Китайские сады и их фото. Как создать сад в китайском стиле Планировка сада в китайском стиле


Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало - энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.

Белая стена - отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» - отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Окна могут служить обрамлением «картины» сада, кованые решетки украшают окна

«Лунные ворота» позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе

Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен . Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд - традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Традиционная китайская беседка - основа стиля

Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для через водное препятствие.

Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики

Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.

Мощение из гальки - традиционный китайский прием

Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.

Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая

Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.

Для того, чтобы выращивать у себя в оранжерее цветущее растение нужно соблюдать тонкости разведения. Садоводы уважают экзотические растения. Тонкости разведения многих классов цветов различны. Экзотическое растение требует кропотливого обеспечения условий. В данной подборке мы попытались привести подборку советов, для того чтобы избежать разочарования при культивации экзотического цветка . Важно уяснить для определения правильных процедур, к какому семейству относится купленное растение.

Садовое искусство в китайской культуре

Более двух тысяч лет садоводство играло очень важную роль в китайской культуре, как при дворе императора, так и в жизни простых людей. Роскошный сад какого-нибудь вельможи и миниатюрная садовая композиция скромного человека одинаково считались ценными как способы выражения подлинной красоты вещей.

В садах Китая всегда должны были присутствовать элементы природного мира - земля, камень, вода, растения. Главное достоинство сада - это его естественность. Садовый участок должен гармонично дополнять жилой дом. Дома обычно представляют собой угловатые конструкции и состоят из множества линий и поворотов. Садовый участок должен уравновесить все эти недостатки с помощью текучих форм и плавных изогнутых линий.

В Китае есть традиция при любой возможности отдавать предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы. Существуют также особые элементы. Это может быть маленький фонтан, садовая скамейка, частично замаскированнная решеткой и вьющимися растениями или беседка в тихом уголке.

Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами . Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев. На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты.

Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья" - сливу и персик, плакучие ивы, стройные тополя, пышные магнолии и банановые деревья. Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные. Внимание привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживающий в Китае титул "царя цветов". Китайцы вывели более сотни сортов пиона, среди которых лучшим считался "танцующий львенок", лепестки пастельных тонов, листья "как яшмовые бабочки", а семена "как Золотой Павильон".

Хризантема - символ покоя и долголетия. Среди хризантем самыми красивыми считались те, у которых лепестки "были подобны разноцветным перьям цапли". Повсюду в Китае разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи . Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненого роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для "грязи и тины" суетного мира. Цветы в китайских садах высаживали и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках.

Китайский сад не знает чистых травяных газонов. Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с пронизывающим китайское садоводство духом эксперимента, со стремлением испытать свойства растений и выявить возможности их роста и развития.Источник: http://www.florets.ru

Дом, сад-огород

Сад в китайском стиле: приемы создания гармонии от азиатских мастеров

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Принципы организации китайского сада

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы , определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало — энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами . Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе .

Белая стена — отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» — отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд — традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Создаем китайский сад – открываем душу миру

Видео-экскурсия по саду в китайском стиле

Ищем вдохновение в природе

С чего нужно начинать? С полного релакса, желательно на фоне прекрасных природных пейзажей. Как известно, на духовную жизнь жителей Китая очень мощное воздействие оказывает буддизм. Его философия призывает черпать силы для ума и духа в природе. Поэтому китайские сады являются идеальными ландшафтами, воплощенными в миниатюре.

Здесь можно встретить горы и озера, деревья и кустарники . Все это соединяется в единую гармоничную картину, пропитанную энергетикой создателя. Единственное требование к ландшафту – чтобы он естественным образом сливался с жизненным пространством человека.

Гармония китайского сада

В таких пейзажах не найти английские газоны или другие элементы, нарочито пропорциональные, правильной геометрической формы. Потому что в Китае настоящим мастерством считается умение создать сад таким образом, чтобы не возникло сомнений в его естественности.

Совет Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно – точно и в нужном месте его расположить, создавая таким образом свой «микромир в конкретном месте».

Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же даже размером с кулак рождает многие чувства», или ещё: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». Сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения и основа магической философии восточных садов.

Отличительная черта именно китайского сада – это искусственное создание «естественных» ландшафтов, при виде которых возникает ощущение, что они появились без участия человека. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот краеугольный камень восточной философии и основной ориентир при создании китайского сада, который должен, с одной стороны, отражать любовь человека к природе, а с другой – вызывать покой в его собственной душе. Для восточного человека сад – это место медитации, релаксации, отдохновения. Чтобы этого достичь, нужно годами формировать своё собственное пространство, прислушиваясь к себе и пристально всматриваясь в окружающий мир.

Миниатюрный китайский сад можно создать даже на дачном участке в шесть соток, а обладатели значительных земельных площадей могут выбрать второй вариант. Главное – это чтобы пребывание в таком саду дарило вам ощущение абсолютного покоя, умиротворённости и единения с природой.

Основная идея китайского паркового дизайна заключается в создании иллюзии «безграничности», чтобы человек, гуляющий по саду, из каждой новой точки обзора видел не один, а несколько ландшафтов, сменяющих друг друга. При этом все элементы садовой композиции находятся в абсолютной гармонии друг с другом – ничто не должно выглядеть слишком ярким и броским или, напротив, казаться незаметным, «потерянным».

Поэзия камней

Камням в китайском садовом искусстве уделяется едва ли не самое важное место. Камень может быть один. Большой, но очень красивый, расположенный на отдельной подставке. Но чаще это целая композиция из предметов самого разного размера, цвета, фактуры и т. д. Особо ценны камни с переливами, узорами и вкраплениями разнообразных оттенков. Здесь и эстетика, и философия, и влияние на чувства человека. На такие камни не просто смотрят – их видят, слушают, созерцают.

Ботанического сада Ботанического института им. В. А. Комарова РАН

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Китайская философия, проповедующая гармонию с самим собой и природой, нашла отражение в оформлении приусадебных участков. Территория вокруг дома подобна идеалистической картинке, где все элементы находятся в созвучии и единстве: сочная зелень, каменные композиции, ровная гладь воды и малые архитектурные формы. Китайский стиль в ландшафтном дизайне — это возможность воссоединиться с природой и созерцать свой собственный внутренний мир. Здесь ощущается спокойствие и умиротворение, поэтому направление пользуется популярностью среди жителей крупных городов.

Особенности сада в китайском стиле

Прогулка по ландшафту, оформленном по правилам поднебесной, запомнится вам:

  • большим количеством зеленых насаждений, подчеркивающих первозданность вселенной. Пространство наполнено красками самой природы, располагая к отдыху и расслаблению;
  • использованием камня в разных вариациях: с его помощью имитируют горные возвышенности, каменистую береговую линию около водного канала или пруда. Камень для китайцев символизирует мужское начало и бессмертие, поэтому в дизайне он играет весомую роль;
  • невероятным спокойствием водоема, который как будто застыл во времени. Вода продолжает философию инь и ян и олицетворяет женское начало;
  • необычной архитектурой, которая включает отверстия разной формы в стенах размером с человеческий рост. Это «лунные ворота». Они приковывают взгляд и выступают в качестве рамки, сквозь которую открываются великолепные виды;
  • плавностью линий, которые прослеживаются в оформлении ландшафта, дорожек, мостов и крыш беседок.

Сад располагает к неспешным прогулкам в дневное и вечернее время, медитациям и длинным приятным разговорам в кругу близких людей.

История появления

Китайский сад, гармоничный и пейзажный, имеет богатую историю. Первые упоминания о нем датируются III веком до н.э. Формирование стиля происходило на огромных участках, прилегающих к домам правящей династии, и на небольших площадях, принадлежавших деятелям искусства.

Первоначально участок повторял природный рельеф и предназначался для отдыха и игр. Но экономика и культуры страны развивались, меняя архитектуру и восприятие участка перед дворцом и домом. Его стали культивировать, создавая подобие мира с горными массивами и реками.

Позднее ландшафтное искусство смешалось с литературой. Придомовое пространство стало напоминать картинку, иллюстрирующую стихи и поэмы. Ландшафт приобрел выразительность и красочность. Сочетание естественности, философского начала и поэтичности подарило человечеству настоящую жемчужину - китайские сады, любоваться которыми можно бесконечно.

Планировка китайского сада

Основа направления - создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.

Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.

Гуляя по восточному саду, сложно не заметить его естественность. Раскидистые деревья, каменные скалы, ручей, холмы - кажется, что природа сама воссоздала эту маленькую вселенную давным-давно. Чтобы повторить природную идиллию, с ее небрежностью и некоторой хаотичностью, дизайнеры тратят много часов. Как результат - великолепный пейзаж, которого по ощущениям едва коснулась рука человека.

Водоем

Участок привлекает внимание большим прудом или озером. Возможны и вариации: камнем выкладывают стены узкого канала, который извивается и убегает вглубь сада. Плавность линии прослеживается и в обрамлении водоема. Очертания невысоких берегов удивляют мягкостью и отсутствием острых углов. Для создания границ используют мелкую гальку, каменные плиты и полубревнышки, вкопанные вертикально.

Сама водная гладь - это отдельный рассказ. Она впечатляет ровностью и царящей вокруг тишиной, воплощением покоя. Но вот гладкая поверхность сменяется рябью, которая охватывает весь пруд: это карпы и караси своей игрой напоминают о текучести и постоянном движении времени. Разбавляют умиротворяющую атмосферу журчащие фонтанчики и рукотворные водопады. Вечер в музыкальном сопровождении падающей воды, подчеркнутый безмятежностью, - вот чем наслаждаются обладатели садов в этой стилистике.

Озеленение и растения

Сад в китайском стиле утопает в зелени. Нет, это не статичная картинка, выкрашенная в один-единственный цвет. Это плавные переходы оттенков зеленого, которых насчитывается более 40 000. Для создания насыщенной и живой цветовой гаммы дизайнеры подбирают разнообразные растения. Среди них выделяются хвойные: сосна, пихта и можжевельник, создающие благоухающие ароматы. Их оттеняют лиственные деревья: сливы, персики, магнолии, ивы, вишни, яблони. Их цветущий вид весной разбавляет краски, а налитые жизнью плоды пробуждают аппетит.

Кроны кустов и деревьев подвергаются фигурной стрижке. Шарообразные зеленые насаждения, бонсай усиливают китайскую тему и подчеркивают философию сада.

Фавориты среди цветов - пионы. Уже в средневековом Китае их насчитывалось более 30 сортов, поэтому встретить их махровые бутоны в современном ландшафте не редкость. Желтые, белые, кремовые пионы высаживают вдоль дорожек или в цветниках большими группами, разбавляя тюльпанами, ирисами или флоксами. Используются в оформлении и розы. Их кустами украшают пространство возле дома или беседки. На поверхности водоема вы обязательно увидите листья и нежные цветы лотоса - символ чистоты.

Одно из чудес, которое перед вами откроет китайский стиль в ландшафтной архитектуре, - постепенная смена оттенков. Весна очаровывает цветением плодовых деревьев, лето - буйством красок пионов, роз, ирисов, азалии, осень - желто-багряными кронами ив и кленов, зима - темными тонами хвойных.

Отдельное направление в ландшафтном искусстве Китая - «смеющиеся сады». За столь интересным названием скрывается большое количество ярких растений. Они и придают пространству «смеющийся» вид.

Мощение и дорожки

Прогуляться по участку китайцы предлагают по дорожкам, мощеным преимущественно галькой. Подбирая материал разных оттенков и размеров, дизайнеры выкладывают из нее орнамент, превращая привычную тропу в произведение искусства. Волнообразный и центрический рисунок сопровождает каждого, внося гармонию в мысли и чувства.

Используют при создании дорожек и каменные плиты больших размеров. Пространство между ними заполняется травой и песком.

Газон

Китайской философии чужды пустые пространства, поэтому в оформлении участка стоит ограничение на обширные газоны. Территория напоминает небольшие лужайки неправильной формы, на которых растут деревья, кусты и возвышаются архитектурные постройки. Поверхность засеивают травянистыми растениями: хостой и кислицей, превращающих землю в зеленый ковер.

Оформление сада

В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.

Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.

Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.

Китайские сады прочно входят в моду последние несколько лет. Особую популярность они обретают в связи с расширением зон, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство. Китайский сад можно разбить и спроектировать даже на уклонных участках.

Сад в китайском стиле и его фото

Сад в китайском стиле устроен по определенным канонам, уходящим вглубь веков. В центре сада всегда вода, которая часто занимает более его половины, замкнутые дворики и тенистые уголки, расположенные по периметру водных устройств, это самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга. Главное достоинство китайского сада - его естественность, в нем невозможны симметрия и прямые линии, все то, что отсутствует в природе. Непременным элементом китайского сада являются камни. Они могут стоять в одиночестве или группой, их дополняют , они могут находиться или .

Немыслим китайский сад и без архитектурных сооружений, разбросанных по усадьбе, каждое со своим, строго определенным назначением. Для прогулки по саду существует маршрут, связывающий садовые композиции в единое целое, раскрывающий перед гостем садовые картины одну за другой в определенной последовательности, - это своеобразный сценарий садового спектакля. Китайские садовые устроители мудро советовали учиться у природы, впитывать какие-то идеи, путешествуя по окрестностям. Не стоит слепо копировать окружающую красоту, поучитесь у нее, вдохновитесь и придумайте что-то свое.

Посмотрите сад в китайском стиле на фото, которые иллюстрируют проект в целом и его составные элементы:

Фотогалерея

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Пример воплощения проекта, в основу которого положен китайский стиль в ландшафтном дизайне.

Используемые элементы сада:

1. палисадник.

2. древесно-кустарниковая композиция.

3. плавательный бассейн.

6. пионы, посаженные в модули мощения.

7. китайская беседка.

Начинается сад с палисадника, расположенного между домом и подъездной дорогой, к которой примыкает лес за забором. Сортовые сирени да лесные сосны с елями, растущие перед домом, помогают саду влиться в природное окружение. Здесь же левее палисадника находятся вход и въезд на участок, место для стоянки автомобиля. Широкий дом играет роль своеобразной ширмы, отгораживающей сад от улицы.

Несколько водоемов плавно перетекают один в другой, их ограничивают потрясающе красивые линии, вдоль которых расположились выразительные композиции из камней и хвойных растений. На западном берегу построен большой птичник из частой металлической сетки, он состоит из двух частей по обе стороны от беседки по китайским мотивам, к которой примыкают. Фазаны отлично зимуют здесь под открытым небом.

Ландшафт в китайском стиле

Можно сначала посмотреть на фото китайские сады, чтобы понять, что подобный стиль минимализма позволяет обустраивать даже самые неприглядные территории:

Фотогалерея

Ландшафт в китайском стиле включает в себя несколько необычных элементов. Еще одно строение в китайском духе — это смотровая башня на восточном берегу для созерцания красивых видов сада - отсюда они открываются просто потрясающие. Кроме того, она отвлекает внимание от слабо декоративного соседского дома, расположенного позади нее. Башня занимает совсем немного места на земле, около полутора квадратных метров (1,5 м в ширину, 1 м в глубину). Наверх можно подняться по удобным деревянным ступеням винтовой лестницы и уже со второго этажа насладиться видом окрестностей. Построенная на удачном месте, выкрашенная в коричневый цвет, легкая и воздушная, башня стала фокусом восприятия и украшением всего сада. Один из ее главных элементов - крыша. Большая, покрытая красно-коричневой гибкой черепицей, благодаря изогнутым и приподнятым кверху углам крыша летит в небеса, придавая саду особую экспрессию.

Вдоль береговой линии искусственных водоемов, составляющей 120 м, проложены дорожки, прогуливаясь по которым можно любоваться водой и рассматривать интересные растительные композиции.

Вдоль длинных сторон участка часто посажены самые разные деревья и кустарники, изолирующие с двух сторон участок от соседей. Эффектно, когда берег выложен камнями, как в этом саду.

Какую-то часть берега водоема неплохо украсить растениями, но не стоит заполнять растениями весь периметр, часть берега должна быть свободной от них. С камнями органично смотрится мощение. Если нужно «провести» по галечному берегу тропинку, то подойдет и вплотную уложенный, и пошагово размещенный плитняк. Красиво, когда к какой-то части берега вплотную подходит

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай - большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин - Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода - женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая - подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.