Суффиксы лаг лож правило. Правописание чередующих гласных в корне -лаг- (-лож-). Операционный и контрольно-измерительный блоки


Русский язык является одним из самых сложных языков в мире. В нем множество правил, в которых, в свою очередь, присутствуют исключения. В данной статье поговорим о чередовании гласных. А также приведем примеры слов с корнем лаг/лож.

Что такое чередование

В русском языке бывают случаи, когда в однокоренных словах меняется какая-либо буква в главной морфеме. Это может быть как согласная, так и гласная. При этом лексическое значение основной морфемы сохраняется. И если подобрать однокоренные слова, то окажется, что все они несут похожую смысловую нагрузку. Чередование букв может быть связано с упрощением произношения, суффиксом, который стоит после главной морфемы, ударением, последующей согласной, лексическим значением корня и пр.

В данной статье поговорим об особенностях чередования гласных а/о. В этом случае речь идет о нескольких факторах, влияющих на написание. А именно: ударение, наличие а, значение корня слова. Рассмотрим особенности употребления слов с корнем -лаг- и другими, подтверждающими это явление.

Чередование гласных а/о. Правило

Слова с корнем лаг/лог/лож являются наиболее распространенными. В данном случае при безударной гласной в основной морфеме перед г употребляется а, перед ж о. В ударной позиции ставится о.

Примеры с корнем -лаг-: предполагать, безотлагательный, излагать, прилагательное и пр.

Примеры с корнем -лож-: предположение, изложение, положить, положенный и пр.

Примеры с корнем -лог-: налог, предлог, залог и пр.

Существует еще ряд корней с чередованием а/о. К ним относятся основные морфемы с а: -гар-, -зар-, -пай-, -клан-, -твар- и пр. Парными считаются корни с гласной о. Среди них: -гор-, -зор-, -пой-, -клон-, -твор- и пр. Приведем некоторые примеры.

Горючее, загореть, загорелый, подгореть, загар, угар, заря, паять, озарение, паяльник, зарница, запаять, лучезарный, спайка, зарево, запаянный, напой, зорюшка, припой, наклониться, поклон, преклоняться, раскланяться, склонение, непреклонный, творец, тварь, творчество, вытворять, творение и пр.

Слова с корнем -лаг-. Примеры

Лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож являются достаточно распространенными в речи. Они создают обширную группу однокоренных слов. Приведем перечень примеров. В соответствии с ним вы сможете с легкостью подобрать однокоренные слова.

Положить, предположительно, положено, положительно, предположить, положенный, предположительный, ложиться, положиться, логово, полагать, налагать, полагаться, налагаться, полог, налог, наложение, предложение, налоговый, обложение, наложить, непреложный, налоговик, обложенный, налогообложение, основоположник, предложенный, наложница, вложить, возложить, возлагать, возложение, предложить, предлагать, предложный, предлог, предлагаемый, прилагательное, прилагать, приложить, приложенный, обложить, облагать, облагаемый, облагаться, обложной, обложка, низлагать, низложить, низложение, излагать, изложить, изложение, неположенный, изложница, безотлагательный, отлагать, отложить, отложной, отложиться, переложить, переложенный, неотложный, отложить, отлагать, основополагающий, переложить, переложенный, перелагать, заложить, заложенный, перезаложенный, залог, подлог, подложить, подложка, подложной, подложенный, предполагать, предположение, противоположный, противоположность, сослагательный, слагать, сложить, сложенный, сложение, положение, разложение, разлагаться, сложиться, разложиться, полагающий, полагающийся, положительный, разложить, разлагать, спецпредложение, целеполагание, уложить, уложение, уложиться и пр.

Употребление в речи

Давайте разберемся, в каком виде можно встретить лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож в речи и на письме. Для этого проследим их употребление в некоторых предложениях:

  • Мой отец возлагал на меня большие надежды.
  • Этот вопрос требует безотлагательного ответа.
  • Я положил трубку телефона, потому что было занято.
  • Мы приехали на природу, разобрали палатку и накрыли ее пологом.
  • Завтра на уроке русского языка ученики будут писать изложение.
  • Я привыкла полагаться на свою интуицию и доверять ей.
  • История не приемлет сослагательного наклонения.
  • Попробуйте составить предположительный психологический портрет.
  • Я предлагаю всем встретиться после уроков и обсудить этот вопрос.
  • Он оставил свой паспорт в качестве залога.
  • В компании на днях ожидается налоговая проверка.
  • Он даже не прилагает особых усилий, чтобы добиться своих целей.
  • Для новых клиентов банк разработал спецпредложение.
  • Все небо было затянуто тучами, и шел обложной проливной дождь.

Попробуйте привести свои примеры и продолжить этот перечень.

Упражнение для закрепления

Вставьте пропущенную букву, руководствуясь вышеизложенным правилом.

Прил…гать усилия, безотл…гательное решение, написать изл…жение, неотл…жные дела, нал…говый инспектор, предл…гаемые обстоятельства, пол…жить на стол, тетрадная обл…жка, красочное прил…гательное, пол…гаться на случай, ул…жить спать, сосл…гательное наклонение, зал…жить дом.

Теперь вы знаете все особенности употребления слов с корнем лаг/лог/лож. И можете с легкостью применять их в речи.

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

Находить орфограмму;

Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

    Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -лаг-//-лож-:

    • прилаг ать,
    • прилагательное,
    • предлагать,
    • предполагать,
    • возлагать,
    • слагать,
    • возлож ить,
    • возложение,
    • предложить,
    • обложить,
    • сложение,
    • предположение.

    Правило: в корнях -лаг-//-лож- перед буквой г пишется а , перед буквой ж пишется о .

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -гор-//-гар-:

    • загар ,
    • гарь,
    • угар,
    • загор еть,
    • загорать,
    • загорелый,
    • угореть,
    • угорать.
    • Исключения : пригарь, выгарки, изгарь.

    Правило . Правописание корней -гор-//-гар- зависит от ударения. Если гласная корня находится под ударением, то пишется буква а, если же гласная корня безударная, то пишется буква о.

    лаг - прилагательное,

    лаг - слагаемое,

    лаг - полагать.

    лож - приложить,

    лож - доложить,

    лож - наложить.

    гор - загореть,

    гор - пригореть,

    гор - угореть.

    гар - угар,

    гар - нагар,

    гар - загар,

    гар - перегар

    Правописание а или о в корне ГОР-ГАР зависит от ударения. Под ударением пишем А, а в безударной позиции соответственно букву О, например:

    загар и загорать, горит и угар.

    Что касается корня ЛАГ-ЛОЖ , то здесь иной принцип: перед буквой Г пишем А, а перед буквой Ж пишем букву О, например:

    сложение - прилагательное, положить - налагать.

    Правила довольно простые, но есть и слова-исключения.

    Для корня гор-гар это слова: изгарь, пригарь, выгарки (букву А пишем не по правилу, слова нужно запомнить).

    Для корня ЛАГ-ЛОЖ слова исключения такие:полог и подлог (нужно запомнить, так как и тут правописание не по правилу для этого корня).

    В корнях лаг-лож-, гар-/-гор- чередуются гласные а и о . Выбор написания буквы а в корне лаг-/лож- зависит от того, имеется ли суффикс -а- после корня. Суффикс -а- диктует написание такой же буквы в корне. В остальных случаях пишется корень лож-.

    Приведем примеры слов с корнем лаг-:

    излагать, пролагать, налагать, безотлагательный, безотлагательно, полагать, слагать стихи, возлагать обязательства, слагаемое, отлагать, отлагательный, без отлагательства;

    Примеры слов с корнем лож-:

    высокое положение, положить на стол, положиться на него, приложить к заявлению, необходимое приложение, приложиться к чаше, заложить в ломбард, уложить спать, переложить вещи, отложить дело, написать изложение, получить предложение, обложной дождь, местоположение, возложение венков, разложить карты, налогообложение.

    Исключение: по лог.

    В чередовании букв о//а в корне гар-/гор- опираемся на ударение. В безударном положении в этом корне пишется буква о.

    Примеры слов с корнем гор- :

    бежать как угорелый, угореть, погореть, погорелец, загореть, загорелый, пригореть, пригорелый, нагореть, отгореть, сгореть, сгоревший сарай, перегореть, разгореться, возгорание, возгореться, несгораемый сейф, выгорание, выгореть, выгорать.

    Примеры с корнем гар- :

    угар, угарный, загар, пригарки.

    Слова-исключения: вы гарки, и згарь, при гарь.

    Примеры слов с корнем ЛАГ - ЛОЖ можно назвать такие:

    Изложение, изложить, расположиться, предложить, предложение, предположение, положить, предположить, положиться, положение, расположение.

    Прилагательное, полагать, предлагать, предполагать, располагаться, налагать, наложенный.

    Перед согласной Г писать нужно гласную А.

    Перед согласной Ж писать нужно гласную О.

    Примеры слов с корнем ГОР - ГАР .

    Гора, сгореть, загорать, горит, подгорел, выгорать.

    Угар, гармонь, загар.

    Гласную в этих корнях пишем придерживаясь такого правила:

    Под ударением нужно писать гласную А - ГАР.

    Без ударения нужно писать гласную О - ГОР.

    В правописании существует правило, которое гласит, что слова с чередующимися гласными в корнях проверить невозможно с помощью нахождения однокоренного слова. Для этого есть правило о чередовании гласных в корнях слов лаг- лож Перед ж в корне писать нужно о, а перед г- а.

    В словах, где корни гор - гар , без ударения должна писаться буква о.

    Например, слова с чередованием в корне лаг - лож - ложка, изложение - излагать, предложение - предлагать, сложение - слагать.

    Чередование гар - гор - загар - загорелый, предлагать - предлог.

    Прилаг ательное, слаг аемое, полаг ать - за корнем есть суффикс -а-, поэтому и в корне а .

    Слож ение, полож ить, прилож ить, долож ить, налож ить - -о- пишем в корне, потому что за ним нет суффикса -а-.

    Гор еть, загор еть, пригор еть, угор еть - в корне пишем -о-, потому что корень безударный.

    Угар , нагар , загар , перегар - под ударением в этом корне пишем -а-.

    Правило определяет, что перед согласной Г пишем гласную А, а перед согласной Ж пишется О.

    Ложе, положение и современное слово, известное всем геймерам лагать.

    Примеры слов с корнем гор - гар, смотрите на таблице. Правила просты, посмотрели, выявили закономерность и запомнили.

    Слова с -лаг- -лож- в корне слова:

    прилагать, приложить, приложение, переложить, изложение, уложить, сложить, слагаемое, излагать, предполагать.

    Слова с -гор- и -гар- в корне

    сгореть, сгорать, перегореть, догореть, выгореть, загорать, нагар, угар, гора, гористый, горевать, обгорел.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):

  • Предметные цели : знать правило о написании О-А в корне -лаг - - -лож -, уметь использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг - - -лож -, уметь различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; уметь различать корни-омофоны.
  • Метапредметные цели (цели, отражающие развитие ОУУД):
    • регулятивные : уметь планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; уметь высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
    • познавательные : уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, переводить информацию из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
    • коммуникативные :уметь работать в парах в соответствии с нормами общения, высказывать свои суждения, слушать и понимать других; уметь строить связную монологическую речь.

Целеполагание для учителя

  • Предметные : формировать умение использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг - - -лож -, умение различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; совершенствовать умение различать корни-омофоны.
  • Метапредметные (цели, отражающие развитие ОУУД):
    • регулятивные УУД : формировать умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
    • познавательные : научить пользоваться различными источниками информации, совершенствовать умение анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, развивать навык перевода информации из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
    • коммуникативные :организовать работу в группах, формировать умение работать в парах в соответствии с нормами общения, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других; помогать развивать связную монологической речь.

Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение оценивать самостоятельно достигнутые результаты.

Оборудование, необходимые материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Слайд №2)

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Постановка учебных задач (Слайды №3 – 4)

Учитель организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва:

  • сообщает, что работа на уроке будет проходить в парах;
  • просит вспомнить правило проверки безударной гласной в корнях слов;
  • предлагает вставить пропущенные буквы в словах на карточке №1 (Приложение 3 )

Задание для учащихся

Предл..гать, предл..жить, сл..гать, сл..жение, прил..гать, прил..жить.

3. Совместное исследование проблемы (Слайды № 5-8)

Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи:

  • предлагает разобраться, какое правило действует в корне -лаг -//-лож-, для этого предлагает выполнить задание на карточке №2 (Приложение 3 ):

Задание для учащихся

Выделите в словах корни. Распределите слова в два столбика. Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня. Выявите закономерность.
Предлагать, предложить, слагать, сложение, прилагать, приложить.

Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

4. Моделирование (Слайд № 9)

Учитель организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Предлагает сформулировать правило написания гласных а-о в корне -лаг -//-лож -.
Предлагает сравнить собственную формулировку с формулировкой учебника. (§38, п.1)

5. Конструирование нового способа действия (Слайд № 10)

Учитель организует учебное исследование для выделения понятия: предлагает составить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг - - -лож -.

Ученики составляют алгоритмы и оформляют графическая запись этих алгоритмов в тетради.

Физминутка (Слайд № 11)

Учитель предлагает встать и попробовать движениями рук, покачиваниями головы изобразить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг - // -лож -.
Учитель проговаривает вместе с детьми во время физминутки алгоритм применения правила.

6. Переход к этапу решения частных задач (практическая деятельность учащихся) (Слайды № 12-14)

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Составление словосочетаний (одно из слов с корнем -лаг - - -лож -).

Учитель осуществляют работу по выполнению отдельных операций: учащиеся осуществляют учебные действия по составленному алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы).

Задание для учащихся

Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.

пол..жение
изл..жение
сл..гаемое
предпол..жение
прил..гательное
сл..жение
изменить
высказать
закончить
просклонять
уменьшить
произвести

Ученики осуществляют самоконтроль.

Соблюдение морфологических норм при образовании видовой пары положить - класть и её парадигмы. Составление словосочетаний.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Участвуют в обсуждении содержания материала.

7. Применение общего способа действия для решения частных задач (Слайды № 15-17)

Учитель организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу по совершенствованию

  • умения использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг - - -лож -,
  • умения различать омонимичные корни.

Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение написания пропущенных букв.

Задание для учащихся

Составьте два предложения с данными словосочетаниями. Объясните написание пропущенных букв.

отл..жить газету
предл..гать чашку чая
уютно распол..житься
ул..жить куклу

Ученики применяют новый способ, осуществляя отработку операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения. Используют речь для регуляции своего действия.
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Работа с омонимичными корнями. (Сравнивают слова в двух столбиках. Определяют, почему они распределены в две группы?)

Задание для учащихся

предложение
положение
изложить
выложить
ложь
ложный

Ученики участвуют в обсуждении содержания материала. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы (итог урока) (Приложение 4 , Слайды № 18-31,32)

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий.
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Рефлексия: приём незаконченного предложения. (Я узнал… Я научился… Я никогда не ошибусь…)

8. Осмысление домашнего задания

Слайды № 33-36

Ученики могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

  • Выполнить упражнения 591 (1): составить и записать словосочетания с данными словами, объяснить написание гласных в корнях с чередованием.
  • Составить и записать небольшой текст (5-6 предложений) или отдельные предложения по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка» (http://smallbay.ru/kustodiev.html), используя слова с корнем -лаг - - -лож -. Объяснить написание гласных в корнях с чередованием.

Литература

  1. Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. - М: Мнемозина, 2008 г.
  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Комплект из 3-х частей. - М: Мнемозина, 2008 г.
  3. Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2-х частях. - М: Мнемозина, 2013 г.
  4. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М: Мнемозина, 2013 г.
  5. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова "Рус.яз. 5 кл" - М: Мнемозина, 2013 г.
  6. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М: Просвещение, 2012.
  7. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. - М.: Просвещение, 1999.