Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему. Михайлова евгения викторовна - документ Упражнения на дифференциацию ч ть


Дифференциация Ч – Ть

by Elena Soboleva

Copyright © 2018

Дифференциация Ч – Ть

by Elena Soboleva

Artwork: Для использования в работе учителей-дефектологов, а также для домашних заданий родителей и детей

Copyright © 2018

Дифференциация звуков Ч – Т`

Дифференциация звуков Т`-Ч в слогах

Упражнение 1 . Произнеси (прочитай) слоги.

Ча – тя ать – ач ача – атя

Чо – тё оть – очь очо – отё

Чи – ти ить – ич учу – утю

Че – те эть – эч ичи – ити

Чу – тю уть – уч эче – эте

Упражнение 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Ти – …, че – …, тя – …, и т.д.

Дифференциация звуков Т`-Ч в словах

Упражнение 1. «Парочки». Произнеси слова парами.

ча-тя

чашка-тяжкий качать-катят внучата-утята

чайка-лентяйка ворчат-вертят крольчата-котята

чавкать-тявкать мычат-мостят круча-крутят

чо - те, че - те

бачок-потёк бочонок-утёнок зайчонок-котёнок

чёлка-тёлка прочёл-котёл чёрный-тёмный

чёткий-тётка чёсаный-тёсаный ночёвка-путевка

бечёвка-потёмки мочёный-метёный печёный-плетёный

чу - тю, чи - ти

чук-тюк каучук-утюг чулан-тюльпан

чижик-тише плечи-плети зайчик-зонтик

мычит-летит точить-катить овчина-паутина

че - те

зачем-затем качели-хотели леченье-плетень

черно-темно вечер-ветер чернеть-терпеть

чернота-теснота черенок-теремок калач-желать

ачь - ать

трубач-срубать вскачь-искать кумач-поймать поплачь-послать врач-брать

оч (очь) -оть, уч-уть, яч (ячь)-ять

толочь-полоть луч-муть

тянуч-тянуть могуч-погнуть

мяч-мять впрячь-пять

ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь-водить печка-Петька беречь-белеть
меч-иметь речь-смотреть натечь-надеть
печь-петь речка-редька напечь-запеть
лечь-клеть

Упражнение 2. Произнеси (прочитай слова).

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать, скучать, честь, чавкать, ворчать, чаепитие, тягучий, чутьё, челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, получать, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, чтение, стечение.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.

Ветер – ветерочек, катер – …., утёнок – …, тёлка – …, котёл – …, путёвка – …, метёлка – …, плетёнка – …, утюг – …, тюльпан – …, теремок – …, телефон – …, костюм – …, пятёрка – …, тень – …, тюбик – …, тележка – … .

Дифференциация звуков Т`-Ч в словосочетаниях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) словосочетания.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Упражнение 2. Игровое упражнение «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

– Назови, кого ты встретил на полянке, посчитай. Скажи со словом много.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Дифференциация звуков Т`-Ч в чистоговорках

Упражнение 1. Повтори (прочитай) чистоговорки

Ти – чи – ти – чи – потеряли мы ключи.

Тя – ча – тя – ча – ох, как печка горяча!

Те – че – те – че – мечтаю я о калаче.

Тю – ту – тю – чу – я сейчас свет выключу.

Тё – чо – тё –чо – болит левое плечо.

Тю – чу – тю – чу – я сейчас зажгу свечу.

Тя – ча – тя – ча – горит свеча.

Чи – ти – чи – ти – сели мы вокруг свечи.

Ти – чи – ти – чи – стали кушать калачи.

Ти – чи – ти – чи – калачи из печи.

Ечь – еть – ечь – еть – хочешь с нами посидеть?

Тим – чом – тим – чом – угостим калачом.

Дифференциация звуков Т`-Ч в предложениях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) предложения.

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. Дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Наступил вечер, и утих ветер. Девочка потеряла зонтик. Сова днём прячется, ночью охотится. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит.

Упражнение 2 . Повтори (прочитай) двустишия.

  1. Дед Ильич совсем не прочь

Домик строить нам помочь.

  1. Ой, замёрзли мы на речке

Посидим теперь на печке.

  1. У меня стояла тёлочка

Грустно глядя из-под чёлочки.

  1. Жучок и паучок

Сели вместе на сучок.

  1. Вслед за уточкой утёночек плывёт

Быстро лапками своими он гребёт.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко» (обогащение глагольного словаря)

– Что может делать пчела? (ужалить, летать, жужжать, кружить, собирать нектар и т.д.)

– Что может делать врач? (лечить, делать уколы, мерить температуру, давать лекарство, выписывать рецепт и т.д.)

– Что может делать мальчик? (играть, бегать, скакать, помогать, убирать, чинить и т.д.)

– Что может делать колокольчик? (расти, цвести, украшать, радовать, пахнуть, вянуть и т.д.)

Дифференциация звуков Т`-Ч в стихотворениях

Упражнение 1. Произнеси (прочитай) стихотворения.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

– Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

В это час на всех часах

Тихий час, тихий час

Стрелки ходят на носках

В этот час, тихий час.

Паучок из нити длинной

Сплёл на ветках паутину.

Зазевается жучок,

Попадёт к нему в сачок.

Нить паучья хоть тонка

Но не выпустит жука.

Аистёнок длинноногий

Сбился вечером с дороги.

Светлячок фонарь зажёг,

К дому путь найти помог.

Ф. Бобылёв

Пчёлка.

Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Кружится, старается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

– Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду.

В. Степанов

Черепаха

Захотела черепах

Постирать свою рубаху.

Снять пыталась через ножки.

– Погоди, – смеётся ёжик, –

Через голову попробуй, –

Но старались даром оба.

Может лучше через хвостик?

Тут пошёл весёлый дождик.

Очень рада черепаха:

Стала чистою рубаха.

Ф. Гуринович

Радость в лесу

Радость в лесу великая:

Зайчик на скрипке пеликает!

Сам смастерил он скрипку,

Сам научился играть.

Сам научился играть.

Сели все зайцы под липку,

Стали ему подпевать.

И. Муравейка

Дифференциация звуков Т`-Ч в текстах

Упражнение 1. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Упражнение 2.

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попа­дёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попа­лась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская )

Упражнение 3. Произносить (повторять) тексты

Чип-поэт

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», – думал паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие лёгкие сети плетут паучки, какие песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

(Алифанова Е.А, Еговора Н.Е.)

Упражнение 4. Расскажи историю с помощью картинок.

Ботиночки для паучка.

Жил-был на паутинке крошечный. Налетел осенний ветерок и сдул с паутинки. Сидит под кустиком, печалится. Холодно ему. Мимо летела птичка и уронила. Захотелось открыть. Подошёл к коробочке, залез на неё, потом слез. Потянул за ленточку, открыть не получается!

Выскочил из-за коробочки.

– Кузнечик – кузнечик, помоги коробочку открыть? – сказал.

Стали вдвоём за ленточку тянуть – не получается!

Подлетела. Вокруг коробочки облетела. За коробочку залетела. Из-за коробочки вылетела. Села на коробочку.

Бабочка-бабочка, помоги коробочку открыть! – сказал.

Потянули втроём за ленточку – не открывается коробочка!

Подлетела.

– Пчёлка – пчёлка, помоги коробочку открыть! – сказал.

Потянули за ленточку вчетвером и открыли коробочку! А там – ! Стали мерить: – велики, – малы, – чуть-чуть великоваты. Стал паучок ботиночки примерять. Подошли ботиночки: тёплые, мягкие, удобные. Теперь паучку не страшен осенний ветерок!

Список использованной литературы:

  • Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Москва, 2001 г., с 76-79

  • Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Изд. Школа. ТМ, ТОО Издательство «Биополис», СПБ, 1996, 208 с.;

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника, Изд. дом «Нева», СПБ, 2004, с 598-607

  • Настольно-печатная игра «Пять щенков» – логопедическое лото для детей 4-7 лет

  • Электронная педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

To our wonderful community of readers:

The author has made this book available to you free of charge. We"d be really grateful if you"d consider one of the following:

  • Donating a dollar to the author

  • If you enjoyed the book, leave a like!

  • Write a few words of encouragement in the comments section below

  • Share it with your friends, you can use this shortlink:

    Copy Link Link Copied!

Thanks for your generosity!
Mel, Ran, Shuli and the Ourboox team

Published: Jan 29, 2018
Latest Revision: Jan 29, 2018
Ourboox Unique Identifier: OB-420477
Copyright © 2018

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галча-та, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чуба-тый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штуч-ка, веточка, ниточка, форточка.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, сте-речь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Ча - тя

чашка - тяжкий качать - катят внучата - утята чайка - лентяйка ворчат - вертят крольчата - котята чавкать - тявкать мычат - мостят круча - крутят

Чо-те, чё - те

бачок - потёк чёлка - тёлка бочонок - утёнок прочёл - котёл зайчонок - котёнок чёрный - тёмный чёткий - тётка чёсаный - тёсаный ночёвка - путёвка бечёвка - потёмки мочёный - метёный печёный - плетёный

Чу - тю, чи - ти

чук - тюк чижик - тише мычит - летит каучук - утюг плечи - плети точить - катить чулан - тюльпан зайчик - зонтик овчина - паутина

Че - те

зачем - затем чернеть - терпеть качели - хотели чернота - теснота леченье - плетень черенок - теремок черно - темно черноголовый - темноголовый вечер - ветер черноволосый - темноволосый

Ач- ать

калач - желать трубач - срубать кумач - поймать врач - брать вскачь - искать поплачь - послать

Оч (очь) - оть, уч - уть, яч (ячь) - ять

толочь - полоть тянуч - тянуть мяч - мять луч - муть могуч - погнуть впрячь - пять

Ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь - водить печка - Петька беречь - белеть меч - иметь речь - смотреть натечь - надеть печь - петь речка - редька напечь - запеть лечь - клеть

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки.

Загадки

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

По дороге, по пути весело качу. А с конца меня прочти - нож я наточу. (Колесо - оселок.)

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

залетела бабочка.

Во дворе чужая .

Катят с кирпичами.

На почте есть

Упражнение . Составить предложения по картинкам.

Загадки

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик.

(Перчатка.)

Из железа тучка, А у тучки - ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка.)

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков,

Угостила двух внучат -

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

(Т. Белозёров.)

Много в классе школьников -

Ленинских внучат.

В школе октябрятские

Песенки звучат.

Где пятиконечные

Звёздочки горят?

На груди у школьников,

У нас, у октябрят.

Этих ясных звёздочек

Больше с каждым днём.

Хорошо мы учимся,

Смелыми растём.

(3. Александрова.)

Упражнение . Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня

Наша Таня громко плачет, -

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

(А. Барто.)

Кто чего хочет

Хочет твой бумажный змей

Взвиться в небо к тучам.

Хочет жёлудь стать скорей

Деревом могучим.

Хочет поле, хочет сад

Солнечной погоды.

Мирно, дружно жить хотят

На земле народы.

(С. Погореловский.)

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить. (По Н. Сладкову.)

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки. (Н. Дилакторская.)

Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»

Цели занятия:

Упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам
- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени
- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений
- развивать словотворчество детей
- закрепить навыки чтения и печатания
- развивать слуховое внимание и фонематический слух
- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающим

Предварительная работа:

  1. Работа по теме «Звук и буква Ч».
  2. Звуко-слоговой анализ слов.
  3. Заучивание скороговорок.

Оборудование:

  1. Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
  2. Набор предметов - ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.
  3. Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков

Ход занятия

I. Оргмомент

1) Знакомство с гостями.
2) Отгадывание загадок
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик - в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)

II. Сообщение темы

Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?
- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.

III. Изучение нового материала

1) Игра «Сравни»

Произнесите звук Ч. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Чья это песенка? Ч-ч-ч-ч
Правильно, песенка кузнечика.
- Произнесите звук ТЬ. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, мягкий.
- Чья это песенка? Ть-ть-ть
Правильно, песенка часиков.

Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?
(язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)

Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)



2) Игра «Поймай звук»

Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б) в слогах: ча, тя,чи,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»
учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.

3) Произошение звуков Ч и Т.
Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.

У отца был мальчик странный
Необычный - деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
Всюду ос совал он длинный.
Кто же это? (Буратино)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(котенок)

С нею девочка играет:
Кормит, моет, одевает,
Спать укладывает в ночь,
Но не растет у мамы дочь.(кукла)
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (Черепаха)

Он был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь он (Чебурашка)
И каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.

Ребята, давайте назовем куклу Катей.

4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.

Какое из имен длиннее Катя или Буратино?
- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.
Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.

5) Практические усвоение глагола «хотеть»

Кто хочет поиграть с игрушками?
Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)
Спроси у Арины и Илюши.(Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)
Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)

IV. Физкульминутка

Логопед: Я хочу поиграть с Буратино.
Буратино потянулся
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление темы.

1) Игра «Подари гостям подарки»

(Раздается стук в дверь)
Логопед: Кто там?
Почтальон: Это я - почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.
Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки: гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ - подарим соответст-вующие подарки.
(Дети дарят Буратино - тетрадь, ластик, пластилин.
Кукле Кате -телевизор, тюльпан, беретик.
Чебурашке - мячик, кисточку, значок.
Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.

2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.

а) Игра «Повтори, не ошибись»
Мяч- мять, печь- петь, честно - тесно, чёлка - тёлка, чётко - тётка,
Печка- Петька, речка - редька, вечер - ветер, зачем - затем.
б) Составление предложений с этими словами
в) договаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)
Ты гоняешь стаи (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)

г) проговаривание скороговорок от лица персонажей
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.

3) Игра «Буква потерялась»

Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?
(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)

4) Чтение слов по карточкам

Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т

5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.

Загадайте желание
Дети: Я хочу, чтобы…..

VI. Итог занятия.

Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) слоги.
ча-та ча-тя
чо-то чо-тё
чи-ты чи-ти
уч-уть уть-уч
еч-еть еть-еч
ач-ать яч-ять
ать-ач ять-яч
оч-оть оть-оч
ич-ить ить-ич
та-ча-тя ты-чи-ти
то-чо-тё те-че-те
ту-чу-тю

Ча-тя, тя-ча: чашка-тяжкий, чайка-лентяйка, чавкать-тявкать, качать-катят, ворчат-вертят, мычат-мостят, внучата-утята, крольчата-котята, круча-крутят.

Чо-тё, чё-тё: бачок-потёк, чёлка-тёлка, бочонок-утёнок, прочёл-котёл, зайчонок-котёнок, чёрный-тёмный, чёткий-тётка, чёсаный-тёсаный, ночёвка-путёвка, бечёвка-потёмки, мочёный-метёный, печёный-плетёный.

Чу-тю, чи-ти: чук-тюк, каучук-утюг, чулан-тюльпан, чижик-тише, плечи-плети, зайчик-зонтик, мычит-летит, точить-катить, овчина-паутина.

Че-те: зачем-затем, качели-хотели, леченье-плетень, черно-темно, вечер-ветер, чернеть-терпеть, чернота-теснота, черенок-теремок, черноголовый-темноголовый, черноволосый-темноволосый.

Ач-ать: калач-желать, трубач-срубать, кумач-поймать, врач-брать, вскачь-искать, поплачь-послать.

Оч-оть, уч-уть, яч-ять: толочь-полоть, тянуч-тянуть, мяч-мять, луч-муть, могуч-погнуть, впрячь-пять.

Ич-ить, еч-еть: дичь-водить, меч-иметь, печь-петь, лечь-клеть, печка-Петька, речь-смотреть, речка-редька, беречь-белеть, натечь-надеть, напечь-запеть.

Произносить (читать) слова со звуками [ч] и [т]: внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка;
учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки.

Загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

По дороге, по пути весело качу.
А с конца меня прочти - нож я наточу.(Колесо - оселок)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатка)

Из железа тучка,
А у тучки - ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Г. Белозёров)

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
(К. Чуковский)

Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
(А. Барто)

Кто чего хочет?
Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
(С.Погореловский)

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.
Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.
Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.
Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая - наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.
Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(И. Дилакторская)

Желаем успеха!

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении личных окончаний глаголов.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] - [Т’].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Упражнять в словообразовании.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок исправляет ошибки и произносит правильный вариант.

Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мальчик идем в школу. Дети смотрю кино. Люди идем по улице. Часы идет точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.

Задание 2 . Дифференциация звуков [Ч] - [Т’] Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков) и объяснить почему оно лишнее:

Чудо, чайка, телефон , чижик; тётка, тело, Тима, чайник.

Сравнить артикуляцию звуков [Ч] - [Т’] (общее и различное), вспомнить характеристику и обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:

Тьчм – нь – ч – ть; ма – ча – тё- чоить – ич;

чайка, тетрадка, Тима, Чужой, мять, мяч......

Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ча-тя, чу-.,., ач-ать, оч...

Повторить за взрослым серию слогов:

ча-ча-тя, тя-тя-ча, тя-ча-тя, тя-ча-ча, ча-тя-тя, ча-тя-ча.

Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Т ’ ]. Определить место звуков в словах, разделить их на слоги. Придумать с каждым словом предложение.

Задание 4. Взрослый называет 3-5 слов со звуком [Ч] ([Т"]) а ребенок должен прослушать внимательно и повторить их в той же последовательности.

Подобрать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Т"].

Заменить звук [Ч] на звук [Т] в словах. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.

Мяч - мять, бич - ..., челка - ..., печка - ..., ткач - ...,

четко - ..., речка - ..., печь - ..., вечер - ..., зачем - ...

Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Т"] (см. темы № 10, 35).

Задание 5 . Исправить ошибки, обратить внимание ребенка на изменение смысла всего предложения при замене звуков [Ч] и [Т ’ ] в словах.

Печка сидит на Петьке. У редьки растет речка.

Мальчик начал печь песню. Мама собралась петь пироги.

Подобрать родственные слова к словам:

писать (писатель, писательница, переписчик...),

учить (учитель, учительница, ученик...),

Вспомнить слова: со звуком [Ч], со звуком [Т ’ ], со звуками [Ч] и [Т"] одновременно.

Повторить за взрослым предложения:

Петька сидит.

Мальчик Петька сидит.

Мальчик Петька сидит на печке.

Большой мальчик Петька сидит на печке.

Большой мальчик Петька сидит на теплой печке.

Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке.

Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке без дела.

Задание 6 . Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Т ’ ].