Методические рекомендации по развитию речи посредством пиктограмм. Методические рекомендации "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ". методическая разработка на тему Стимульный материал


Тест «ПИКТОГРАММА» (по Торренсу)

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей образных представлений и продуктивности опосредованного запоминания слов и словосочетаний. Методика позволяет выявлять особенности развития образной сферы человека, типы используемых зрительных образов, развивать образную фантазию и воображение, что дает возможность использовать ее там, где творческая деятельность является ведущей.

Материалы: для проведения методики необходим чистый лист бумаги и ручка.

Инструкция : «Вам предстоит запомнить перечень слов и словосочетаний. Для запоминания вы можете использовать прием зарисовок, т. е. нарисовать какое-либо изображение, которое потом позволит вам вспомнить то или иное слово или словосочетание. Воспроизведение слов и словосочетаний на основе пиктограмм выполняется с отсрочкой не менее 30 минут. После перерыва вспомните и запишите те слова и словосочетания, которые были вам предъявлены».

Для проверки понимания инструкции целесообразно выполнить рисунок, например, чтобы запомнить словосочетание «Веселый праздник». Если инструкция понятна, то можно приступать к основному этапу работы. Для запоминания можно воспользоваться следующим списком слов и словосочетаний: 1) веселый праздник; 2) вкусный ужин; 3) мальчик-трус; 4) радость; 5) надежда; 6) любовь; 7) отчаяние; 8) глухая старуха; 9) трудный разговор; 10) моя профессия; 11) страх; 12) развитие.

В зависимости от диагностических задач можно включать те слова или словосочетания, на которые необходимо получить образные представления.


Обработка результатов. В результате проведения методики вы получаете нарисованные в столбик или по строчкам различные изображения, которые при обработке делятся на 5 основных видов.

1. Абстрактные изображения (А) - это штриховки, линии или геометрические формы, расшифровать смысл которых может только человек, который их нарисовал (рис. 3.5).

2. Знаково-символические изображения (3) - это рисунки относительно правильных геометрических форм, среди которых часто встречаются известные символы, например, на слово «Любовь» - сердечко, на словосочетание « Глухая старуха» - зачеркнутое ухо (рис. 3.6).

3. Конкретные изображения (К ) - обычно содержат конкретные предметы или явления, например, на словосочетание «Веселый праздник» изображается праздничный стол, на «Мальчик-трус» - трусы, на отчаяние - слезы из глаз и т. д. (рис. 3.7).

4. Сюжетные изображения (С) - это изображения каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуаций. Например, на слово «Игра» изображают игроков, играющих в мяч, группу, которая вышла на прогулку и т. д. (рис. 3.8).

5. Метафорические изображения (М) - это обозначение заданного слова или словосочетания через метафору, «иносказание», художественный образ, например, на слово «Любовь» рисуют две горящие свечи, на слово «Дружба» - расходящиеся руки, символизирующие о двойственности дружбы и т. д. (рис. 3.9).

https://pandia.ru/text/78/257/images/image002_234.jpg" width="390 height=530" height="530"> Рис.3.6.знаково - символические изображения

Jpg" width="411" height="622 src=">

Рис. 3.8. Сюжетные изображения в пиктограмме

Дифференция" href="/text/category/differentciya/" rel="bookmark">дифференциации рисунков . Внимательно просмотрите все рисунки и возле каждого рисунка проставьте букву, соответствующую начальной букве названия вида изображения (А, 3, К, С, М). В случае затруднений соотнесения рисунков к тому или иному виду, что часто бывает при определении метафорического изображения, ставьте две буквы, например, МК, что метафора выполнена на основе конкретного изображения, МС - метафора на основе сюжетного изображения.

Для более точной дифференциации рисунков по видам изображений необходим определенный опыт, поэтому следует потренироваться и просмотреть пиктограммы несколько раз.

2. Этап подсчета изображений . Подсчитайте сколько всего выполнено изображений, а затем количество изображений по видам (табл. 5).

Таблица 5.

Количество изображений по видам:

Всего изображений

Кол-во словесных воспроизведений

Кол-во правильных воспроизведений

3. Этап интерпретации. Интерпретация может быть осуществлена по преобладанию видов изображений.

а). Если доминируют такие виды изображений, как «абстрактное» и «знаково-символическое», то можно отнести человека к «мыслительному типу», причем к такому, который организует свой мыслительный процесс в направлении обобщения. Это люди, которые могут критично относиться к тем или иным ситуациям, формировать о них определенные суждения, делать соответствующие выводы (см. характеристики «мыслительного типа» по К. Юнгу).


б). Если доминируют «конкретные» изображения, то это чаще всего относится к человеку целенаправленному, ориентированному на конкретную деятельность, четкий конечный результат. Обычно такие рисунки коррелируют с типом «Руководитель», выявляемый по тесту «Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур».

в). При доминировании «сюжетных» и «метафорических» изображений можно говорить о наличии художественных способностей. При изяществе и лаконичности рисунков можно судить о художественной одаренности человека, его фантазии и воображении.

г). При отсутствии ярко выраженного преобладания тех или иных видов изображений можно говорить о том, что у человека «смешанный» психологический тип, для которого характерны разнообразные проявления в поведении и деятельности.

Интерпретацию методики «Пиктограмма» можно осуществлять и по схеме Г. Рида и типологии К. Юнга. При этом можно будет выявить динамику изменения вида изображения и психологического типа и тем самым -степень устойчивости и изменчивости типологических характеристик. В этом случае у каждого изображения в пиктограмме проставляется вид рисунка по тесту «Свободный рисунок».

Методика «Пиктограмма» позволяет :

1) определить количественное преобладание форм изображений, среди которых можно выделить следующие пять: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические;

2) выявить возможности опосредованной памяти и подсчитать количество ошибок при воспроизведении;

3) выявить особенности образных представлений тех или иных социально-значимых понятий;

4) определить психологический тип личности - мыслительный, художественный или практически-ориентированный. При этом мыслительному типу соответствует преобладание «абстрактных» и «знаково-символических» изображений; художественному - «сюжетные» и «метафорические», а практическому - «конкретные» изображения.

Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик , лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов), психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень . Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень . Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т. д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

  • 2.5.3. Тяжелая умственная отсталость
  • 2.5.4. Глубокая умственная отсталость
  • 2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости
  • 2.7. Динамика умственной отсталости
  • 2.8. Поздняя абилитация
  • Глава 3
  • 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
  • 3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • 3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
  • 3.3.1. Возрастная группа с 7 до и лет
  • 3.3.2. Возрастная группа с 12 до 18 лет
  • 3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • 3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома
  • 3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
  • 3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
  • 3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • 3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • Глава 4
  • 4.1. Значение общения
  • 4.2. Вербальные и невербальные средства общения
  • 4.3. Особенности формирования
  • 4.3-1. Диагностика коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • 4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения
  • 4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей
  • 4.5.1. Развитие способности познавать себя
  • 4.5.2. Развитие умения заботиться о себе
  • 4.5.3. Развитие способности ориентироваться
  • 4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них
  • 4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих
  • 4.5.6. Развитие умения воспринимать речь
  • 4.5.7. Развитие умения подражать
  • 4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре
  • 4.5-9. Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни
  • 4.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей
  • 4.6.1. Система жестов как средство невербального общения
  • 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
  • Глава 5
  • 5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе ребенка
  • 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
  • 5.3. Концепции полоролевой
  • 5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью
  • 5.4.1. Результаты рисуночного теста
  • 5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (впр)
  • 5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
  • 5.6. Исследование сексуального
  • 5.7. Рекомендации по половому
  • Глава 6
  • 6.1. Стили и типы родительского воспитания
  • 6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи
  • 6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии
  • 6.4. Социально-психологическая
  • 6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
  • 6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
  • 6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью
  • Глава 7
  • 7.1. Роль матери в семье
  • 7.2. Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью
  • 7.3. Исследование личностных качеств матерей методом наблюдения
  • 7.4. Исследование личностных качеств матерей методом беседы
  • 7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом
  • 7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
  • 7.7. Исследование уровня
  • 7.8. Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью
  • Глава 8
  • 8.1. Интеграция, ее взаимосвязь
  • 8.2. История становления социальной интеграции умственно отсталых людей в россии
  • 8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью
  • 8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта
  • 8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
  • 8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями
  • Глава 9
  • 9.1. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям
  • 9.2. Центры дневного пребывания
  • 9.2.1. Центр дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе
  • 9.2.2. Исследование реабилитации умственно отсталых лиц в условиях центра дневного пребывания
  • 9.2.3. Центр дневного пребывания в системе социальной защиты
  • 9.3. Социальные гостиницы
  • 9.3-1. Социальная гостиница как модель подготовки к независимой жизни
  • 9.4. Социально-реабилитационный центр как модель поддерживаемого проживания интернатного типа
  • 9.4.1. Содержание учебно-воспитательной работы в центре
  • 9.4.2. Структура центра
  • 9.5. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей в системе поддерживаемого проживания
  • 9.5.1. Реабилитационная работа с родителями
  • 9.5.2. Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми
  • 9.5.3. Реабилитационная работа с детьми-инвалидами
  • Глава 10
  • 10.1. Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
  • 10.2. Исторический аспект идей
  • 10.3. Структура центра социально-психологической реабилитации «деревня светлана»
  • 10.4. Ритм жизни в центре «деревня светлана»
  • 10.5. Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в центре «деревня светлана»
  • 1.2. Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями (форма pac-s/p). На основе третьего издания по X. С. Гюнцбургу
  • 1.3. Опросник для родителей:
  • 1.5. Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей
  • 1.8. Психологическая автобиография
  • 1.9. Методика «Шкала самооценки» (по ч. Д. Спилбергеру, ю. Л. Ханину)
  • 1.10. Методика «Семантический дифференциал»
  • 1.11. Методика «Незаконченные предложения»
  • 1.12. Методика исследования самоотношения (по с. Р. Пантелееву)
  • 1.13. Методика «Самоактуализация» (по а. Маслоу)
  • 1.14. Анкета 1. «Информированность об инвалидах с психическими нарушениями»
  • 2.1. Положение
  • 2.2. Положение
  • 2.3. Положение
  • 1. Здоровье
  • 3. Отношения с близкими людьми
  • 4. Безопасность
  • 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей)
  • 6. Эмоциональное здоровье
  • 4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения

    Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллек­та, а также комплексными умственными и физическими недостатками в каче­стве средства общения может быть использована пиктография.

    Пиктография - рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со зву­чанием слова - он выражает его смысл.

    Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посред­ством позы или движения человеческой фигуры. Во втором - принцип «иде­ограммы» - пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрел­ка обозначает направление, перечеркнутые изображения - запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение ты­сячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важней­ших принципах функционирования мышления человека.

    Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была

    151

    предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским. Ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания с помощью выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опо­средованный характер, они развиваются исторически с помощью средств - орудий труда, знаков - символов. Высшим и универсальным орудием, моди­фицирующим психические функции, является слово. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к эле­ментарным желаниям и потребностям.

    Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была разработана такая си­стема, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно не только педагогам, но и родите­лям в домашних условиях.

    Рассмотрим эту систему подробнее.

    Структура системы пиктограмм. Система охватывает 60 символов (пикто­грамм) с напечатанными над рисунками значениями слов (рис. 24).

    Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особен­но изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны посто­янно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами яв­ляются «Я ХОЧУ». И уже на втором плане стоит предъявление требований к ребенку по принципу «ТЫ ДОЛЖЕН».

    В системе выделяются следующие разделы.

    1. Общие знаки взаимопонимания.

    2. Слова, обозначающие качество.

    3. Сообщение о состоянии здоровья.

    4. Посуда, продукты питания.

    5. Предметы домашнего обихода.

    6. Личная гигиена.

    7. Игры и занятия.

    8. Религия.

    9. Чувства.

    10. Работа и отдых.

    Возможности применения системы пиктограмм. Система применяется в со­ответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответству­ющий символ и передать его, а может только указать символ. Для тяжелых ин­валидов, которые не могут целенаправленно брать предметы, будет достаточно, если они при возможности выбора из двух-трех символов посмотрят конкрет­но на тот, который выражает их желание. Даже использование указания голо­вой, когда простым движением головы указывается на символ, оправдывает себя.

    Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что инвалид может опираться на имеющиеся понятия, а уже собе­седник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.

    Так, например, символ «пить» может обозначать:

    □ «я хочу что-нибудь выпить»;

    □ «я хотел бы выпить свой любимый напиток»;

    О «я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще».

    Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение, чтобы объяснить своему собеседнику дан­ное понятие.

    С какого возраста нужно начинать применять эту систему? Как можно рань­ше, ибо выяснилось, что воспитанники начинают спонтанно произносить звуки и даже проговаривают отдельные слова, если они работают с символами. Р. Леб не разделяет опасений, что при использовании символов затрудняется обуче­ние разговорной речи. Как показывает его опыт, скорее наоборот: только при­менение символов позволяет детям начать говорить.

    Введение символов. Ежедневно повторяющиеся ситуации (еда, питье, туа­лет, мытье рук, игры, отдых и т. д.), расшифровка этих ситуаций и развитие таких понятий, как «теплый - холодный», «большой - маленький», «много - мало», «фрукты - овощи», «колбаса - хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа.

    Чем труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например «веселый - грустный», тем больше конкретных ситуаций и приме­ров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: ябло­ко, груша, банан, апельсин и т. п.).

    Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные

    понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент, когда вводятся символы «да» и «нет». Эти символы име­ют только два значения: «да - хорошо» и «нет - плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значения «хорошо» и «плохо» - при помощи изоб­ражения жеста большим пальцем руки.

    Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

    Если у умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.

    Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, под­росток тоже мог общаться с окружающими его людьми.

    Внешними формами коммуникативной помощи в системе символов явля­ются следующие.

    1. Неэлектронная коммуникативная помощь, выраженная через реальные объекты, миниатюры, картинки, фотографии, таблицы символов, коммуни­кативные ящики, таблицы с картинками, письменную речь. Преимуществом неэлектронной помощи является легкость в изготовлении, применении и транспортировке. Недостатком служит зависимость от личности человека, раз­бирающегося в коммуникативном методе, и высокие требования к его способ­ностям концентрации и восприимчивости.

    2. Электронная коммуникативная помощь - это аппараты вместе или без речевого выходного устройства (электронные таблицы с картинками, говоря­щие приборы, компьютеры). Преимущество ее состоит в относительной неза­висимости от партнера.

    Сейчас в мире широко распространяется методика так называемой поддер­живающей коммуникации (У. Кристин, 1999). Решающим фактором для ис­пользования метода поддерживающей коммуникации является осознание того, что имеющиеся на данный момент возможности человека не позволяют ему полностью удовлетворить потребности в коммуникации. Поддерживающая коммуникация направлена на расширение коммуникативных возможностей человека в его повседневной жизни.

    Чтобы обеспечить «неговорящему» человеку более эффективную коммуни­кацию, используются двигательные функции частей тела. С помощью взгляда, мимики, жеста, указания на фотографию, картинку или символ (пиктограм­му) человек с речевыми нарушениями может осуществить свое высказывание или, по крайней мере, просигнализировать о намерении осуществить его. Ус­пех такого типа коммуникации во многом зависит от чуткости, внимательнос­ти, терпения собеседника.

    Особенно активно используются пиктограммы, которые помещаются в от­дельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пикто­граммами знакомятся все учащиеся, независимо от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговоря-щим» ребенком, но и другие ученики. Если с помощью коммуникативной таб-

    лицы или коммуникативной тетради ребенок сможет общаться со своими то­варищами, это будет самым большим достижением.

    С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Исполь­зуя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии, о том, на­пример, как они провели выходные дни, каникулы (рис. 25).

    Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индиви­дуально для каждого ученика, нуждающегося в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходи­мые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разно­образных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.

    ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    Этапы обучения работе с пиктограммами.

    Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

    1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

    2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить - вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

    3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки. Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма). Обобщающее понятие. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами. Самостоятельная ориентировка в системе знаков. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Пиктограммы содержат дополнительные символы (именная - символ подлежащего, глагольная - символ сказуемого, адъективная пиктограмма сопровождается волнистой линией). Например:

    Предметные пиктограммы Глагольные пиктограммы

    карандаш глаз солнце срывать бежать светить

    Адъективные пиктограммы Наречные пиктограммы

    солнечный весёлый синий внутри вокруг грустно

    Следует отметить, что далеко не все лексемы, вводимые в структуру высказывания, можно отобразить пиктограммой. В работе с пиктографическим кодом учитывается уровень когнитивного развития ребёнка, его возможности, что определяет количество используемых символов; параллельно ведется работа над развитием зрительной памяти, внимания. После того как дети усваивают символику глагольных, именных, адъективных и наречных пиктограмм, учатся правильно соотносить их с вопросами «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», «Как?» , приступают к знакомству с пиктографическим кодом в рамках предикативной пары (синтагмы), выраженной субъектом и предикатом. Таким образом, дошкольники учатся дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?». Например:

    Бабочка

    Комар

    Кто?Жук Что делает?летит, садится, кружится

    Пчела

    Стрекоза

    пчела летит садится кружится

    Вертолёт

    Что? Самолёт Что делает?летит, кружится, приземляется

    Ракета

    самолёт летит кружится приземляется

    Детям предлагается составить предикативные пары с помощью линейной пиктограммы.

    Например:Ёж колется. Иголка колется. Иголка лежит. Мяч лежит. Мяч прыгает. Девочка прыгает. Девочка бежит. Собака бежит.

    ёж колется иголка лежит мяч прыгает девочка бежит собака

    При изучении элементарных форм изменения и образования слов детям предлагаются пиктограммы, которые содержат дополнительные символы множественного числа существительного, глагола, прилагательного (+) или суффиксального образования существительного (^).

    В процессе выполнения упражнений на понимание и употребление форм множественного числа существительных и глаголов ребёнок усваивает элементарные формы изменения слов с помощью опорных вопросов логопеда «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Что делают?» и т.д.

    Например: Что?Самолёт. Что делает? Летит. Что? Самолёты. Что делают? Летят. При этом закрепляется пиктографический код множественного числа. Например:

    самолёт самолёты варит варят

    Самолёт летит Самолёты летят Синий карандаш Синие карандаши

    Упражнение на понимание и употребление существительных, образованных с помощью суффиксов с уменьшительным значением. Логопед предлагает ребёнку назвать исходное слово «ласково». Например:

    мяч мячик дом домик собака собачка

    Образованные с помощью суффиксов к, ок, ик, очк, ечк существительные вводятся в двухсловную конструкцию. Например:

    Мячик прыгает Зрелое яблочко Лучок - овощ

    На последующем этапе работы количество слов в высказывании постепенно увеличивается:

    Логопед предъявляет пиктографический образец, ребёнок «расшифровывает» его и чётко произносит фразу. Затем логопед предлагает дошкольникам изменить высказывание с помощью глагольных предикатов. Например:

    Мальчик смотрит на жёлтую грушулюбит срывает ест

    Составляя высказывания, дети с помощью стимулирующих вопросов моделируют высказывания (исключая предлог и заменяя предикат, включая второй предикат в структуру фразы). Например: Мальчик срывает жёлтую грушу. Мальчик ест жёлтую грушу. Мальчик любит смотреть на жёлтую грушу.

    Затем дети учатся воспроизводить небольшие рассказы по пиктограммам. Например:

    Катя пошла в лес за грибами

    Рядом с девочкой бежала собака

    Вдруг собака залаяла

    Катя увидела под высоким деревом ёжика

    Она взяла ёжика домой

    Девочка накормила ёжика молоком

    Пиктографическая запись помогает детям избегать пропусков слов, строить свой рассказ в соответствии с предложенной схемой.

    Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии «Пиктограмма».

    Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

    Александр Романович Лурия - последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

    • выявление нюансов опосредованного запоминания;
    • оценка продуктивности памяти;
    • определение характера мыслительной деятельности;
    • изучение уровня развития образного мышления.

    Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.

    Применение методики для тестирования школьников

    Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

    • весёлый праздник;
    • тяжёлая работа;
    • развитие;
    • вкусный ужин;
    • смелый поступок;
    • болезнь;
    • счастье;
    • разлука;
    • ядовитый вопрос;
    • дружба;
    • тёмная ночь;
    • печаль;
    • справедливость;
    • сомнение;
    • тёплый ветер;
    • обман;
    • богатство;
    • голодный ребёнок.

    Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

    Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

    Инструкция для школьников 12–16 лет:

    1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача - нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
    2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
    3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
    4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
    5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

    Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

    В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

    Обработка и интерпретация результатов

    • А - абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
    • З - знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
    • К - конкретные (представлены вполне определённые предметы);
    • С - сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
    • М - метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

    Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

    • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
    • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
    • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

    Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

    Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, - общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

    Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

    Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

    • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
    • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма - больше 80% слов и словосочетаний.
    • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные - в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма - больше 2 баллов.
    • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

    Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

    Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.

    Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность инте­грации в более широкий социум.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Невербальные средства общения. Методика работы

    с пиктограммами в процессе обучения и воспитания

    Детей с ОВЗ.

    Работая в группе, где преобладают неречевые дети с ограниченными возможностями здоровья, я использовала различные методики по коммуникации. Обобщив опыт и получив положительные результаты, я решила, что этот материал будет полезен для других педагогов.

    Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.

    Пиктография - рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.

    Дети с ОВЗ обладают ограниченной возможностью формирования навыков общения и взаимодействия с предметным и социальным окружением. Поскольку устная речь, которая играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии и является основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения, в большинстве случаях недоступна детям, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему.

    Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность интеграции в более широкий социум.

    Работа с пиктограммами подразделяется на:

    Общие знаки взаимопонимания

    Слова, обозначающие качество

    Сообщение о состоянии здоровья

    Посуда, продукты питания

    Предметы домашнего обихода

    Личная гигиена

    Игры и занятия

    Религия

    Чувства

    Работа и отдых

    Возможности применения

    Пиктограммы применяются в соответствии с возможностью ребёнка понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, также может только указать символ. Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что ребёнок может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.

    Так, например, символ «пить» может обозначать:

    Я хочу что-нибудь выпить

    Я хотел бы выпить свой любимый напиток

    Я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще
    Возможно использовать систему - пиктограмма с крышей,
    которая служит символом места, например:

    Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение для того, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие. Предлагаемая система не может удовлетворить все индивидуальные желания, и поэтому родителям и учителям предоставляется возможность самим разобраться и применить приспособленные пиктограммы для своего ребенка.

    Введение символов

    Ежедневно повторяющиеся ситуации, такие, как еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д. - расшифровка этих ситуаций и развитие понятий, как, например, разграничение: теплый - холодный; большой - маленький; много - мало; фрукты - овощи; колбаса - хлеб; - совершенно естественно дают повод для введения символа.

    Чем труднее умственно отсталому ребёнку освоить какое-либо понятие, например, веселый - грустный, тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть применено для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем это понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т.п.).

    Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» На практике значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы. Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой. Если у ребёнка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), то можно наклеить маленькую фотографию на символ.

    Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

    Как средство временного общения, когда ребенок пока
    не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью.
    В этом случае их задача - сохранить мотивацию и желание
    общаться;

    Как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

    Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

    Как этап в освоении детьми письма и чтения.
    Эффективным средством, позволяющим удовлетворять одну из главных человеческих потребностей - потребность в общении, является метод пиктограмм. Он особенно рекомендуется для работы с умственно отсталыми детьми. Цель применения метода пиктограмм: организовать коммуникацию с неговорящими детьми, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы - эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Занятия с использованием пиктограмм пробуждают и развивают когнитивные возможности детей, стимулируют и активизируют их деятельность, в том числе и коммуникативную. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи детей, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.

    Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.).

    На первом этапе ребенок знакомится с пиктограммой и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель выясняет, точно ли ребенок ассоциирует его название с самим предметом, может ли он выбрать и показать названный предмет из определенного множества других. Если ребенок правильно выполняет это задание, то учитель показывает ему цветные картинки с изображением предмета. Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений, на стенах комнаты, где живет ребенок, в коридорах и в классе детского учреждения, развешиваются плакаты с изображением различных предметов, видов деятельности, человеческих эмоций (лиц) и т. д. Эти изображения сопровождаются соответствующими пиктограммами, то есть символическими изображениями. Таким образом, ребенок с помощью взрослого учится соотносить реальный предмет с его пиктограммой.

    При этом следует учитывать, что количество вводимых пиктограмм и темп их усвоения ребенком определяется уровнем его интеллектуального развития (умеренная или тяжелая умственная отсталость), возможностями усвоения новых знаний. Впоследствии от демонстрации изображений отдельных предметов и действий, от установления связи между реальным изображением и пиктограммой рекомендуется переходить к созданию тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.) При введении ребенка в мир пиктограмм необходимо удостовериться в том, что ребенок может соотнести реальный предмет с его графическим изображением. Если ребенок не способен проявлять самые простые голосовые реакции, обозначающие утверждение или отрицание, необходимо найти и закрепить доступные для него жесты, которые станут символами утверждения и отрицания. На первом этапе работы с пиктограммами происходит расширение словарного запаса ребенка и накопление максимального количества символов для инициации общения и обучения, активизация и развитие когнитивной сферы ребенка I формирование предпосылок для становления вербальной речи

    Второй этап работы с пиктограммами направлен на расширение общения ребенка с помощью коммуникативное кода. Для решения этой задачи рекомендуется оформить специальный журнал личной жизни каждого ребенка. Hа страницах этого журнала в определенной последовательности располагаются картинки, фотографии, пиктограммы, которые сопровождаются записью, поясняющей изображенную ситуацию. С помощью такого журнала ребенок организует процесс общения, информируя другого человека о каком-либо значимом для него событии. Впоследствии он может использовать изображения из своего журнала для передачи инфор-мации, касающейся событий, лично для него не значимых, но имеющих место в реальной жизни. Таким образом, у ребенка формируется навык переноса символов на другие ситуации, то есть расширяется возможность передачи информации, общения. Работа на этом этапе способствует развитию связной невербальной речи, совершенствованию и обогащению общения.

    На третьем этапе основное внимание уделяется грамматическому структурированию, предполагающему деление фразы на слова, ответы на вопросы, обучение ребенка графическим символам, обозначающим грамматические категории рода, числа и т. д. Коммуникативный код помогает в работе и над словом, и над фразой: ее конструированием, грамматическим оформлением и т. п. На этом этапе ребенок учится самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. У него формируется способность выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой грамматически оформленные предложения или небольшие связные тексты. Использование невербальных средств коммуни-кации в условиях направленного системного педагогического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.

    Пиктограммы слов в зависимости от их грамматической категории изображены на разном цветном фоне. Цветной фон вызывает ассоциацию с определенной грамматической категорией, что является немаловажным для обучения функциональным связям элементов через подключение синтаксиса. Символическое изображение при этом должны быть достаточно конкретным, хорошо узнаваемым, чтобы ребенок мог безошибочно идентифицировать его с реальным предметом или с его реалистичным изображением. Пиктографический словарь охватывает следующие темы: «Я - ребенок», «Ребенок в семье», «Ребенок и его дом», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок в школе (центре или другом учреждении)», «Ребенок в мире цвета и звука», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы». Таким образом, содержание кодового словаря позволяет ребенку вступать в общение не только дома, в классе, но и в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

    В настоящем пособии большое внимание уделяется работе с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

    Таким образом, содержание книги призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.

    Методика, которая легла в основу данного пособия, предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами.

    1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:
    -идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

    • выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;
    • выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
    • выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;
    • конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает
      ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета и т. п. и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
    • выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических
      изображений, той, которую назвал взрослый;
    • выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, которое произносит взрослый.

    2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
    - составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает
    ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с
    пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла - играть, яблоко
    - есть. Второй вариант; взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать - уши, пить - вода; среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе «одежда»;

    - найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой
    соответствующие друг другу, например: уши - смотреть, глаза - слушать;

    • найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку
      пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

    3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

    • дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других;
    • составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
    • составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками
      подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
    • составить логические цепочки.

    Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) -обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.

    Пособие предназначено для коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности.

    Применяются следующие виды работы с пиктограммами:

    1. Ведение тетрадей, в которые наклеиваются изображения изученных символов.
    2. Создание альбама-паспорта ребёнка, отражающего индивидуальные особенности его внешности, его умения и навыки.
    3. Составление пиктографических карт, что приводит к обогащению словаря и обеспечению коммуникации с окружающими.
    4. Выкладывание карточек на наборном полотне или фланелеграфе, что обеспечивает развитие словарного запаса, грамматического строя речи, навыка связного рассказывания.
    5. Различные игры с пиктограммами (типа «лото», на развитие зрительного внимания).
    6. Разработка различных символических схем: времена года, части суток, обозначения состояния природы, каких-либо этапов.
    7. Иллюстрация ритмических напевов, стихов.

    Например:

    Посмотрите на лицо-

    Интересное оно:

    Пара глаз на нас глядит,

    Рот-губами шевелит.

    Нос у нас всего один - очень важный господин.

    Есть у нас ещё два уха. Нам нужны они для слуха.

    Голова у нас одна – Очень умная она.

    (пиктограммы частей лица).

    1. Компьютерные программы.

    Также в своей работе я использую методику личностно-ориентированного планирования. С каждым ребёнком составляется 7 карт:

    1. Моя жизнь
    2. Карта общения
    3. Карта посещения
    4. Карта досуга
    5. Карта сильных сторон и талантов
    6. Карта мечты и желаний
    7. Карта страхов и стрессов.

    С помощью карт можно получить информацию о жизни ребёнка, изложенную самим ребёнком. С помощью карт можно описать его пожелания, сильные стороны, а также, например, страхи.

    В результате такой работы дети стали лучше ориентироваться в своей жизни, в окружающем мире, понимать смысл действий, направленных на соотнесение фотографии или действия с пиктограммой.

    Обучение ребёнка работе с пиктограммами - ответственный период в его жизни. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.

    Список литературы

    1. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск, 2012.
    2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учебно-методическое пособие. Минск, БГПУ, 2009.
    3. Фрост Лори, Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). М.Теревинф,2011.
    4. Я-говорю. Методический комплект тетрадей. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова. Москва, 2007.