслаждение от прикосновений, поглаживаний, поцелуев - инициации их эрогенной зоны. Это их свойство может превратиться в любовь к садо-мазохистским ролевым играм в случае если в детском возрасте они подвергались физическим наказаниям, когда избиваемый кожный ребёнок адаптируется к болевым ощущениям настолько, что начинает испытывать удовольствие от ударов по коже.

Приличия и табу

Самым сложным либидо наделены представители анального вектора - недифференцированным, т.е. направленным на оба пола. Таким образом природа обеспечивает выполнение анальниками их видовой роли - передачу информации о войне и охоте мальчикам-подросткам. В случае полноценного развития и реализации врождённых свойств анального вектора недиффернецированное либидо анального мужчины успешно сублимируется, и он становится самым лучшим преподавателем, искренне влюблённым в своё призвание и своих учеников. Сексуальное влечение полностью ограничивается, превращаясь в талант преподавания и любовь к детям в самом лучшем значении этого слова.

Недоразвитость, нехватки реализации, социальные и сексуальные фрустрации могут привести к возникновению гомосексуальных и педофилических мыслей у представителей анального вектора.

Дважды табуированная (природой и культурой) вторичная эрогенная зона - анальное отверстие - делает анальников особенно озабоченными соблюдениями всех норм приличия, страх опозориться заставляет прислушиваться и дорожить общественным мнением, ориентированность на прошлое повышает ценность традиционных взглядов во всём и создаёт настороженное отношение ко всему новому.

Ригидная, малоподвижная психика, слабые возможности к адаптации и враждебное восприятие новшеств значительно сужают диапазон сексуальной приемлемости представителей анального вектора.

Приверженцы традиций и противники перемен, анальники именно те люди, которые будут стараться изо всех сил сохранить привычные отношения, даже если те потеряли былую привлекательность и взаимное влечение. Они готовы годами терпеть тягостные отношения, рационализируя для себя такой поступок, как благородное решение «ради детей» или по причине «что люди скажут», вместе с этим накапливая сексуальные фрустрации, которые могут выливаться в домашнюю тиранию и жестокое отношение к собственным детям.

Иногда, нуждаясь в дополнительной инициации своей вторичной эрогенной зоны, женщина или мужчина с анальным вектором стесняется даже признаться самому себе в этом, не то, чтобы сказать об этом своему партнёру. Мужчина расценивает такое желание как проявление гомосексуальных мыслей, а значит недопустимым для себя, а женщина в силу консервативности либо также имеющихся фрустраций считает его неприличным. Отношение женщин к анальному сексу меняется, если партнеру удается сексуально раскрыть свою спутницу – в этом случае анальная женщина будет предпочитать анальный секс вагинальному.

В случае сексуальных нехваток именно в плане инициации вторичной эрогенной зоны у женщины такая неудовлетворённость может проявляться слишком большой озабоченностью наведением чистоты в доме, вплоть до ежедневных генеральных уборок, или наоборот, разведением пищевой грязи вокруг себя.

Пора рожать пришла

Особенная сексуальность у представителей самого многочисленного вектора - мышечного. Это простые люди, живущие обеспечением своих базовых желаний - есть, пить, дышать, спать, сохранять температуру тела на ландшафте и продолжать себя во времени.

Получая удовольствие от физического труда, они и партнёров по жизни выбирают себе по трудолюбию, т. е. таких же мышечных людей.

Достигая детородного возраста, мышечная женщина ощущает потребность родить ребёнка, поэтому стремится выйти замуж. Рожает легко и много, часто имея многодетную семью. Отношение к сексу исключительно в качестве средства для продолжения рода. Как мужчины, так и женщины к сексуальным отношениям вне семьи относятся с подозрением, ведь это «не по-людски». Живут вместе всю жизнь, не меняя партнёра, так как не видят причины этого делать.

Влияние сверху

Основу сексуального влечения составляют, безусловно, нижние вектора, но влияние верхних, особенно доминантных (звукового или обонятельного) векторов, весьма значительное.

Самый влюбчивый, эмоциональный и чувствительный зрительный вектор особое значение в сексуальных отношениях придаёт романтической обстановке - цветам, подаркам, приглушённому свету, постельному и нижнему белью, внешности или искренности чувств партнёра.

Для женщины со зрительным вектором эмоциональная связь с партнёром более важна, чем для любой другой. Кожно-зрительная женщина, от природы не рожающая, вообще является основательницей культуры, которая перевела секс из категории случки в категорию эмоционального соития, взаимного наслаждения, интимной любовной игры.

Только кожно-зрительная женщина способна подарить ночь любви молодому воину, не познавшему женщины, но идущему на рассвете в свой первый бой. Она делает это из сострадания, а никак не по причине распущенности. В неразвитом же состоянии векторов та же самая кожно-зрительная женщина как носительница виктимного комплекса становится жертвой сексуального насилия.

Один из доминантных - звуковой вектор - является асексуальным, его ценности лежат вне материального мира, который он воспринимает как иллюзию, как и потребности собственного тела, в том числе и сексуальные. Наличие у человека звукового вектора понижает либидо любого из нижних векторов, кроме уретрального, с которым он не проявляет себя в одно и то же время, делая такого человека в разное время либо чистым уретральным, либо чисто звуковым.

Являясь доминантным, звуковой вектор требует удовлетворения своих потребностей в первую очередь, отводя на второй план желания других векторов.

Звуковые нехватки могут привести к полному отсутствию сексуального желания к партнёру до того момента, пока не будет наполнения, хоть частичного, звукового вектора. Только после этого у других векторов, в том числе отвечающих за либидо, появится возможность заявить о себе и проявить свои желания.

Именно супруги звуковиков чаще других задаются вопросом: «Что делать, если муж охладел?», пытаясь найти причину в себе, жизненных обстоятельствах или бытовых вопросах. При этом чаще всего сам звуковик не в состоянии осознать и уж тем более объяснить кому-то свои нехватки.

В сексуальных отношениях для звуковика большую роль играют звуки - музыка или полная тишина, шум прибоя или звуки леса, жаркий шёпот или страстные признания.

Второй доминантный вектор, обонятельный, при выборе партнёра руководствуется своим желанием к полной меланхолии. Чем менее человек эмоционален, тем менее резким и неприятным для обонятельника является его запах. Это своеобразный нюанс, который вносит наличие обонятельного вектора в выбор партнёра по влечению, осуществляемый нижними векторами.

Пикантной особенностью орального же вектора в сексуальной сфере является его любовь к поцелуям, оральному сексу (не путать с кожниками, они также любят получать оральный секс, так как тот стимулирует наиболее чувствительные участки кожи), разговорам во время секса и крикам. Его вторичная эрогенная зона - губы, рот, язык - должны быть постоянно заняты, что обеспечивает дополнительное наслаждение от инициации этой эрогенной зоны.

Путеводитель по любовным отношениям между мужчиной и женщиной

Системно-векторная психология, объясняя самые интимные психологические механизмы, даёт уникальный инструмент по построению сексуальных отношений между партнёрами.

Осознание собственных потребностей и желаний партнёра предоставляет возможность иначе взглянуть на вашу сексуальную жизнь, сделать её более полной и разнообразной, одновременно получая и отдавая именно то, что может принести особое наслаждение вам обоим.

Секс - это одновременно и начало, и конец в том смысле, что каждые отношения берут своё начало с сексуального влечения, предоставляя шанс на их основании выстроить взаимную связь более высокого уровня, способную продлить любовные отношения на многие годы. Создать отношения, в которых интимная жизнь является взаимным раскрытием, глубоким психологическим проникновением, воплотившимся в физической близости, и приносящим не только телесное наслаждение, но и психологический комфорт и радость на ментальном уровне.

Как воплотить это в жизнь, вы узнаете на тренинге Юрия Бурлана. . Присоединяйтесь к бесплатным онлайн лекциям, чтобы сделать первые шаги в более глубком понимании себя и близкого человека. Зарегистрироваться можно

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

После родов в организме женщины происходят глобальные изменения: нормализуется гормональный фон, восстанавливаются структура и функции матки. На фоне этих процессов у женщины возобновляется менструальный цикл, который, к сожалению, может носить патологический характер. Часто в послеродовом периоде представительниц прекрасного пола беспокоят обильные менструальные выделения.

Неприятный запах выделений после родов: причины и решение деликатной проблемы

После появления ребёнка на свет плацента отсоединяется от матки, и этот процесс становится причиной множественных нарушений целостности сосудов и капилляров, которые ранее связывали их воедино. Вместе с кровью наружу выходят фрагменты плаценты, а также отмершие частички эндометрия (внутренней слизистой оболочки тела матки) и другие следы жизненной деятельности плода внутри утробы. Выделения после родов воспринимаются как …

Жёлтые выделения после родов: нормальное явление или повод для беспокойства

Рождение ребёнка - большой стресс для женского организма. Этот процесс влечёт за собой целый ряд не очень приятных последствий. Молодых мам, особенно если это первые роды, многие моменты настораживают. Например, это жёлтые выделения из половых путей. Насколько они нормальны? В какой период должны появиться и когда закончиться? Как разграничить пределы нормы и признаки заболевания?

Беременность после кесарева – сроки, особенности, риски

Когда в семье появляется один ребёнок, спустя какое-то время многие мамы начинают задумываться о втором или даже о третьем малыше. В то же время в связи с массовой распространенностью родов путём кесарева сечения неминуемо возникает вопрос о сроках, особенностях и возможных осложнениях новой беременности.

Интимная сфера в России в 20-е годы

В свое время немецкий социолог Ф. Энгельс подметил важную эмпирическую закономерность: «<...> в каждом крупном революционном движении вопрос о "свободной любви" выступает на передний план. Для одних это - революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми; для других - охотно принимаемое учение, удобно прикрывающее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчиной и женщиной» .

Подмеченная тенденция нашла подтверждение после Октябрьской революции в нашей стране. На самом деле, процессы, происходившие в эти годы в нравственной истории России, с одной стороны, были вполне ожидаемы, а с другой - интенсивность их протекания оказалась необычайной по общественному накалу и драматизму. Революция способствовала коренной ломке мещанского быта и основ христианской этики, шел активный поиск нестандартных нравственных принципов. Рабочий класс, настаивала одна из радикально настроенных авторов журнала «Коммунистка», разрушил все старые понятия о «чести», «верности», «законнорожденности», родственных связях. Он «освободил любовь от экономики и строит быт не на принципах семейственности, а на принципах общественности» .

Важным дополнительным каналом получения информации о бытовавших формах чувствований и ориентации, нравах и практиках могут служить эмпирические изыскания. Предпринятые нашими соотечественниками попытки проникнуть в многослойную и противоречивую сферу приватного бытия человека, глубоко новаторские, гуманные по своим целям и масштабные по охвату, ныне, приходится констатировать, незаслуженно не востребованы.

Сделаем несколько предварительных замечаний об историографической подоплеке проведенного здесь анализа данных. Как и в любом историко-социологическом исследовании, рамки нашего обсуждения намного шире круга привлеченных источников. По крайней мере, автор стремится реализовать определенную «сверхзадачу»: продемонстрировать не только итоговые цифры, но и стиль социологического мышления деятелей той поры. Напомню, до того времени был накоплен хотя и небольшой, но всё же опыт по опросу студенческой молодежи. Поэтому при выборе литературы не могли не сказаться некоторые «неформальные» критерии. В их числе тщательная методическая проработка опросов, их представительность, однородность выборочной совокупности, обеспечивающая корректность историко-социологических сравнений и, наконец, глубина и проблемность авторского мышления. Не забудем, что, как и в начале века, все исследователи не являлись социологами в прямом смысле слова, а были медиками, юристами, статистиками и т.д. Этим, очевидно, и объясняется подчас некорректная постановка вопросов. Скажем, И. Гельман пытался с помощью «лобового» вопроса уяснить влияние социальной революции на уровень физиологической отзывчивости мужчин и женщин. В нашей книге, как правило, использованы данные опросов И. Гельмана, Д. Ласса, 3. Гуревича и Ф. Гроссера, М. Бараша, С. Голосовкера. Разумеется, они не исчерпывают всей картины социологических разработок проблемы сексуальной морали в двадцатые годы. Для этого требуются более обширные разыскания. И тем не менее названные источники существенно дополняют картину состояния нравов.

Результаты исследований Гельмана, опросившего 1145 студентов и 338 студенток, показывают, что в нелегитимных сексуальных отношениях состояли 85% первых и 53% вторых . По данным Ласса (1590 студентов и 222 студентки), такие связи имели 88% мужчин и 48% женщин . Показатели, приведенные Гуревичем: соответственно 95% и 62% (1104 студента и 205 студенток ). Бараш, опросивший 1280 молодых рабочих Москвы, установил, что «добрачный» сексуальный опыт имели 97% . Статистика различных опросов, как видим, устойчива и свидетельствует о широком распространении нелегитимных сексуальных практик среди студенческой и рабочей молодежи. Нельзя не отметить одного важного обстоятельства. Хотя до начала 19-го столетия не проводилось массовых опросов, ни для кого в общем-то не была секретом вовлеченность юношей в сексуальную практику вне рамок брака. Иное дело - девушки. Их сексуальные контакты до юридического оформления брака резко осуждались религиозными и светскими институтами, к нарушителям этого запрета применялись жесткие санкции. И «вдруг» выборочные данные свидетельствуют: почти каждая вторая женщина имела означенный опыт .

О возрасте вступления студентов в дебютные сексуальные связи дают представление диаграммы на рис. 1 и 2.

Рисунок 1. Возраст вступления студентов в первые сексуальные контакты

Рисунок 2. Возраст вступления студенток в первые сексуальные контакты

Для начала заметим, что количественные показатели, полученные исследователями в промежутке четырех лет, оказались устойчивыми. Среди мужчин, имевших сексуальные связи, каждый четвертый вступил в них до шестнадцатилетия, а наиболее часто эти практики приходились на возрастной интервал 16-18 лет. Женщины вовлекались в сексуальную жизнь, как правило, позднее, хотя уровень ее распространенности до совершеннолетия достаточно высок: от 20% до 44%, что свидетельствует о радикальных переменах в конструировании себя в качестве этических субъектов. Кстати, одним из подтверждений этой гипотезы может служить совпадение распространенности «промискуитетных» эротических контактов у мужчин (58%) и женщин (55%) .

Количественные индексы дополняются в анализируемых выборках важными качественными социально-психологическими характеристиками - мотивами вступления в дебютную сексуальную связь. Несмотря на широкий спектр побуждений, среди них выделяются доминирующие. У женщин это «любовь» (49%), «увлечение» (30%) и «любопытство» (20%); у мужчин - «половая потребность» (54%), «увлечение» (28%) и «любопытство» (19%). Существенных различий в опросах 1922 и 1927 годов не установлено.

Интересны сведения о том, с кем юноши и девушки вступили в первый сексуальный контакт (см. табл. 1).

Таблица 1. Тип партнера по дебютной сексуальной близости в сопоставлении с полом (в %)

Тип партнера

Мужчины

Женщины

Гельман, 1922 год, 1145 человек

Бараш, 1924 год, 1280 человек

Ласс, 1925 год, 1590 человек

Гуревич, 1927 год, 1104 человек

Ласс, 1925 год, 222 человек

Гуревич, 1927 год, 205 человек

Жена/ муж

Невеста/жених

Сожительница/ сожитель

Случайная знакомая/знакомый

Проститутка

* Данные относятся к первым двум типам партнеров
** Данные относятся к первым трем типам партнеров

Приведенные цифры позволяют проследить некоторые тенденции: устойчива традиция вступления женщин в дебютную связь с мужем, а мужчин - со случайной знакомой; в то же время наблюдается новое явление: женщины расширяют крут партнеров за счет женихов и сожителей, тогда как мужчины сокращают контакты с проститутками. Проституция как социальное яв­ление постепенно шла на спад . В самом деле, сопоставление исследований разных лет показало: если до Первой мировой войны и Февральской революции почти 48% молодых горожан начали сексуальную жизнь с проститутками, то в 1914-1917 годах - 32,0%, в 1918-1920 годах - несколько более 16,0%, а в 1921-1923 годах -менее 4%. Причем в дальнейшем их услугами пользовались до революции 51% опрошенных мужчин, а после революции - 8% . Вполне очевидно, что снижение удельного веса «пользователей» услугами проституток происходило не без воздействия социальных структур и институтов . Была создана правовая база - первый Уголовный кодекс РСФСР, в котором появляется ряд нормативов относительно охраны сексуального здоровья, занятия проституцией, принуждения к ней и сводничества. Этот документ с большей ясностью, чем прежде, определил законодательный подход к проституции, признав ее социальным недугом. Акцент в «борьбе» с ней был сделан не на проститутках, а на лицах, вовлекающих женщин в ремесло, - посредниках, сводниках, сутенерах, притоносодержателях. Косвенно о кризисе «вековечного» института свидетельствует поиск самими потребителями приемлемых, «замещающих институций». Ограничусь одной, сколь многоумной, столь и противоречивой записью, сделанной 22-летним рабочим в вопроснике Гельмана: «<...> половое сближение - естественная потребность; но проявление ее находится в очень трудном положении ввиду наличия моральных препятствий, или, проще, незрелости нашего понятия по отношению к половому вопросу. На этой почве (надеюсь, поймете) в большинстве случаев происходят разные венерические болезни. И если мы считаем половые сношения естественной потребностью, и кроме всего это - закон природы, <...> если для последствий полового совокупления у нас устроены так называемые родильные дома, так почему же не устроить, наоборот, дома совокупления (под этим не нужно понимать "дом терпимости"), положение которого таково: вкратце, желающий удовлетворить свою потребность приходит, записывается, осматривается тщательно врачом и т.д.» . Скорее всего, молодой человек ратует за легитимизацию «промискуитета», подконтрольного исключительно врачебному надзору.

Вскрытые эмпирические закономерности в той или иной мере были обусловлены экономическими, социальными и нравственными преобразованиями в стране: восстановлением промышленного производства, вовлечением женщин в профессиональную деятельность, провозглашением равных общественных прав независимо от пола, трансформацией семейных моделей. Причем исследователями фактически не ставился вопрос о степени адекватности отражения этих преобразований в сексуальном поведении, поскольку для этого требовался более высокий социологический уровень анализа.

Особый интерес представляют ответы касательно адюльтера (прелюбодеяния) и его моральные оценки. По Голосовкеру, возможность этой практики оправдывали около половины студенток, а реально в параллельных нелегитимных связях состояла каждая третья женщина . Бараш свидетельствует: 50% из числа опрошенных рабочих-металлистов и машиностроителей имели такого рода отношения . Гуревичем была предпринята попытка построения типологии мотивов вовлечения в прелюбодеяние. Для мужчин наиболее значимыми оказались «разлука с женой» (38%), «увлечение» (25%) и «неудовлетворенность семейной жизнью» (14%); для женщин - «разлука с мужем» (38%), «неудовлетворенность семейной жизнью» (21%) и «неудовлетворенность половыми отношениями с супругом» (17%) . Последний мотив занимал существенное место и в ответах респонденток Ласса, а именно: на него указало 66% женщин . В прежние годы такой уровень откровения трудно себе даже представить.

Не обошли вниманием исследователи еще два вида практик. Я имею в виду мастурбацию и гомосексуализм. Всего лишь несколько штрихов. По Гельману, мастурбировали около 53% мужчин и 15% женщин, тогда как среди студентов Московского университета - 74% , а среди слушательниц высших женских курсов - 52% (1914). Молодые люди назвали следующие факторы, содействовавшие проявлению этой сексуальной практики: во-первых, «внутренние побуждения», в частности, студенты Московского университета - 58%, слушатели Коммунистического университета - 44%, слушательницы того же университета - 42%; во-вторых, «влияние товарищей (подруг)» соответственно 33%, 37%, 35% и, в-третьих, «влияние литературы»: 8%, 11%, 15%. На протяжении первой четверти XX века соотношение мужских и женских «признаний» остается неизменным . Насколько достоверны такого рода сведения, я покажу в дальнейшем.

Что касается гомосексуальности, то, согласно свидетельству М.М. Рубинштейна, в юности (13-15 лет) гомогенная идентификация фиксируется у 1,6% мальчиков и 4,5% девочек . В силу скудости исходных данных, приведу уникальную для первых десятилетий запись, сделанную в вопроснике Гельмана. При сопоставлении с наблюдениями И.П. Тарновского этот материал показывает малую «продвинутость» современников в понимании этиологии и психологии трибадизма.

Итак, слушательница университета из крестьянской семьи, 23-х лет. Первые сексуальные ощущения появились у нее на 18-м году - самопроизвольно. Онанизмом не занималась. Менструации начались с 17 лет и вызвали страх и стыд. В 20 лет вступила в дебютный сексуальный контакт с мужем. В браке состояла шесть месяцев, развелась, так как сексуальные сношения ей были отвратительны. После развода относится к мужчинам как к товарищам, но не видит в них сексуальных партнеров. На 22-м году жизни смутно почувствовала душевную, психологическую и сексуальную нужду в женщине. С тех пор ее половая жизнь вошла в новую колею. Теперь сексуальность воспринимается ею как потребность, стала доставлять неведомое доселе эротическое удовольствие. Интервьюируемая контактирует с женщинами, сознавая себя при этом бучем . Соответственно, подруги увлекаются ею, любят и ревнуют, чувствуя себя по отношению к исповедующейся женщинами. Гомосексуальные отношения, по ее признанию, играют в жизни, после общественной работы, главную роль. Заканчивается исповедь так: хочу быть мужчиной. Жду с нетерпением того времени, когда открытия науки приведут к возможности кастрации и прививке мужских органов . Откровенное изложение респонденткой истории своей сексуальной идентичности вне клиники указывает на готовность, по меньшей мере, части гомосексуалов к диалогу с обществом.

Представленный эмпирический материал свидетельствует скорее о радикальном кризисе традиционных норм и ценностей, нежели о выраженном становлении новых. Нелегитимные сексуальные связи, нет сомнения, перестали быть маскулинной «привилегией». Обращает на себя внимание то, что многовековая партнерша мужчины - «проститутка» - стала интенсивно вытесняться «знакомой». Отношения с последней, во-первых, принципиально исключали куплю-продажу тела и, во-вторых, оказывались не столь духовно и эмоционально отчуждены, хотя в их основе по-прежнему лежало психофизиологическое влечение (стремление к релаксации) чаще с обеих сторон. Одновременно небольшое, но заметно возрастающее число респондентов, интенсифицируя эмоциональные сопере­живания, начинали сексуальную практику если не с женою, то с невестою или сожительницей. Сексуальная жизнь женщин-студенток конструировалась ими по преимуществу таким образом, что ее в значительной мере можно было отождествить с браком или самоценным экспрессивным переживанием. Наряду с этим около пятой доли связей возникло у студенток скорее ради снятия эмоционально-психологического стресса. Оба пола стали допускать возможность и адюльтера. Просматривается тенденция автономизации сексуальности и брачности. Налицо весьма пестрая картина нравов, в которой можно увидеть и поиски глубокого человеческого счастья, и метания, и манифестируемую безликость. Много было наносного, чужеродного, но пробивало дорогу главное - осуществлялся переход от двойной к единой сексуальной морали. Ее формирование шло трудным путем. С одной стороны, свобода сексуального выбора распространилась на оба пола, что само по себе глубоко символично, с другой - женщины усваивали традиционные «мужские» стандарты. Карикатурность стремления представительниц прекрасной части человечества добиться экспрессивной эмансипации копированием худших патриархальных образцов была несомненна. Такой «эмансипированный стиль» поведения мог бы стать шагом к утрате гендерной специфики, эмоциональному «трансвестизму», торжеству однополовости.

Хотя трудно, да, пожалуй, и вовсе невозможно провести систематическое сравнение полученных в двадцатых годах XX века результатов с данными опросов начала века, всё же совсем проигнорировать эту процедуру было бы неверно. Отметим следующее. Уровень вовлеченности мужчин в нелегитимные сексуальные отношения остался в целом неизменным, тогда как у женщин - возрос в 4-5 раз. Фиксируется снижение возрастной границы дебютных сексуальных контактов, соответственно видоизменяется шкала мотивов, в частности, в эти годы значительное место у обоих полов занимает «любопытство» (вуайеризм). Стабильным остается преобладание у молодых людей (независимо от пола) «промискуитетных» связей. Совокупность полученных эмпирических свидетельств указывает на явные признаки отхода от центрирования сексуальности на матримониальном поведении.

Теоретическая интерпретация собранного исследователями двадцатых годов эмпирического материала оказалась для них непосильной задачей. Им не удалось корректно установить основные эмпирические зависимости, а тем более «вписать» подмеченные поведенческие новации в конкретно-исторический и общекультурный контекст. И всё же массовые опросы убедительно опровергали бытовавшие мнения о «невообразимой вакханалии»; в то же время они и не содействовали обоснованию ориентиров на «новые, красивые, здоровые отношения». Больше того, полнокровное понимание происходящих трансформаций эроса оказалось не по плечу даже европейски образованным общественным деятелям (Н. Бухарин, Н. Крупская, Е. Преображенский, С. Смидович, А. Сольц и др.), которых трудно заподозрить в консерватизме и зашоренности. Камень преткновения - выработка нетривиального критерия моральности сексуальной интеракции полов. Для подтверждения этой мысли, пожалуй, достаточно привести несколько выдержек из текстов А. Луначарского. «Я думаю, - писал он, - что в области пола мы должны говорить не о морали, а о свободе, и в ответ на джентльменские заявления, что это смердяковщина, мы должны говорить, что свободе разнузданного человека мы противопоставляем коммунистическое просвещение» . Красивый пассаж, не правда ли, но, к сожалению, трудно поддающийся интерпретации. Впрочем, дело не совсем безнадежно. Свобода на основе «коммунистического просвещения» - это, по-видимому, не отбрасывание морали, а лишь особое ее понимание: открытость, многообразие сексуальных практик и равная интернальная ответственность мужчин и женщин. Луначарский и в дальнейшем неоднократно выступал против опошления частью молодых людей любовного чувства, низведения его до уровня физиологической разрядки, ассоциирования душевных переживаний с «телячьими нежностями». Приравнивание любви к «пустякам» приводит, по словам наркома просвещения, с одной стороны, к аскетизму, неправомерному пренебрежению ею, «а с другой стороны, получается такое отношение: "почему бы не пошалить?" Теряется отношение к любви как к акту торжественному, как к вещи необычайной важности и необычайной радости» .

Полагаем, что поливалентность и фовизм поиска нравственного критерия эротики в социально «бурлящем» обществе наилучшим образом прорисовывается при столкновении полярных точек зрения. Наиболее показательны в этом отношении позиции, отстаивавшиеся А. Коллонтай и А. Залкиндом.

Излагая свои взгляды в статье «Дорогу крылатому Эросу», А. Коллонтай утверждала, что сексуальное общение, подпитываемое исключительно физическим влечением, не окрашенное любовью или хотя бы временной страстью, должно осуждаться. Далее, продолжала она, будущие поколения не станут обращать особого внимания на форму любовных отношений - длительный (в том числе легитимный) союз или быстро проходящую страсть. Идеология рабочего класса, по убеждению этой общественной деятельницы, не ставит никаких внешних границ любви, но требовательна к ее содержанию, «к оттенкам чувств и переживаний, связывающих оба пола» . Словом, суть пролетарского этоса заключена в сопряжении телесности, экспрессии и духа. Трудно пройти мимо этого тезиса. Многие десятилетия идеи одной из ярких представительниц женского освободительного движения замалчивались. По-видимому, скорее интуитивно, нежели осознанно, в них просматривалось нечто конкурирующее с традиционным православным аскетизмом, отождествлявшимся, в свою очередь, с высокой духовностью. Зададимся вопросом: почему «крылатый Эрос»?

Коллонтай считала своим долгом приобщить пролетарскую молодежь к мировой культуре, в частности, к древнегреческой. Отсюда обращение к идеям диалога «Пир». Платон, как известно, в восхищении красотой видел начало роста души. Действие красоты он изображает, развивая миф о крылатой природе души. Философский смысл этого мифа в том, что любовь к прекрасному рассматривается как восхождение, как движение познающего от незнания к знанию, от несущественного к сущему, от небытия - к бытию. Любовь к прекрасному философ понимает как рост души, как приближение человека к истинно-сущему, как восхождение души по ступеням всё возвышающейся реальности, всё возрастающего бытия, как нарастание творческой производительной силы. Любовь к прекрасному есть путь, восхождение, поскольку не все прекрасные предметы в равной мере прекрасны и не все заслуживают равной любви. На первоначальной ступени «эротического» восхождения является какое-нибудь единичное прекрасное тело. Но избравший предметом своего стремления такое тело должен понять впоследствии, что красота отдельного человека родственна красоте всякого другого. Заметившему это надлежит стать поклонником всех прекрасных тел вообще. На следующей ступени «эротического» восхождения предпочтение отдается уже не телесной, а духовной красоте. Предпочитающий духовную красоту созерцает уже не красоту тела, но «красоту насущных дел и обычаев». Из этого созерцания он убеждается, что «всё прекрасное родственно» и «будет считать красоту тела чем-то ничтожным». Еще более высокую ступень «эротического» восхождения к прекрасному образует постижение красоты знания. Наконец, укрепившись в этом виде познания, человек, возвышающийся по ступеням «эротического» восхождения, доходит до созерцания прекрасного в себе, или вида, идеи прекрасного. На этом пределе «эротического знания» взорам созерцающего открывается красота безусловная и безотносительная .

Вместе с тем, А. Коллонтай, будучи человеком земным, отделяла возвышающие идеалы от жизненных ценностей и специально подчеркивала, что гармония в общении мужчин и женщин наступит в далеком коммунистическом обществе, а до той поры «на переломе двух культур» формирующаяся пролетарская мораль должна покоиться на трех основных положениях: (а) равенстве во взаимоотношениях, (б) взаимном признании прав другого без претензий владеть безраздельно его сердцем и (в) товарищеской чуткости, умении прислушаться и понять работу души близкого и любимого человека.

С иных, не менее шокирующих обывателя, позиций подходил к проблеме «пролетарской» любви известный психиатр и общественный деятель того времени А. Залкинд. «Если, - писал он, - то или иное половое проявление содействует обособлению человека от класса, уменьшает остроту его научной <...> пытливости, лишает его части его производственно-творческой работоспособности, необходимой классу, - понижает его боевые качества, - долой его. Допустима половая жизнь лишь в том ее содержании, которая способствует росту коллективистских чувств, классовой организованности, производственно-творческой, боевой активности, остроте познания» . Сегодня такие суждения воспринимаются как пародия, напротив, в конце 1920-х годов - как одна из возможных линий дискуссии.

На взгляд психиатра, сексуальные отношения «революционного рабочего класса» подлежат регуляции в соответствии с двенадцатью заповедями:

Нравственную практику, отвечающую этим заповедям, Залкинд считал наиболее способствующей действенному участию в социалистическом строительстве, радостному труду и учению. Если же, полагал психиатр, у молодого человека все-таки появятся не основанные на глубокой симпатии и революционной целесообразности сексуальные желания, которых «истинный гражданин пролетарской революции не должен иметь», то «все элементы окружающей среды (требования производства, культурные раздражители, общественно-классовое мнение, партэтика, профэтика, классовая дисциплина) должны их пресечь в корне, затормозить, переключить, перевести на другие, классово-творческие пути» .

Появление этого кодекса нельзя считать совершенно случайным . «Заповеди» были призваны как бы естественным образом утвердить принципы коллективизма, закрепить приоритет общества над индивидом. Несмотря на всю их прямолинейность, негибкость, они воспринимались многими с энтузиазмом.

Заключая сопоставление позиций Коллонтай и Залкинда, замечу следующее: одно и то же признание, что в условиях коренного преобразования общества содержание и форма нравственно-экспрессивных отношений между мужчиной и женщиной должны трансформироваться, приводило к совершенно различным выводам.

А. Коллонтай, считая любовь мерилом сексуальных отношений, при равенстве полов и изживании собственничества, делала акцент на интернальном контроле человека, на системе его индивидуальных эстетических и нравственных ценностей. А. Залкинд настаивал на экстернальной регуляции. Каждая из этих точек зрения была односторонней. Между тем характер сексуальной этики должны определять, да и фактически определяют, как внутренние стимулы, нравственные ценности и эмоции, так и внешние реальные условия.

Столкновение взглядов на сексуальную мораль стимулировало работу мысли, способствовало формированию этико-социологической теории, необходимой для анализа и оценки нравственных отношений в неведомом обществе. Однако эти споры были не просто теоретическими упражнениями. Они велись страстно и конфликтно, поскольку отражали жизненные реалии. В них сказались особенности безвременья. «<...> в <...> эпоху, когда рушатся могущественные государства, - говорил Кларе Цеткин один из вождей Октябрьской революции Владимир Ленин, - когда разрываются старые отношения господства, когда начинает гибнуть целый общественный мир, в эту эпоху чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. Подхлестывающая жажда разнообразия в наслаждениях легко приобретает безудержную силу <...>. В области брака и половых отношений близит­ся революция, созвучная пролетарской революции» .

Вдумаемся в размышления Ф. Энгельса и В. Ленина, людей различных исторических эпох и практик. Они, в принципе, пришли к идентичному мнению о влиянии коренных социальных преобразований на приватный мир человека. Эта ги­потеза в основном подтвердилась при анализе сексуального взаимодействия мужчин и женщин 1920-х годов. Вместе с тем надо отметить, что исследователи послереволюционных лет зафиксировали лишь часть спектра перемен, а именно ту, которая благодаря «взрывному» (дионисийскому) характеру легко проявлялась, лежала на поверхности. Другая - детерми­нированная фундаментальными социальными сдвигами - была не столь прозрачна. На этом уровне подспудно меняется структура и функции эротико-сексуальных отношений, но при этом процесс протекает нелинейно: то затухает (подчас «отступает»), то вновь пробивает себе дорогу. Отсюда периодическое снижение открытого интереса к сексуальности воспринималось массовым сознанием как достижение гармонии. В действительности же такой «благодати» на протяжении всего 20-го столетия - забегая вперед, утверждаю, - достигнуть не удавалось.

Энгельс Ф. Книга откровения // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.: В 30 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 21. с. 8.
Майорова В. О быте // Коммунистка. 1923. № 3-4. с. 13.
Там же, с. 59
Ласс Д. Современное студенчество: Быт, половая жизнь. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928. с. 98
см. Гуревич З.А., Гроссер Ф.И. Проблемы половой жизни. Харьков, 1930. с. 237
Бараш М. Половая жизнь рабочих Москвы // Венерология и дерматология. 1925. № 6. С. 137-147
Напомним, что опрос женщин хотя и был проведен Д. Жбанковым в 1908 г., его результаты увидели свет лишь в 1922 г.
В данном случае понятие «промискуитет» употребляется условно, за отсутствием лучшего. Этот термин впервые ввел в научный обиход известный американский антрополог XIX века Л. Морган. Он имел в виду социально неупорядоченные сексуальные отношения, которые якобы были распространены среди коренного населения Америки - ирокезов. Мы же его употребляем в том случае, когда сексуальные практики основаны по преимуществу на физиологическом влечении.
Гельман И. Половая жизнь современной молодежи: Опыт социально-биологического исследования. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923, с. 67.
Гернет М.Н. К статистике проституции // Статистическое обозрение. 1927. № 7. с. 88.
Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: История и современное состояние вопроса. СПб.: Петрополис, 1998, с. 62.
К слову, тенденция к снижению уровня проституции была подмечена и в Западной Европе. Специалисты склонны объяснять сужение ареала про­ституции, во-первых, улучшением экономического положения населения, во-вторых, нравственной эмансипацией женщин. По мнению Б. Рассела, изживание викторианской морали ведет, в частности, к тому, что проститу­ция утрачивает свое значение. Ход рассуждений этого философа таков. Раньше молодой человек был вынужден искать оплачиваемые случайные связи, теперь же перед ним открылась возможность вступить в сексуальное общение с девушкой своего круга. Эти отношения с обеих сторон лишены зависимости, а потому самоценны: здесь экспрессивное созвучие важно так же, как и телесное [см. Russelle B. Платон. Пир // Соч.: В 3 т.: Пер. с древнегреч. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Р. Асмуса; вступит, ст. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1970. Т. 2, с. 142-143.
Залкинд А.Б. Революция и молодежь. М.: Издание Ком. универ., 1924. с. 55.
Равным образом массовое сознание относило к буржуазным атрибутам и модную, красивую одежду. Показательно в этом смысле письмо молодой девушки, опубликованное в «Комсомольской правде». Она солидаризировалась с мнением, что сапоги и грубая одежда более всего к лицу «ленинке». Очевидно, поэтому комсомолка не зашивала дырок и прорех на платье. Но, несмотря на высокую идейность, девушка не смогла отрешиться от субкультурной специфичности - просила у редакции совета, как ей уберечься от упреков со стороны ребят в отсутствии женственности [см.: Кузьмин В. О «молодой старости», аскетизме и казенщине // Быт и молодежь. М.: Правда; Беднота, 1926, c. 32].
Залкинд А.Б. Революция и молодежь. М.: Издание Ком. универ., 1924, с. 77-90.
Залкинд А.Б. Половое воспитание. М.: Работник просвещения, 1930, с. 282.
А. Залкинд был не единственным автором, который стремился во что бы то ни стало зарегламентировать сексуальность. Такие попытки предпринимались неоднократно. Вот несколько сюжетов из кодекса «правильного» сексуального поведения, предложенного американским психиатром А. Эллисом. Свод правил должен:

  • быть «земным», т. е. созданным людьми и для людей;
  • иметь минимальное число правил, регламентирующих сексуальную жизнь;
  • никакого рода сексуальность не может быть запрещена, если она не вредит другому индивиду;
  • допускать, что у людей имеются биологические нужды, удовлетворять которые надо как можно быстрее и полнее, пока и поскольку это не вредит другим, и т.д. [см.: Ellis A. The American Sexual Tragedy. N. Y.: Twayne Publishers, 1962, p. 257)]

Экстернальность; интернальность (от лат. «externus» - внешний, «internus» - внутренний) - предрасположение индивида к определенной форме контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам, то это свиде­тельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.
Цеткин К. Из записной книжки // Воспоминания о В.И. Ленине: В 5 т. М., Политическая литература. 1979. Т. 5. c. 4